Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Методология и методы социологических исследований

1   0
АвторыАминов Салават Рифгатович, Богдан Сергей Сергеевич, Думинская Марина Викторовна, Сургутский гос. пед. ун-т
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц49
ID313528
АннотацияВ учебно-методическом пособии изложены основные методологические, методические и организационные аспекты, необходимые для подготовки, проведения и представления результатов социологического исследования.
Кому рекомендованоПредназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 040700.62 «Организация работы с молодежью», а также специалистов-практиков, преподавателей социально-гуманитарных дисциплин.
УДК316.014(07)
ББК60.506я73
Методология и методы социологических исследований : учеб.-метод. пособие / С.Р. Аминов, С.С. Богдан, М.В. Думинская; Сургутский гос. пед. ун-т .— Сургут : РИО СурГПУ, 2013 .— 49 с. — URL: https://rucont.ru/efd/313528 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ГОУ ВПО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ КОММУНИКАЦИЙ КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И СОЦИОЛОГИИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Направление подготовки 040700.62 Организация работы с молодежью Сургут 2013 УДК 316.014(07) ББК 60.506я73 М 54 Печатается по рекомендации отдела сертификации и методического сопровождения образовательного процесса СурГПУ Рецензент: Доктор педагогических наук, профессор кафедры философии и социологии Сургутского государственного педагогического университета М.Р. Юлдашева М 54 Методология и методы социологических исследований : учеб.-метод. пособие : направление подготовки 040700.62 Организация работы с молодежью / Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования ХМАО – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. <...> УДК 316.014(07) ББК 60.506я73 © Сургутский государственный педагогический университет, 2013 2 ВВЕДЕНИЕ Установление социальных закономерностей имеет огромное значение в будущей профессиональной деятельности студента, обучающегося по направлению «Организации работы с молодежью», поскольку создает основу для прогнозирования и моделирования исследуемых явлений, событий, типов поведения различных социальных группах, молодежных сообществ; для осуществления контроля и управления над социальными процессами в обществе; выработки рекомендаций по вопросам политики, экологии, воспитания, культуры молодежи и т.д. <...> Цель освоения дисциплины – формирование способности разрабатывать и проводить социологические исследования на основе получения достоверных эмпирических знаний о состоянии социальных явлений и процессов на уровне индивида, группы и общества. <...> Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины: ПК 1 – Общенаучные компетенции:  способность осуществлять сбор и систематизацию научной информации <...>
Методология_и_методы_социологических_исследований.pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ГОУ ВПО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ КОММУНИКАЦИЙ КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И СОЦИОЛОГИИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Направление подготовки 040700.62 Организация работы с молодежью Сургут 2013
Стр.1
УДК 316.014(07) ББК 60.506я73 М 54 Печатается по рекомендации отдела сертификации и методического сопровождения образовательного процесса СурГПУ Рецензент: Доктор педагогических наук, профессор кафедры философии и социологии Сургутского государственного педагогического университета М.Р. Юлдашева М 54 Методология и методы социологических исследований : учеб.-метод. пособие : направление подготовки 040700.62 Организация работы с молодежью / Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования ХМАО – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. : С. Р. Аминов, С. С. Богдан, М. В. Думинская. – Сургут : РИО СурГПУ, 2013. – 48, [1] с. В учебно-методическом пособии изложены основные методологические, методические и организационные аспекты, необходимые для подготовки, проведения и представления результатов социологического исследования. Предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 040700.62 Организация работы с молодежью, а также специалистов-практиков, преподавателей социально-гуманитарных дисциплин. УДК 316.014(07) ББК 60.506я73 © Сургутский государственный педагогический университет, 2013 2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ Установление социальных закономерностей имеет огромное значение в будущей профессиональной деятельности студента, обучающегося по направлению «Организации работы с молодежью», поскольку создает основу для прогнозирования и моделирования исследуемых явлений, событий, типов поведения различных социальных группах, молодежных сообществ; для осуществления контроля и управления над социальными процессами в обществе; выработки рекомендаций по вопросам политики, экологии, воспитания, культуры молодежи и т.