Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

История России с древнейших времен до современности (110,00 руб.)

0   0
АвторыКамараули Елена Владимировна
ИздательствоИздательский дом ВГУ
Страниц53
ID310667
АннотацияУчебно-методическое пособие подготовлено на кафедре политической истории исторического факультета Воронежского государственного университета.
Кому рекомендованоРекомендовано для студентов 1-го курса неисторических направлений подготовки бакалавриата и специалитета
История России с древнейших времен до современности / Е.В. Камараули .— Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2014 .— 53 с. — 53 с. — URL: https://rucont.ru/efd/310667 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

. Для периода политической раздробленности Руси и начала формирования единого Российского государства важно изучение летописных сводов XIV-XV вв. <...> Это Лаврентьевская летопись, описывающая развитие Владимиро-Суздальской земли (XIV в.), составленная монахом Лаврентием; Троицкая летопись Московского княжества (XIV в.) <...> : «Летописец начала царства» описывает события начала правления Ивана Грозного; «Книга Степенная царского родословия» содержит портреты и описания правления великих русских князей и митро5 политов, расположенные по 17 степеням от Владимира I до Ивана Грозного. <...> ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ» Восточные славяне накануне образования государства. <...> Восточнославянские племена и их соседи Занятия, общественный строй, верования восточных славян. <...> Русские земли и княжества в XII – середине XV в. <...> Монгольское завоевание Руси и установление ордынского ига. <...> Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. <...> Правовые реформы и мероприятия по укреплению абсолютизма в первой половине XIX в. <...> Восточный вопрос во внешней политике Российской империи. <...> Захватил Киев и сделал его столицей Древнерусского государства в 882 г. Подчинил власти Киева и обложил данью ряд восточнославянских племен (радимичей, древлян и северян), уничтожив их зависимость от Хазарского каганата. <...> Был убит восставшими древлянами во время сбора дани. <...> Реформировала систему налогообложения, введя уроки (фиксированные размеры дани) и погосты (укрепленные места сбора дани). <...> 11 Термины Бортничество – промысловое занятие древних славян, собирание меда диких пчел; Вече – народное собрание у славян в догосударственный и раннефеодальный период истории Древней Руси, созываемое для решения различных общественных, политических и экономических проблем. <...> Полюдье – система сбора дани в Древней Руси в конце IX – первой половине X в. <...> Было отменено княгиней Ольгой в 945 г. после трагической смерти князя Игоря во время <...>
История_России_с_древнейших_времен_до_современности.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО СОВРЕМЕННОСТИ Учебно-методическое пособие Составитель Е.В. Камараули Воронеж Издательский дом ВГУ 2014
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение в историческую науку ..................................................................... 4 1.1. Предмет, объект, методология и принципы истории как науки ........... 4 1.2. Понятие и классификация исторического источника ............................ 5 1.3. Вспомогательные исторические дисциплины ........................................ 6 2. Программа учебного курса «История России» .............................................. 8 3. Тематический план и сетка часов учебного курса «История России» ........................................................................................... 10 4. Материалы для изучения учебного курса «История России» на семинарских занятиях ................................................................................ 11 5. Практические задания для работы на семинарских занятиях .................... 35 6. Экзаменационные вопросы по учебному курсу «История России» .......... 51 3
Стр.3
политов, расположенные по 17 степеням от Владимира I до Ивана Грозного. Никоновская летопись, составленная в Москве, представляет собой настоящую историческую энциклопедию XVI в. Свое название летопись получила, поскольку в XVII в. принадлежала патриарху Никону. В одном из списков летописи содержится 16 тысяч миниатюр – цветных иллюстраций («лиц»), за что этот список получил название Лицевого свода. С XVI–XVII вв. для исторической науки большое значение приобретает изучение актового материала, источников законодательного характера, делопроизводства центральных и местных учреждений. Появляются первые массовые источники, связанные с налогообложением – писцовые и переписные книги. Большинство из этих типов источников сохраняет свою актуальность для изучения XVIII в., одновременно появляются новые важные источники – материалы ревизий населения (ревизские сказки), которые в настоящее время очень полезны для генеалогических исследований. Для изучения истории XIX – начала XX в. важными источниками становятся произведения эпистолярного жанра – частная переписка, разного рода мемуары и воспоминания. В XX в. разнообразные письменные источники дополняются материалами кино-, фоно- и фотодокументов. 