П 85 Психодиагностика личности : избранные психологические методики и тесты : [монография] / В.П. Прядеин ; Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования ХМАО – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» [и др.] <...> 80 Тест «Экспертная оценка ответственности, воли и симптомокомплексов качеств их составляющих» . <...> 82 Диагностика симптомокомплексов качеств отнесенных к ответственности и воле . <...> 85 Тест «Экспресс-диагностика симптомокомплексов качеств отнесенных к ответственности и воле» . <...> 102 Опросник диагностики саморегуляции ДИАСАМ (совместно с К.В. Злоказовым) . <...> Прядеин – 5 – А Ь Понятие «исполнительность» в психологических и педагогических словарях практически отсутствует, не смотря на то, что об исполнительности ребенка и взрослого, о необходимости выполнения заданий говорится в различных разделах возрастной и педагогической психологии. <...> Шкала оценок: 7 баллов – безусловно да, полностью согласен; 6 баллов – да, согласен; 5 баллов – возможно да, более согласен, чем не согласен; 4 балла – ответ нейтральный, нечто среднее между да и нет (прибегать к этому ответу не чаше одного раза на семь утверждений, а по возможности и вообще не использовать); 3 балла – возможно нет, более не согласен, чем согласен; 2 балла – нет, не согласен; 1 балл – безусловно нет, полностью не согласен. <...> Я вполне ответственный человек и не хочу, чтобы меня контролировали. <...> Я счастлив, когда при исполнении заданий удается сделать все, даже отдельные мелочи. <...> Мои желания не влияют на выполнение общественных поручений, т.к. я твердо убежден, что общественное – выше личного. <...> Исполнительность – это выполнение своих функциональных обязанностей на работе. <...> Я не хочу лишних осложнений – этим во многом объясняется моя исполнительность. <...> Из двух дел, одно из которых требует простой исполнительности, а за другое надо нести ответственность, я бы выбрал более простое. <...> Если задание не удается, я начинаю искать причины <...>
Психодиагностика_личности_избранные_психологические_методики_и_тесты.pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ЛАБОРАТОРИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
ПСИХОДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТИ:
ИЗБРАННЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
МЕТОДИКИ И ТЕСТЫ
Сургут 2013
В
.П
.
П
РЯ
Д
Е
И
Н
Стр.1
УДК 159.923
ББК 88.91
П 85
Печатается по решению
Редакционно-издательского совета СурГПУ
Рецензенты:
Кандидат психологических наук, доцент
Сургутского государственного педагогического университета
Бортникова Л.Г.
Кандидат психологических наук, доцент
Шадринского государственного педагогического института
Истомина С.В.
Прядеин, В. П.
П 85
Психодиагностика личности : избранные психологические методики и тесты :
[монография] / В.П. Прядеин ; Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования
ХМАО – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» [и др.]. – Сургут : РИО СурГПУ, 2013. – 245, [1] с.
ISBN 978-5-93190-313-2
В монографию вошли разнообразные методики, прошедшие проверку на надежность
и валидность, разработанные автором и под его руководством.
Данный инструментарий может быть использован в преподавании психологии и научно-исследовательской
деятельности преподавателями и аспирантами, педагогами-психологами
работающими в школах, практическими психологами и всеми теми, кто на профессиональном
уровне занимается экспериментальной психологией и психодиагностикой.