д. Практическая работа организатора работы с молодежью требует овладения методологией и методикой социологического исследования. Цель освоения дисциплины – формирование способности разрабатывать и проводить социологические исследования на основе получения достоверных эмпирических знаний о состоянии социальных явлений и процессов на уровне индивида, группы и общества. Задачи освоения дисциплины:  дать знание теоретических, методологических и методических основ подготовки и проведения эмпирических социологических исследований;  сформировать умения и навыки их использования в профессиональной деятельности при исследовании социальных проблем различных сферах жизнедеятельности молодежи и общества в целом. Место курса в профессиональной подготовке выпускника. Дисциплина «Методология и методы социологических исследований» относится к профессиональному блоку вариативных (профильных) дисциплин, носит междисциплинарный характер, выделяется практико-ориентированным подходом и интегрированностью в предметную область отраслевых дисциплин. Данный курс читается в течение одного семестра на втором году обучения и требует определенной теоретической подготовки студентов, которая дается в рамках курса «Социология»; изучается параллельно с такими дисциплинами как «Социология молодежи», «Современные методы исследования», что предполагает формирование комплекса знаний, умений и навыков, необходимого для последующих этапов подготовки бакалавра по направлению «Организация работы с молодежью», проведения учебной и производственной практики, практикумов по социологическим, маркетинговым, проективным исследованиям, написания курсовых и дипломных работ. На изучение дисциплины «Методология и методы социологического исследования» отводится 216 часов (трудоемкость): аудиторных часов – 90, из них лекционных – 36 часов, семинарских и практических занятий – 50 часов, контроль самостоятельной работы – 4 часа; самостоятельная работа студентов составляет 99 часов; рубежный контроль – 27 часов. Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины: ПК 1 – Общенаучные компетенции:  способность осуществлять сбор и систематизацию научной информации по молодёжной проблематике;  навыки в составлении обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по молодёжной тематике;  способность выступать с докладами и сообщениями и участвовать в обсуждении проблем на семинарах, научно-практических конференциях;  способность участвовать в подготовке эмпирических исследований по молодёжной проблематике. ПК 2 – Профессиональные компетенции:  умение использовать социально-технологические методы при осуществлении профессиональной деятельности;  способность участвовать в развитии инновационных технологий в практике работы с молодежью. ПК 4 – Управленческие компетенции:  способность участвовать в развитии проектно-аналитической и экспертно-консультационной деятельности в молодежной среде. ПК 5 – Инструментальные компетенции:  умение осуществлять сбор и классификацию информации;  владение навыками составления информационных обзоров по исследуемой проблеме. 3
Стр.3
Таблица 1 № 1 Знание Проектируемые результаты освоения дисциплины Умение основных методологические и методические особенностей разработки стратегии социологического исследования и ее реализации 2 основных методов сбора и анализа социальной информации 3 основных требований к подготовке и представлению научного отчета о результатах проведенного социологического исследования воспринимать социологическую информацию и понимать ее сущность и значение в развитии современного общества осуществлять сбор первичной социальной информации, применять методы обобщения и анализа данных социального исследования, методов презентации его результатов использовать знания методики социальных исследований анализ исходных данных для социального прогнозирования и проектирования социальных практик Владение техническими средствами для измерения основных параметров социальных процессов навыками разработки организационно-технической документации навыками по внедрению результатов в социальную практику и социальные модели поведения Таким образом, в системе подготовки данная дисциплина имеет существенное значение, т.к. сформированные в процессе ее освоения компетенции необходимы для успешного выполнения целого ряда практических задач, поставленных в соответствии с основными видами профессиональной деятельности бакалавра по организации работы с молодежью. Таблица 2 Направленность результатов освоения дисциплины на формирование готовности к выполнению профессиональных видов деятельности Виды профессиональной деятельности Формирование готовности к выполнению профессиональных задач 1 Участие в работе семинаров, научнопрактических конференций, тренингов Участие в подготовке эмпирических исследований по молодежной проблематике; Сбор и систематизация научной информации по молодёжной проблематике; составление информационных обзоров по исследуемой проблеме Умение организовывать и планировать работу с молодыми людьми в молодежных сообществах по месту жительства, учебы, работы, отдыха, временного пребывания молодежи 2 * * * * * * * 3 4 5 6 7 4 Научноисследовательская Организационноуправленческая Информационноаналитическая Производственная и социальнотехнологическая Социальнопроектная Организационномассовая
Стр.4
