ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» В.П. ПРЯДЕИН ВОЛЯ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ВОЛЕВОЙ АКТИВНОСТИ И ИХ ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ МОНОГРАФИЯ Сургут 2014 УДК 159.947 ББК 88.252.2 П 85 Печатается по решению Редакционно-издательского совета СурГПУ Рецензенты: Кандидат психологических наук, доцент Института психологии Уральского государственного педагогического университета Смирнов А.В. <...> Кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой психологии Сургутского государственного педагогического университета Капустина Н.Г. Прядеин, В. <...> П 85 Воля как предмет психологического и психофизиологического исследования: индивидуальные различия волевой активности и их типологические предпосылки [монография] / В. П. Прядеин ; Департамент образования и молодёж. политики Ханты-Манс. авт. округа – Югры, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования ХМАО – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т». <...> Эти же характеристики воли были соотнесены с блоком психологических (внушаемость, эмоциональность, общительность и др.) методик. <...> Психофизиологические данные (безусловнорефлекторные ЭЭГ-парамеры и показатели свойств НС по методикам В.Д. Небылицына и Я. <...> Это комплексное изучение предполагает сопоставление простых волевых действий, моделируемых в лабораторных условиях, с жизненными характеристиками волевых действий и качеств человека, а также с биоэлектрическими показателями основных типологических свойств нервной системы и взаимодействием первой и второй сигнальных систем. <...> Первый тип – это волевые действия, степень усилий в которых определялась самим испытуемым. <...> Второй тип – это волевые действия с максимальными <...>
Воля_как_предмет_психологического_и_психофизиологического_исследования_индивидуальные_различия_волевой_активности_и_их_типологические_предпосылки.pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
В.П. ПРЯДЕИН
ВОЛЯ
КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ:
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ
ВОЛЕВОЙ АКТИВНОСТИ
И ИХ ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
МОНОГРАФИЯ
Сургут 2014
Стр.1
УДК 159.947
ББК 88.252.2
П 85
Печатается по решению
Редакционно-издательского совета СурГПУ
Рецензенты:
Кандидат психологических наук, доцент
Института психологии Уральского государственного педагогического университета
Смирнов А.В.
Кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой психологии
Сургутского государственного педагогического университета
Капустина Н.Г.
Прядеин, В. П.
П 85
Воля как предмет психологического и психофизиологического исследования:
индивидуальные различия волевой активности и их типологические предпосылки
[монография] / В. П. Прядеин ; Департамент образования и молодёж. политики Ханты-Манс.
авт. округа – Югры, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования ХМАО – Югры
«Сургут. гос. пед. ун-т». – Сургут : РИО СурГПУ, 2014. – 189, [1] с.
ISBN 978-5-93190-343-9
Монография посвящена изучению одного из базовых свойств личности – воле.
Параметры волевой активности в психомоторной, интеллектуальной и сфере произвольного
внимания сопоставлялись с жизненными проявлениями воли, волевыми качествами.
Эти же характеристики воли были соотнесены с блоком психологических (внушаемость,
эмоциональность, общительность и др.) методик.
Психофизиологические данные (безусловнорефлекторные ЭЭГ-парамеры и показатели
свойств НС по методикам В.Д. Небылицына и Я. Стреляу) позволили выявить дифференциально-психологические
и психофизиологические предпосылки волевой активности
в их единстве и взаимообусловленности.
Для психологов и психофизиологов.
УДК 159.947
ББК 88.252.2
ISBN 978-5-93190-343-9
2
© Прядеин В.П., 2014
© Сургутский государственный
педагогический университет, 2014
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ......................................................................................................................................... 4
ГЛАВА I.
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ, ЗАДАЧИ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ............. 5
1.1. Краткий обзор литературных данных, проблема и задачи исследования ............................. 5
1.2. Методики психологического изучения волевой активности ................................................. 12
1.3. Методика исследования типологических свойств высшей нервной деятельности
(силы, лабильности и активированности) .............................................................................. 18
1.4. Методики исследования преобладания первой и второй сигнальной
систем действительности ........................................................................................................ 20
ГЛАВА II.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ВОЛЕВОЙ АКТИВНОСТИ
2.1. Структура психологических проявлений волевой активности
(по лабораторным показателям) ............................................................................................. 24
2.2. Структура психологических проявлений волевой активности
по жизненным характеристикам ............................................................................................. 28
2.3. Соотношение лабораторных и жизненных проявлений волевой активности.
Общность и различия .............................................................................................................. 32
2.4. Индивидуальные различия в психологических проявлениях волевой активности
по жизненным и лабораторным данным ................................................................................ 35
ГЛАВА III.
