МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ И ПРИУРАЛЬЯ Учебно-методическое пособие для вузов Составитель В.Л. <...> Современный татарский исследователь национальных литератур Р. З. Хайруллин указывает: «Русская литература – катализатор процессов художественного самовыражения в других литературах, хранительница духовных ценностей не только русского, но и других народов». <...> В Поволжье и Приуралье проживают тюркоязычные и финно-угорские народности. <...> Именно к ним уходят корни современных удмуртов, марийцев, чувашей. <...> Среди поэтов Волжской Булгарии особенно выделяется легендарный Кул Гали (1183-1236). <...> Современников и потомков в поэме Кул Гали привлекает острота любовных переживаний, эмоциональная напряженность, яркий психологизм в описании чувств. <...> Современные потомки волжских булгар – татары, башкиры, чуваши – считают Кул Гали древним классиком своих национальных литератур. <...> 6 Литература народов Поволжья и Приуралья Калмыцкая литература. <...> Самый яркий и неповторимый след в национальной литературе оставил Давид Никитич Кугультинов (1922-2006), чья судьба отчасти близка судьба Кайсына Кулиева: был арестован прямо на фронте и депортирован в ссылку в сначала в Алтайский край, а потом в холодный, далекий Норильск, хотя в это время он уже был членом Союза писателей СССР. <...> Народный поэт Калмыцкой АССР, Герой социалистического труда Д. Кугультинов <...> И, конечно же, самыми пронзительными для русского читателя будут строки, написанные кровью души, о русской старушке: Я помню прошлое. <...> Больше я не мог, И русская старушка, Помню, Мне хлеба сунула кусок. <...> Пережившей время своего создания, обнаружившей новые смыслы оказалась двухчастная поэма «Бунт разума» (1971). <...> Своим мужественным поведением человека герой поэмы Д. Кугультинова <...> Бунт разума врача и ученого <...>
Литература_народов_Поволжья_и_Приуралья_.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ
ПОВОЛЖЬЯ И ПРИУРАЛЬЯ
Учебно-методическое пособие для вузов
Составитель
В.Л. Гусаков
Издательский дом ВГУ
2014
1
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ................................................................................................................. 4
Литература народов Поволжья и Приуралья ..................................................... 7
Калмыцкая литература ......................................................................................... 7
Татарская литература ............................................................................................ 9
Башкирская литература ...................................................................................... 14
Удмуртская литература ...................................................................................... 16
Чувашская литература ........................................................................................ 19
Темы практических занятий .............................................................................. 22
Список научной литературы .............................................................................. 24
3
Стр.3
ется одним из шедевров так называемой эпохи «восточного Ренессанса» и
может быть поставлено в один ряд с поэмой «Лейли и Меджнун» Низами
Гянджеви и «Витязем в тигровой шкуре» Шота Руставели. По одной из исторических
версий автор «Сказания о Юсуфе» погиб в 1236 году, сражаясь
с монгольскими войсками. Современные потомки волжских булгар – татары,
башкиры, чуваши – считают Кул Гали древним классиком своих национальных
литератур. Памятники поэту находятся в Казани и Ульяновске.
Литература:
1. Бороздина П. О чем идет спор? / П. Бороздина // Вопросы литературы.
– 1977. – №10. – С. 126-131.
2. Бороздина П. А. Очерки истории литератур народов СССР. – /
П. А. Бороздина – Воронеж: Изд-во ВГУ, 1991. – 480с.
3. Итоги переписи населения 2010 года. - Электронный ресурс. – Режим
доступа [http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/ Documents/Vol4/pub-04-01.pdf].
– (Дата обращения. 21.03.13).
4. Проблема гастарбайтерства в постсоветской России. – Электронный
ресурс. – Режим доступа
[http://www.memoid.ru/node/Problema_
gastarbajterstva_v_postsovetskoj_Rossii#cite_note-oz.nelegal-51] – (Дата обращения.
21.03.13).
5. Тюрюканова Е. Трудовые мигранты в Москве: «второе общество». /
Е. Тюрюканова. – Электронный ресурс. – Режим доступа [Ошибка! Недопустимый
объект гиперссылки.] – (Дата обращения. 21.03.13).
6. Ужкальнис П. Литературный атлас народов СССР. / П. Ужкальнис. –
Вильнюс: Издательско-редакционный совет мин-ва высшего и среднего
спец. образования Литовской ССР, 1979. – 106с.
7. Хайруллин Р. З. Литература народов России: Учеб. пос. для вузов. /
Р. З. Хайруллин. – М.: Дрофа, 2009. – 299с.
6
Стр.6
Литература народов Поволжья и Приуралья
Калмыцкая литература. Этнос калмыков (самоназвание – «хальмг»)
произошел от потомков племен ойратов, мигрировавших из Центральной
Азии на территории Нижней Волги и Прикаспия. Основой возникновения
литературы стал ойратский эпос «Джангар», созданный предположительно в
XV веке. Этот эпос был известен и популярен и у соседних народов: казахов,
киргизов и др. В 1930-е годы он был впервые напечатан на калмыцком языке.