1 Организация информационного обеспечения молодежи по вопросам реализации молодежной политики, взаимодействие с молодежными СМИ и молодёжными редакциями СМИ Освоение инновационных технологий в практике работы с молодежью Применение статистических и социологических методов сбора социальной информации Участие в выявлении проблем в молодёжной среде и выработке их организационного решения в области занятости, трудоустройства, предпринимательства, досуга, быта и взаимодействие с объединениями и организациями, представляющими интересы молодежи Участие в разработке и внедрении социальных проектов по реализации программ по проблемам детей, подростков и молодежи * * * * * * Особенность данного учебно-методического пособия заключается в том, что оно ориентировано на студентов направления подготовки «Организация работы с молодежью» с учетом требований ФГОС ВПО, модели бакалавра и профессиональных компетенций к их подготовке. Цель учебно-методического пособия – организация самостоятельной работы студентов по освоению теоретического материала учебного курса «методология и методика социологического исследования», овладение практическими навыками разработки и проведения социологического исследования. Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:  управлять познавательной деятельностью студентов;  формировать у студентов теоретические знания и практические навыки в области разработки стратегии и программы социологического исследования;  определять методологические и методические требования к обоснованию методов сбора первичной социологической информации;  формировать навыки анализа и оформления результатов социологических исследований. В пособии представлены методические и операциональные рекомендации по основным разделам курса «Методология и методы социологического исследования». В структуру основного содержания пособия включен базовый теоретический материал, контрольные вопросы и практические задания, направленные на формирование необходимых навыков при составлении программы и проведении социологического исследования, примерный перечень тематики социологических исследований, список рекомендуемой литературы. В соответствии с п.7.3. ФГОС ВПО по направлению подготовки «Организация работы с молодежью» реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. В связи с этим в данном учебно-методическом пособии разработаны блоки вопросов и практических заданий, которые могут быть использованы в ходе различных форм проведения семинарских и практических занятий (коллоквиум, ингра-симулятор, конференция, практический тренинг и др.) в процессе организации самостоятельной работы студентов по основным тематическим разделам изучаемой дисциплины, а также для проведения контроля выполнения студентом поставленных учебных задач. В структуру основного содержания пособия включен базовый теоретический материал по курсу «Методология и методика социологического исследования», контрольные вопросы и практические задания, направленные на формирование необходимых навыков для разработки и проведения социологического исследования; примерный перечень тематики социологических исследований, разработанных с учетом специфики направления подготовки бакалавра; представлен список рекомендуемой литературы по курсу. Учебно-методическое пособие может быть также использовано для студентов, обучающихся по направлению специальности 040104.65 «Организация работы с молодежью» в рамках изучения дисциплины «Методы комплексного исследования и оценки молодежи в обществе». 5 * 2 3 * 4 * * * * Продолжение таблицы 2 5 6 7
Стр.5
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Всего часов Аудиторных № п/п Название темы 1 2 3 4 5 Раздел 1. Методологические основы подготовки и проведения социологического исследования 8 2 Понятие и виды социологического исследования Понятие и сущность стратегии социологического исследования Понятие, функции, структурное содержание программы социологического исследования Виды стратегического планирования социологических исследований Этапы разработки программы социологического исследования 6. Определение объекта, предмета, цели и задач социологического исследования 7. Формулирование гипотез решения проблемы 8. Выборка социологического исследования 9. Интерпретация основных понятий социологического исследования 10. Методическое планирование социологического исследования 11. Организационно-стратегическое планирование проведения социологического исследования Всего по разделу: 12. Виды анализа документов 13. Методы анализа документов 14. Виды социологических опросов 15. Методы опроса 16. Виды анкетных опросов 17. Особенности проведения интервьюирования 18. Методы интервьюирования 19. Метод социологического наблюдения Всего по разделу: 20 22 Задачи и требования к анализу социологической информации 21 Анализ и обобщение социологической информации Основные требования, предъявляемые к научному отчету о результатах социологического исследования 23 Подготовка научного отчета о результатах социологического исследования 24 Представление научного отчета о результатах социологического исследования Всего по разделу: Всего по курсу: 6 8 4 10 4 7 2 9 4 7 2 6 2 6 2 10 4 10 4 14 4 2 4 4 2 4 2 2 2 4 4 4 95 34 20 8 8 Раздел 2. Методы социологического исследования 5 8 6 2 2 4 8 6 8 6 16 2 2 4 4 4 4 4 4 6 7 10 23 4 4 4 4 4 6 4 6 4 4 4 4 63 28 8 8 12 Раздел 3. Анализ и оформление результатов социологического исследования 6 4 4 6 4 6 5 5 5 4 4 6 6 6 3 4 4 4 2 4 2 4 2 4 2 2 3 4 4 15 52 22 8 4 10 4 15 15 216 90 36 20 38 4 99 27 8 27 8 4 57 4 Трудоемкость Всего Лекций Семинарских Практических КСР Самостоятельная работа Рубежный контроль
Стр.6