СВЯЗЬ ВОЛИ С ЛИЧНОСТНЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ ...................................... 40
3.1. Воля и ответственность ........................................................................................................... 40
3.2. Воля и исполнительность ........................................................................................................ 46
3.3. Воля и мотивация исполнительности ..................................................................................... 48
3.4. Воля и стиль исполнительности ............................................................................................. 51
3.5. Соотношение воли исполнительности и ответственности .................................................... 58
3.6. Воля и внушаемость ................................................................................................................ 63
3.7. Воля и эмоциональность ......................................................................................................... 76
3.8. Воля и общительность ............................................................................................................. 83
ГЛАВА IV.
ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЛЕВОЙ АКТИВНОСТИ ......................... 87
4.1. Активность волевых действий и темперамент........................................................................ 87
4.2. Соотношение показателей волевой активности со свойствами нервной системы человека
диагностированными по методикам В.Д. Небылицына, Я. Стреляу ..................................... 90
4.3. Связь лабораторных характеристик волевой активности
с электроэнцефалографическими показателями свойств нервной системы .......................... 93
4.4. Связь жизненных характеристик волевой активности
с электроэнцефалографическими показателями свойств нервной системы .......................... 99
4.5. Соотношение показателей взаимодействия сигнальных систем
с лабораторными и жизненными характеристиками волевой активности ............................ 102
Заключение .................................................................................................................................... 107
Библиография ............................................................................................................................... 110
Приложение ................................................................................................................................... 117
3
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ
Исследование различных аспектов воли всегда являлось традиционной психологической проблемой
(Джемс, 1902; Ланге, 1903; Мейман, 1915; Мерлин, 1952; Платонов, 1967; Чхартишвили,
1967; Селиванов, 1968; Калин, 1968; Вяткин, 1976; Крупнов, 1983, Иванников, 1975; Азаров, 1988;
Ильин, 2000 и т.д.). «Задачей научной психологии должно быть открытие объективных законов
психической деятельности человека, законов, лежащих в основе его сознательных волевых действий»
(Теплов, 1985, с. 282).
Проблема индивидуально-психологических особенностей волевого поведения человека остается
одной из актуальных. Ее конкретная разработка вносит существенный вклад в общую систему
психологических знаний и создает необходимую базу для практической реализации индивидуального
подхода в процессе осуществления различных видов деятельности, воспитания и самовоспитания.
Именно через волевые действия и поступки человек реализует свои цели, преодолевает преграды
и трудности. Знание индивидуальных особенностей волевой активности позволяет более
цeленаправленно воздействовать на личность, на формирование ее активной жизненной позиции.
Предметом настоящего исследования явилось изучение типологических предпосылок характеристик
простых волевых действий, проявляющихся в психомоторной, интеллектуальной сферах,
в особенностях произвольного внимания и в жизненных проявлениях волевой активности. Изучалось
также соотношение воли с различными личностными хпрпктеристиками.
Объектом исследования являются психологические и психофизиологические проявления
индивидуально-типологических вариаций волевой активности у представителей юношеского
возраста.
Основная цель экспериментального исследования состояла в комплексном изучении особенностей
взаимодействия параметров, характеризующих волевую активность. Это комплексное
изучение предполагает сопоставление простых волевых действий, моделируемых в лабораторных
условиях, с жизненными характеристиками волевых действий и качеств человека, а также
с биоэлектрическими показателями основных типологических свойств нервной системы и взаимодействием
первой и второй сигнальных систем.
Основная гипотеза заключалась в том, что проявления волевой активности на разных уровнях
могут отличаться характером связей с общими и специальными свойствами высшей нервной
деятельности.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Разработать экспериментальные методы изучения лабораторных и жизненных проявлений
волевой активности;
2. Изучить структуру индивидуальных проявлений волевой активности по лабораторным
и жизненным показателям и особенности соотношений между ними;
3. Исследовать природные предпосылки индивидуальных характеристик различных видов
волевой активности, общие свойства нервной системы и специально человеческие типы высшей
нервной деятельности.
Использованный в работе психологический и психофизиологический анализ различных
уровней волевой активности (от простых волевых действий, моделируемых в лабораторных условиях,
до волевых качеств и жизненных проявлений воли) позволил впервые выявить различные
типы волевых действий.
Первый тип – это волевые действия, степень усилий в которых определялась самим испытуемым.
Второй
тип – это волевые действия с максимальными усилиями, степень которых навязывалась
экспериментатором. Показана различная природа этих типов волевых действий: действия первого
типа положительно связаны с «полюсом» инертности; действия второго типа – с «полюсом»
лабильности. Жизненные проявления волевой активности более тесно связаны с первым типом волевых
действий. Действия же второго типа обнаруживают положительные соотношения с безвольным
поведением. Это свидетельствует о непродуктивности некоторых видов принуждения.
4
Стр.4