Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Основы межэтнических коммуникаций

1   0
АвторыПанченко Алексей Борисович, Гаврисенко Елена Андреевна
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц115
ID313531
АннотацияУчебно-методическое пособие "Основы межэтнических коммуникаций" представляет собой рекомендации для студентов по изучению соответствующего курса. Пособие включает тексты лекций, разработки аудиторных и самостоятельных заданий, а также дополнительные материалы, включающие фрагменты учебных текстов, подборки фольклора, проблемных межэтнических и межкультурных ситуаций. Предназначено для студентов всех направлений подготовки СурГПУ.
Основы межэтнических коммуникаций / А. Б. Панченко, Е. А. Гаврисенко .— Сургут : РИО СурГПУ, 2013 .— 115 с. — URL: https://rucont.ru/efd/313531 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Пособие включает тексты лекций, разработки аудиторных и самостоятельных заданий, а также дополнительные материалы, включающие фрагменты учебных текстов, подборки фольклора, проблемных межэтнических и межкультурных ситуаций. <...> ББК 60.545.1я73 УДК 316.347(07)  Панченко А.Б., Гаврисенко Е.А., 2013  Сургутский государственный педагогический университет, 2013 – 2 –  Учебный курс «Основы межэтнической коммуникации» (ОМК) является одной из дисциплин, изучаемых в рамках регионального компонента учебного плана, и читается на всех факультетах. <...> Этнические процессы в современном мире, России и регионе отличаются высокой интенсивностью, сложностью и противоречивостью. <...> Межпредметные связи курса прослеживаются, главным образом, с такими дисциплинами как «История», «История ХМАО» и «Современная политическая карта мира». <...> Также имеются соотнесения с отдельными темами таких дисциплин как «Психология» (характер, общение, коммуникативное поведение и др.), «Философия» и «Социология» (мировоззрение, общечеловеческие ценности, современное постиндустриальное общество и др.) <...> Задачи курса: 1) научиться применять основные понятия курса для анализа этнических процессов в современном мире, РФ, ХМАО; 2) научиться анализировать проблемные ситуации межэтнического взаимодействия с позиции толерантности. <...> По окончании изучения курса студенты должны: Знать:  основные понятия курса;  виды этнических процессов;  причины межэтнических конфликтов, пути их преодоления;  этническую ситуацию в России и регионе: этнический состав населения, законы, проблемы и тенденции этнических процессов;  этническую миграционную ситуацию в России и ХМАО;  основы этикета международного общения;  особенности коммуникативного поведения разных народов. <...> – 3 – Уметь:  анализировать современную этническую ситуацию, в мире, России, ХМАО-Югре;  выделять логику развития этнических и миграционных процессов;  определять специфические <...>
Основы_межэтнических_коммуникаций.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Основы_межэтнических_коммуникаций.pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» А.Б. Панченко Е.А. Гаврисенко Учебно-методическое пособие в модульной технологии Сургут, 2013
Стр.1
ББК 60.545.1я73 УДК 316.347(07) П 16 Печатается по решению Редакционно-издательского совета СурГПУ Рецензенты: И.В. Октябрьская, доктор исторических наук, профессор, зав. сектором этнографии ИАЭт СОРАН Н.В. Фролова, старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин Сургутского государственного педагогического университета Панченко А.Б., Гаврисенко Е.А. П 16 Основы межэтнических коммуникаций : учебно-методическое пособие в модульной технологии. – Сургут : РИО СурГПУ, 2013. – 114 с. Учебно-методическое пособие «Основы межэтнических коммуникаций» представляет собой рекомендации для студентов по изучению соответствующего курса. Пособие включает тексты лекций, разработки аудиторных и самостоятельных заданий, а также дополнительные материалы, включающие фрагменты учебных текстов, подборки фольклора, проблемных межэтнических и межкультурных ситуаций. Предназначено для студентов всех направлений подготовки СурГПУ. ББК 60.545.1я73 УДК 316.347(07)  Панченко А.Б., Гаврисенко Е.А., 2013  Сургутский государственный педагогический университет, 2013 – 2 –
Стр.2