2. Вещественные источники, представляющие собой материальные следы жизнедеятельности человека. Значительный комплекс вещественных памятников накоплен во время археологических изысканий. К вещественным источникам относятся остатки городов и крепостей, жилищ, погребения, керамика, оружие, орудия труда. 3. Этнографические источники, к которым относятся бытовые, культурные и религиозные традиции народов мира. Это культурное наследие предков, включающее в себя определенные нормы, обычаи, модели поведения, а также праздники, обряды, верования. 4. Устные источники, вместилищем которых является человеческая память: произведения устного народного творчества (былины и сказания), воспоминания очевидцев недавних событий (рассказы ветеранов о Великой Отечественной войне). 5. Аудиовизуальные источники (фоно- , фото- , кинодокументы), воссоздающие период новой и новейшей истории. 1.3. Вспомогательные исторические дисциплины Изучение исторических источников предполагает наличие у исследователя специфических знаний и умений. Чтобы получить специальные навыки для работы с источниками, необходимо изучать вспомогательные исторические дисциплины (ВИД): 6
Стр.6
– археология – наука, изучающая прошлое человечества по материальным свидетельствам; – генеалогия – дисциплина, занимающаяся историей отдельных семейств и родов, развитие родственных связей, составлением поколенных росписей и генеалогических древ; – геральдика – дисциплина, изучающая историю гербов, традицию их составления и практику их использования; – историография – дисциплина, изучающая историю исторической науки, совокупность исследований, посвященных определенной теме или исторической эпохе; – источниковедение – дисциплина, изучающая исторические источники, методику их выявления, изучения и использования; – метрология – дисциплина, изучающая меры длины, площади, объема и веса, применявшиеся в разные исторические эпохи в разных странах; – нумизматика – дисциплина, изучающая развитие денежных знаков, монетного обращения, историю чеканки монет; – ономастика – наука о происхождении имен собственных, которая имеет разделы: а) топонимика – изучает географические названия; б) антропонимика – изучает личные имена людей; в) этнонимика – изучает происхождение имен собственных отдельных народов, наций, племен; – палеография – дисциплина, изучающая историю письма по рукописным памятникам, а также внешние признаки письменных источников: особенности написания букв, материал и орудия письма, краски, чернила, водяные знаки, формат и переплет рукописей и др.; – сфрагистика – дисциплина, изучающая печати и их оттиски на различных материалах. 7
Стр.7
2. ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ» Восточные славяне накануне образования государства. Восточнославянские племена и их соседи Занятия, общественный строй, верования восточных славян. Русь в IX – начале XII в. Древняя Русь. Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства. Международные связи Древней Руси. Русские земли и княжества в XII – середине XV в. Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества. Монархии и республики. Монгольское завоевание Руси и установление ордынского ига. Экспансия с Запада. Москва как центр объединения русских земель. Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Российское государство во второй половине XV-XVII вв. Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Становление органов центральной власти. Свержение ордынского ига. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Опричнина. Закрепощение крестьян. Расширение территории России в XVI в.: завоевания и колонизационные процессы. Смута в России. Первые Романовы. Церковный раскол. Социальные движения XVII в. Россия в XVIII в. Петровские преобразования. Абсолютизм. Северная война. Провозглашение Российской империи. «Просвещенный абсолютизм». Экономическое развитие: господство крепостного права и зарождение капиталистических отношений. Превращение России в мировую державу в XVIII в. Россия в первой половине XIX в. Правовые реформы и мероприятия по укреплению абсолютизма в первой половине XIX в. Отечественная война 1812 г. Движение декабристов. Консерваторы. Славянофилы и западники. Русский утопический социализм. Имперская внешняя политика самодержавия. Крымская война и ее последствия для страны. Россия во второй половине XIX – начале ХХ в. Освободительные реформы 1860–1870-х гг. Политика контрреформ. Капиталистические отношения в промышленности и сельском хозяйстве. Роль государства в экономической жизни страны. Политические партии и общественные движения в России на рубеже веков. Восточный вопрос во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов. Русскояпонская война. Революция 1905–1907 гг. Становление российского парламентаризма. Реформы П.А. Столыпина. Россия в Первой мировой войне. Революция и Гражданская война в России. Революционные события 1917 г. Временное правительство и Советы. Политическая тактика больше8
Стр.8