-- Валерий Яковлевич Брюсов
---Юпитер
поверженный
-- Повесть IV века
OCR Larisa_F
"Избранная проза": Правда;Москва; 11986
-- Книга первая
-- I
Во имя Отца и Сына и Святого духа! Я, кого прежде звали Децимом Юнием Норбаном, ныне
смиренный инок Варфоломей, недостойный член братства в Высшем монастыре, на Лигере, {"Высший
монастырь (Maius Monasterium) на Лигере - монастырь Мармутье на Луаре, основанный Мартином
Турским (ум. в 401 по Р. X.)". (Прим. Брюсова.)} славной по всему Западу обители, коей начало положил
сам незабвенный подвижник и наш патрон Мартин из Турон, ныне уже почиющий в Боге, - приближаясь
к концу моего земного странствия, когда предстоит мне скоро дать ответ за все содеянные мною
прегрешения пред Судьей нелицеприятным, вознамерился в этих книгах описать, ничего не утаивая, до
каких страшных пределов падения я доходил и каким путем неизреченная милость Спасителя нашего
привела меня к покаянию, истине и жизни новой. Помимо того, что история обращения от
идолопоклонства, когда-то казавшегося мне единой божьей правдой на земле, к вере и упованию во
Христа, истинный светоч мира, может быть полезна для умов колеблющихся, доныне не воспринявших в
полноте откровения о спасении рода человеческого через крестную смерть господа нашего, - еще я
думаю, что должно мне искупить один из тяжких грехов моей юности, в том состоящий, что в других
книгах я изложил буйные приключения, пережитые мною в ранние годы, и тем, может быть, соблазнил
единого из малых, ибо, в своем тогдашнем безумии, представлял в своих писаниях веру заблуждавшихся
предков наших и служение кумирам, как нечто даже превосходящее учение святой церкви Христовой.
Кроме того, самые те события, которые я хочу изобразить по мере моего умения, были и замечательны и
важны, и заслуживают памяти, хотя в то же время и в высшей степени прискорбны и достойны
всяческого осуждения, так как мне довелось видеть и самому быть "большой частью", - как говорит
певец Энея, {Вергилий, "Энеида", II, 6.} - последнего торжества в Городе, {Рим.} искупленном
мученической смертью апостолов Петра и Павла, безумного идолослужения, попущенного
Вседержителем, дабы полнее и несомненнее открылась спасительная истина Христова учения, свет коего
просвещает всех. А Промысл божий дает нам видеть свое явное вмешательство в судьбы земные не с
тем, чтобы мы познанное таили под спудом, но дабы мы об нем свидетельствовали миру, поучая не
видевших.
Однако, чтобы понятно было читателю, почему я действовал так, а не иначе, и чтобы ясно стало
мое душевное устроение того времени, мне должно вкратце объяснить, кто я, откуда родом и как провел
жизнь.
-- II
Если бы земные почести еще могли меня занимать, не без гордости я сказал бы, что предки
нашего рода были известны еще до времен царей, потому что мы,Юнии, ведем наше происхождение от
Юна, с благочестным Энеем прибывшего в Лавинийскую землю, {Италия.} и добавил бы, что первой
славой покрыл себя наш род при царях, напомнив имя Марка Юния, взявшего в замужество Тарквинию,
дочь одного царя и сестру другого, того самого Марка, сын которого, называемый обычно Брутомстаршим,
освободил республику от тирана, совершив дело кровавое, за которое да будет к нему милость
Небесного Отца. Впрочем, надо ли Римлянам, - а к кому другому я могу обратить эти строки? -
напоминать всем памятные имена Юниев: {"Имена Юниев - Junius - известный римский gens (род) <...>.
Позже других упоминаются Юний Норбаны". (Прим. Брюсова.)} Луция Юния Брута, одного из четырех
первых трибунов народных, Децима Юния Сцеву, первого консула из нашего рода, начальника конницы
при диктаторе Публии, Гая Юния Бубулька, также консуляра и начальника конницы при диктаторе
Стр.1