ББК 88.91
УДК 159.923
ISBN 978-5-93190-313-2
– 2 –
© Прядеин В.П., 2013
© Сургутский государственный
педагогический университет, 2013
Стр.2
А
ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................................................................... 5
МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТИ .................................................................... 6
Многомерно-функциональная диагностика исполнительности (ИСП–1К) ................................................. 6
Диагностика стиля исполнительности (ИСП–2К)........................................................................................... 13
Экспресс диагностика стиля исполнительности (ИСП–2Э)........................................................................... 19
Диагностика мотивации исполнительности (ИСП–3К) .................................................................................. 23
Экспресс диагностика мотивация исполнительности (ИСП–3Э) ................................................................. 27
МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ......................................................................... 30
Многомерно-функциональная диагностика ответственности (ОТВ–70) ..................................................... 36
Многомерно-функциональная диагностика ответственности (ОТВ–110)
(совместно с О.В. Мухлыниной) ...................................................................................................................... 41
Тест «Ответственность раньше, сейчас» (ОРС) .............................................................................................. 47
Тест «Экспресс-диагностика ответственности» (ЭДО) ................................................................................. 49
Тест «Принятие ответственности» ................................................................................................................... 51
Опросник «Дисциплинированность» (Д–К)
(совместно с Н.В. Воротниковой) .................................................................................................................... 53
МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ВОЛЕВОЙ АКТИВНОСТИ ................................................................. 60
Диагностика волевого усилия ...................................................................................................................... 61
Задание 1. «Написание простых элементов» .................................................................................................. 61
Задание 2. «Обвод» ............................................................................................................................................ 64
Задание 3. «Таблица Ландольта» ..................................................................................................................... 64
Задание 4. «Таблица Анфимова» ...................................................................................................................... 66
Задание 5. «Простое сложение» ....................................................................................................................... 68
Задание 6. «Сложное сложение» ...................................................................................................................... 70
Задание 7. «Составление слов» ........................................................................................................................ 72
Тест «Динамограф» ........................................................................................................................................... 72
Методики диагностики потребности в преодолении препятствий....................................................... 73
Задание 1. «Кубики» .......................................................................................................................................... 73
Задание 2. «Телефон» ........................................................................................................................................ 74
Задание 3. «Квадраты» ...................................................................................................................................... 74
Задание 4. «Перепутанные линии» .................................................................................................................. 75
Задание 5. «Карандаш» ..................................................................................................................................... 77
Методики диагностики содержательного аспекта воли ........................................................................ 79
Опросник «Воля» ............................................................................................................................................... 80
Тест «Экспертная оценка ответственности, воли
и симптомокомплексов качеств их составляющих» ....................................................................................... 82
Диагностика симптомокомплексов качеств отнесенных к ответственности и воле ................................... 85
Тест «Экспресс-диагностика симптомокомплексов качеств отнесенных
к ответственности и воле» ................................................................................................................................ 88
Тест «Характеристика воли» ............................................................................................................................ 90
Тест «Анализ целеустремленности» ................................................................................................................ 90
МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ СТРАХА ................................................................................................... 91
Многомерно-функциональная диагностика «Страха» (ДС)
(совместно с А.Ф. Чернавским) ........................................................................................................................ 91
Вопросник «Страх, радость, гнев» (СРГ) ........................................................................................................ 98
Тест «Страх» ...................................................................................................................................................... 100
МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ САМОРЕГУЛЯЦИИ ............................................................................. 102
Опросник диагностики саморегуляции ДИАСАМ (совместно с К.В. Злоказовым) ................................... 102
Дополнительные характеристики к вопроснику ДИАСАМ .......................................................................... 114
Диагностика саморегуляции (ДС–30) .............................................................................................................. 116
Опросник «Саморегуляция» (ОС) (модификация методики А.К. Осницкого) ............................................ 118
– 3 –
Стр.3
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ПРОГНОЗА ............................................................................... 125
Типологический опросник прогноза (ТОП) ................................................................................................. 125
Тест «Тревожность-прогноз» (Бачки) ........................................................................................................... 127
Тест «Измени слово» (совместно с В.А. Сухоносовым) ............................................................................. 127
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ......................................................................... 129
Опросник «Типология управления» ............................................................................................................. 129
Опросник «Авторитарность, эгоцентризм, самодостаточность» (Наполеон) ........................................... 131
Опросник «Ответственность, саморегуляция, строгость, риск» (Оса) ...................................................... 134
Опросник «Управление» ................................................................................................................................ 137