Уже в XVII веке у калмыков зарождается своя письменность, на которой
стали появляться переводы с восточных языков (тибетских, индийских). В
XIX веке было популярно творчество народных поэтов Ончхана Джиргала и
Бадмы Боваева. Основателем новейшей калмыцкой литературы принято считать
большевистского политкомиссара и пота-песенника Харти Канукова. Самый
яркий и неповторимый след в национальной литературе оставил Давид
Никитич Кугультинов (1922-2006), чья судьба отчасти близка судьба Кайсына
Кулиева: был арестован прямо на фронте и депортирован в ссылку в
сначала в Алтайский край, а потом в холодный, далекий Норильск, хотя в это
время он уже был членом Союза писателей СССР. В дальнейшем, после снятия
«вины» с калмыков, вернулся на свою родину и активно занимался литературной
деятельностью не только в СССР, но и по всему миру. Народный
поэт Калмыцкой АССР, Герой социалистического труда Д. Кугультинов, не
скрывая свою горечь, с болью пережил утрату СССР и новые экономические
реформы 1990-х годов. В то же время следует отметить, что в последние годы
жизни отношение к слову поэта в родной Калмыкии было весьма уважаемым.
Поэзия Д. Кугультинова – негромкая, философская лирика, требующая от
читателя уединения. Она явно сторонится больших залов и высоких сцен. Человеку
нужно остаться один на один с книгой, внимая неспешному слову. Сам
поэт отмечает, что сдержанность – есть своеобразный знаменатель калмыцкой
души, которая позволяет людям пережить практически любые вызовы судьбы
и самой истории («Случалось мне старцев-калмыков…»).
Неудивительно, что перед нами мастер степного пейзажа, особенно,
весеннего, ибо, что может быть дороже для калмыка, чем степь («Полынь»,
цикл «Зов апреля»)? Он чуток в восприятии слова, как калмыцкого, так и
русского, тем более, если слово это обращено к любимой («Чтобы лучшие
слова найти для вас…»). В стихах написанных в советский период можно
найти и следы буддийского мировосприятия («Размышления»). И, конечно
же, самыми пронзительными для русского читателя будут строки, написанные
кровью души, о русской старушке:
Я помню прошлое. Я помню
Свой голод. Больше я не мог,
И русская старушка,
Помню,
Мне хлеба сунула кусок.
7
Стр.7
Затем тайком перекрестила
В моем кармане свой ломоть.
И быстро прочь засеменила,
Шепнув: "Спаси тебя Господь!"
Хотелось мне, ее не зная,
Воскликнуть: "Бабушка родная!"
Хотелось петь, кричать "ура!",
Рукой в кармане ощущая
Существование добра.
Пережившей время своего создания, обнаружившей новые смыслы
оказалась двухчастная поэма «Бунт разума» (1971). Написанная на волне
очередного витка противостояния СССР и США, которое чуть было не кончилось
ядерной катастрофой после Карибского кризиса 1962 года, поэма не
только социальна по своей тематике, но и в глубине своей философична,
предлагая читателю задуматься о глобальных проблемах ХХ века в свете
мировой истории человечества (см. вставную легенду о Железной птице).
Главный герой – Адам Крейзи – переживший нацистский концлагерь, предполагал,
что все страшное в его жизни уже позади, но поездка в Японию в
августе 1945 года коренным образом меняет его мировоззрение. Бессилие
американских врачей и даже порой проявляющееся с их стороны равнодушие
к больным лучевой болезнью, а также беседа с обреченной на медленную
смерть девочкой Номико, у которой нет даже тени обиды и ненависти,
заставляют Адама пересмотреть свои жизненные идеалы и цели. В сущности,
с этого времени он становится на путь сохранения в себе человеческого
достоинства, за которое он впоследствии заплатит высокую цену.
Мир американской цивилизации живет по перевернутым законам.
Здесь царствуют меркантильные интересы, тотальная лживость пропаганды
и рекламы, лицемерие и эгоизм. Неподчинение этим законам приводит
Адама к практически полной изоляции от общества. В том, что он безумен
почти не сомневается даже любимая жена. Своим мужественным поведением
человека герой поэмы Д. Кугультинова бросает дерзкий вызов миру,
привыкшему к псевдочеловечности. Именно к концу поэмы читатель понимает:
какой смысл вложил автор в имя персонажа, буквально назвав его
«человеком безумным». Бунт разума врача и ученого происходит против
этих смещенных, перевернутых представлений о добре и зле, против мира,
где погибают его лучшие дети.
После многих десятилетий угроза атомной войны если не окончательно
ушла в прошлое, то отступила в тень мировой истории. Но по-прежнему
существует возможность Третьей Мировой войны, продолжается противостояние
цивилизаций. Ядерная трагедия может произойти и без военного
8
Стр.8