 Учебный курс «Основы межэтнической коммуникации» (ОМК) является одной из дисциплин, изучаемых в рамках регионального компонента учебного плана, и читается на всех факультетах. Данный курс преподаётся уже не первый год. Материалы к нему разрабатывали д.и.н. И.В. Октябрьская, к.и.н. А.В. Сутула, к.и.н. С.А. Дудкина, Е.А. Гаврисенко, А.Б. Панченко. Предлагаемое учебное пособие представляет собой обобщение и дополнение этих материалов. Этнические процессы в современном мире, России и регионе отличаются высокой интенсивностью, сложностью и противоречивостью. Бурные события конца 1980-х – начала 1990-х годов, приведшие к росту национального самосознания и самоопределения, которые, в свою очередь, стали причинами возникновения и обострения непримиримых противоречий и резких этнических конфликтов, требуют нового осмысления и изучения. В последние десятилетия эти противоречия не только не были решены, но и получили новое развитие. Проблемы межэтнических коммуникаций особенно значимы для современной России, которая является многонациональным государством, а также для нашего округа – одного из лидеров в стране по масштабам иноэтнических миграций. Кроме того, актуальность появления в учебных планах данной дисциплины обусловлена расширением интернациональных структур в современном мире, в том числе и в системе высшего образования, а также на уровне повседневного межличностного общения. «Основы межэтнических коммуникаций» – это дисциплина, которая объединяет исследования и теоретические разработки сразу нескольких отраслей наук (этнология, психология, антропология, лингвистика, история и т.д.). Её основное назначение, по мнению большинства учёных, занимающихся данной проблематикой, – это создание связи между теорией и социальной практикой. В этом плане, её определяют, прежде всего, как прикладную социально-культурологическую науку. Межпредметные связи курса прослеживаются, главным образом, с такими дисциплинами как «История», «История ХМАО» и «Современная политическая карта мира». Также имеются соотнесения с отдельными темами таких дисциплин как «Психология» (характер, общение, коммуникативное поведение и др.), «Философия» и «Социология» (мировоззрение, общечеловеческие ценности, современное постиндустриальное общество и др.). Курс «Основы межэтнических коммуникаций» ориентирован, прежде всего, на формирование у студентов следующих компетенций: 1) уважительное отношение к историческому наследию и культурным традициям. 2) понимание закономерностей исторического процесса, способность к объективному восприятию исторической информации, её анализу и обобщению. 3) готовность проявлять расовую, национальную, этническую и религиозную толерантность. Цель курса: научиться осуществлять межэтническую коммуникацию с позиции толерантности. Задачи курса: 1) научиться применять основные понятия курса для анализа этнических процессов в современном мире, РФ, ХМАО; 2) научиться анализировать проблемные ситуации межэтнического взаимодействия с позиции толерантности. Цели и задачи к курсу в целом и к каждому учебному элементу сформулированы как законченное действие, однако поскольку в рамках одного занятия невозможно достичь конечного результата, стоит отметить, что при изучении отдельных тем студенты овладевают только базовыми алгоритмами. Следовательно результаты могут быть проверены только по завершению курса. По окончании изучения курса студенты должны: Знать:  основные понятия курса;  виды этнических процессов;  причины межэтнических конфликтов, пути их преодоления;  этническую ситуацию в России и регионе: этнический состав населения, законы, проблемы и тенденции этнических процессов;  этническую миграционную ситуацию в России и ХМАО;  основы этикета международного общения;  особенности коммуникативного поведения разных народов. – 3 –
Стр.3
Уметь:  анализировать современную этническую ситуацию, в мире, России, ХМАО-Югре;  выделять логику развития этнических и миграционных процессов;  определять специфические особенности культур различных народов;  объяснять особенности коммуникативного поведения и норм этикета разных народов;  представлять информацию по теме в форме презентации, коллажа;  находить пути решения проблемных ситуаций межэтнического и межкультурного общения. Владеть:  навыками анализа статистической информации по этническому и миграционному составу населения страны, региона;  навыками формулирования общих рекомендаций для участников МЭК, исходя из ситуации, этнических и культурных особенностей. Курс состоит из двух модулей. 