Методика «Психологическая совместимость» (Пятнашки) ....................................................................... 139
Методика «Марбургская игра» ...................................................................................................................... 145
Методика «Карточный домик» ...................................................................................................................... 146
Методика «Совесть, коррупция, соц. реализм» (Альтруизм) ..................................................................... 148
Методика «Рассудительность» ...................................................................................................................... 152
Методика «Адекватность-неадекватность» (АД) ........................................................................................ 154
Методика «Стоматология» ............................................................................................................................ 155
Методика «Социальный реализм» ................................................................................................................ 157
Методика «Отношение к власти» ................................................................................................................. 160
Многомерно-функциональная диагностика конфликтности (совместно с И.В. Свириденко) ................ 162
Методика «Жизненный опыт» (ЖО) (совместно с О.А. Цветковой) ......................................................... 166
ДИАГНОСТИКА КОНФОРМИЗМА, ИСКРЕННОСТИ – НЕИСКРЕННОСТИ............................. 173
Многомерно-функциональная диагностика лжи» (Лж № 0) (совместно с И.А. Церковниковой) .......... 173
Диагностика конформизма – самостоятельности (ИСП–4)......................................................................... 177
МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ В ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ .................................. 180
Методика «Антропометрия» ......................................................................................................................... 180
Методика «Вид спорта» ................................................................................................................................. 181
Методика «Моя психология» ........................................................................................................................ 183
Методика «Приоритетные качества» (ПК) ................................................................................................... 187
Методика «Учитель (тренер) глазами ученика» .......................................................................................... 190
Методика «Отношение к тренировочному и соревновательному процессу» (ОТС) ............................... 192
ДИАГНОСТИКА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ..................................................... 198
Опросник «Безопасность жизнедеятельности» (БЖ–К) ............................................................................. 198
МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКА ВОЗРАСТА............................................................................................ 205
Тест «Определение ведущего возраста и его составляющих» (ВОЗР)
(совместно с И.В. Свириденко) ..................................................................................................................... 205
Тест «Экспресс диагностика возраста» (ЭДВ) (совместно с И.В. Свириденко) ....................................... 209
ПСИХОДИАГНОСТИКА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ (ШКОЛА – ВУЗ) .......................................... 212
Тест «Экспертная оценка руководства школы и учителей» ....................................................................... 212
Тест «Исполнительность – ответственность» .............................................................................................. 216
Тест «Склонность к наркомании и асоциальному поведению» (НАП) ..................................................... 218
Методика. «Учитель (практикант, стажер) глазами ученика» (Стажер) ................................................... 220
ДИАГНОСТИКА ВНУШАЕМОСТИ ....................................................................................................... 223
Тест «Глазомер» .............................................................................................................................................. 223
Тест «Кубики» ................................................................................................................................................. 225
Тест «Зеленый свет» ....................................................................................................................................... 229
Тест «Скорость счета» .................................................................................................................................... 230
МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ
ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРЕОБЛАДАНИЯ
ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ СИГНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ .............................................................................. 233
Вопросник «Сила, подвижность, уравновешенность» (СПУ) .................................................................... 233
Вопросник «Экспресс-диагностика СПУ» (сила, подвижность, уравновешенность) .............................. 237
Тест «Ассоциация по плоской фигуре»......................................................................................................... 239
Тест «Составление плоской фигуры»............................................................................................................ 241
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК....................................................................................................... 244
– 4 –
Стр.4
Создание предлагаемых психодиагностических методик связано с:
дефицитом тестов по системно-функциональной диагностике отдельных свойств и качеств
человека;
необходимостью использование надежного инструментария в научных целях, прошедшего
проверку на надежность и валидность;
расширением «узких» мест и взглядов на казалось бы известные психологические феномены;
желанием упростить некоторые из существующих методик, без потери их психодиагностической
ценности, для проведения практических занятий со студентами;
облегчением работы педагога-психолога в школе;
оказанием действенной помощи спортивным психологам;
расширением круга лиц заинтересованных в создании психодиагностических методик
и накоплении базы данных по отдельным психологическим направлениям.
В монографию вошли методики по диагностике отдельных качеств и свойств личности: исполнительности,
дисциплинированности, ответственности, воли и волевых качеств, страха, искренности,
внушаемости и конформизма, свойств ВНД и преобладания первой и второй сигнальных систем.
Часть методик направлена на исследование в социальной сфере, в области физической культуры
и спорта, в школе.
Методологической основой для создания ряда методик послужил системно-функциональный
подход к изучению личности и ее свойств (школа А.И. Крупнова). При разработке методик мы также
опирались на психологию интегральной индивидуальности (школа В.С. Мерлина – Б.А. Вяткина),
в частности, исходили из связи разноуровневых свойств индивидуальности.
Хотелось бы выразить глубокую благодарность Эре Александровне Голубевой и Александру
Ивановичу Крупнову – моим научным руководителям, оказывающим мне неоценимую помощь
и поддержку на всех этапах моей научной деятельности.
Слова признательности к.психол.н., доценту Кириллу Витальевичу Злоказову оказавшему
помощь в статистической обработке ряда диагностических методик, а также всем аспирантам (и ныне
действующим кандидатам психологических наук, которых я считаю полноправными соавторами),
за сотрудничество и помощь в апробации ряда методик и тестов.
Доктор психологических наук, профессор
профессор кафедры психологии,
факультета психологии и педагогики СурГПУ
В.П. Прядеин
– 5 –
Стр.5