1. Основные понятия курса и основные этнические процессы современности. В рамках модуля студентами изучаются определения основных понятий курса, а также ключевые вопросы теории межкультурных и межэтнических коммуникаций, такие как особенности межэтнических конфликтов, теоретические основания этнической толерантности; студенты знакомятся с характеристикой современной этнической картины мира, России и ХМАО-Югры, проблемой этнических меньшинств в нашем регионе. Это позволяет студентам более эффективно анализировать современную этническую ситуацию в России и мире. На самостоятельную работу выносятся общая характеристика народов мира и этническая характеристика народов России. Всё это позволяет студентам лучше ориентироваться в современной этнической ситуации в мире, России, ХМАО-Югре, а также выявлять и понимать её динамику. 2. Межкультурные различия и проблемы МЭК в современном мире. В ходе модуля на лекционных и практических занятиях студентами изучаются основы этнопсихологии (понятия «национальный характер» и «менталитет»), анализируются элементы традиционной культуры в современном мире, межкультурные различия в деловом и межличностном общении, особенности этнической культуры народов России и менталитета русских, национальные особенности этикета. На самостоятельную работу выносится изучение и анализ этнических символов и этнических образов народов мира. Курс рассчитан на один семестр, и преподаётся в рамках модульно-рейтинговой формы обучения. Общий объём курса 108 часов, из которых 44 часа – аудиторные занятия, включающие лекционные и практические занятия (лекций – 10 часов, практических занятий – 28 часов). Аудиторная работа предполагает тесную взаимосвязь с самостоятельной работой, в рамках которой студентам предлагается проанализировать конфликтные межэтнические ситуации, ознакомиться с этническими символами народов мира, фольклором народов мира и России. КСР – 10 часов, из них 6 часов – контроль выполнения самостоятельных заданий, проведение которого предполагается, главным образом, в такой форме, как поиск информации и представление её в виде презентаций и коллажей; 4 часа – итоговый контроль, который проводится в форме письменных контрольных работ. Текущий контроль осуществляется в различных формах: устных ответов на практическом занятии, составления таблиц, схем и т.д. Письменный контроль ориентирован как на проверку знаний студентов по теме (тесты разного типа), так и на понимания ими основных вопросов теории (проблемные вопросы и т.д.). Предусмотрены формы контроля в виде заданий творческого характера – коллажи, презентации и др., в рамках которых проверяются, главным образом, умения студентов применять полученные теоретические знания на практике. Задания, представленные в пособии, по большей части носят аналитически-творческий характер. Аналитический компонент при этом занимает более существенное место. Однако в связи с тем, что курс читается на всех факультетах, содержание и форма выполнения заданий могут варьироваться в соответствии со спецификой направлений подготовки студентов, а также их возрастных особенностей. Итоговая аттестация по курсу – экзамен, оценку за который студенты получают по освоении двух модулей и результатам итогового тестирования. Специфика организации учебного процесса по данному курсу заключается в том, что большое внимание уделяется раскрытию творческих способностей студентов, их самостоятельности, представляются широкие возможности для высказывания и аргументации своего мнения, оценки той или иной ситуации, а также развития навыков работы в коллективе (малой группе). – 4 –
Стр.4
Учебное пособие состоит из основной части, содержащей тексты лекций, разработки аудиторных и самостоятельных заданий, а также приложения, включающего фрагменты учебных текстов, подборки фольклора, проблемных межэтнических и межкультурных ситуаций. Наличие приложения обусловлено отсутствием специальной литературы по курсу и необходимостью минимизировать непроизводительные временные затраты на аудиторных занятиях. При работе в рамках курса также необходимо применять ресурсы Internet, содержащие соответствующую информацию. В заключение следует выделить несколько замечаний, касающихся терминологии, применяемой в курсе. Признавая сложность и неоднозначность таких понятий как «этнос» и «народ», для упрощения восприятия авторы в большинстве случаев используют их как тождественные в связи с устоявшимся представлением об их равнозначности. Понятие «культура» в пособии используется в двух значениях: как совокупность материальных и духовных ценностей (например, в случае с традиционной культурой) и как группа её носителей (когда речь идёт о взаимодействии представителей различных культур). Признавая сложность разделения понятий «межкультурная компетенция» и «межкультурная компетентность», авторы придерживаются позиции к.филос.н. Александра Петровича Садохина, который разграничивает их. – 5 –
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.