Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Филологическое образование в российско-европейском образовательном пространстве

0   0
АвторыБреусова Елена Ивановна, Гололобов Евгений Ильич
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц223
ID306720
АннотацияВ сборник включены доклады Международной научной интернет-конференции «Филологическое образование в российско-европейском образовательном пространстве», проходившей в рамках года науки и культуры Россия-ЕС. Разделы сборника отражают основные направления работы конференции, в рамках которой обсуждались вопросы филологии и филологического образования как консолидирующего фактора формирования российско-европейского образовательного пространства, взаимоотношения языков, литератур, культур, этносов в условиях полиэтничности и мультикультурного пространства.
Кому рекомендованоСпециалистам в области филологии, культурологии, методики преподавания филологических дисциплин, учителям-словесникам, аспирантам, магистрантам и студентам филологических и социально-гуманитарных специальностей.
ISBN978-5-93190-325-5
УДК80(08)
ББК80р30я431
Филологическое образование в российско-европейском образовательном пространстве : сб. статей Междунар. науч. интернет-конференции, проходившей в рамках года науки и культуры Россия-ЕС, 10-12 апреля 2014 года / ред.: Е.И. Бреусова, Е.И. Гололобов .— Сургут : РИО СурГПУ, 2014 .— 223 с. — Библиогр. в конце ст. — ISBN 978-5-93190-325-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/306720 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ГОУ ВПО ХМАО – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» КАФЕДРА ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЖУРНАЛИСТИКИ ПРЕШОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ В ПРЕШОВЕ (СЛОВАКИЯ) КАФЕДРА РУСИСТИКИ И ПЕРЕВОДОВЕДЕНИЯ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯНА МАСАРИКА В БРНО (ЧЕХИЯ) ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ СБОРНИК СТАТЕЙ Сургут 2014 1 УДК 80(08) ББК 80р30я431 Ф 54 Рецензенты: Корычанкова Симона, PhDr, Ph.D., Mgr., заведующая кафедрой русского языка и литературы педагогического факультета университета им. <...> Масарика (Брно, Чехия) Ларкович Дмитрий Владимирович, доктор филологических наук, доцент, декан филологического факультета Сургутского государственного педагогического университета (Сургут, Россия) Редакционная коллегия: Гололобов Евгений Ильич, доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин, проректор по науке Сургутского государственного педагогического университета Ганущак Николай Васильевич, кандидат филологических наук, заведующий кафедрой филологического образования и журналистики Сургутского государственного педагогического университета Парфёнова Нина Никифоровна, доктор филологических наук, профессор кафедры филологического образования и журналистики Сургутского государственного педагогического университета Бреусова Елена Ивановна, кандидат филологических наук, доцент кафедры филологического образования и журналистики Сургутского государственного педагогического университета (ответственный редактор) Зворыгина Ольга Ивановна, кандидат филологических наук, доцент кафедры филологического образования и журналистики Сургутского государственного педагогического университета Ф 54 Филологическое образование в российско-европейском образовательном пространстве : сб. статей Международ. науч. интернет-конф., проходившей в рамках <...>
Филологическое_образование_в_российско-европейском_образовательном_пространстве.pdf
УДК 80(08) ББК 80р30я431 Ф 54 Рецензенты: Корычанкова Симона, PhDr, Ph.D., Mgr., заведующая кафедрой русского языка и литературы педагогического факультета университета им. Масарика (Брно, Чехия) Ларкович Дмитрий Владимирович, доктор филологических наук, доцент, декан филологического факультета Сургутского государственного педагогического университета (Сургут, Россия) Редакционная коллегия: Гололобов Евгений Ильич, доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин, проректор по науке Сургутского государственного педагогического университета Ганущак Николай Васильевич, кандидат филологических наук, заведующий кафедрой филологического образования и журналистики Сургутского государственного педагогического университета Парфёнова Нина Никифоровна, доктор филологических наук, профессор кафедры филологического образования и журналистики Сургутского государственного педагогического университета Бреусова Елена Ивановна, кандидат филологических наук, доцент кафедры филологического образования и журналистики Сургутского государственного педагогического университета (ответственный редактор) Зворыгина Ольга Ивановна, кандидат филологических наук, доцент кафедры филологического образования и журналистики Сургутского государственного педагогического университета Ф 54 Филологическое образование в российско-европейском образовательном пространстве : сб. статей Международ. науч. интернет-конф., проходившей в рамках года науки и культуры Россия-ЕС, 10–12 апр. 2014 г. / ГОУ ВПО ХМАО–Югры [редкол. : Гололобов и др. (отв. ред.) Е.И. Бреусова]. – Сургут : РИО СурГПУ, 2014. – 222, [1] с. Печатается по решению Редакционно-издательского совета СурГПУ ISBN 978-5-93190-325-5 В сборник включены доклады Международной научной интернет-конференции «Филологическое образование в российско-европейском образовательном пространстве», проходившей в рамках Года науки и культуры Россия-ЕС. Разделы сборника отражают основные направления работы конференции, в рамках которой обсуждались вопросы филологии и филологического образования как консолидирующего фактора формирования российско-европейского образовательного пространства, взаимоотношения языков, литератур, культур, этносов в условиях полиэтничности и мультикультурного пространства. Сборник адресован специалистам в области филологии, культурологии, методики преподавания филологических дисциплин, учителям-словесникам, а также аспирантам, магистрантам и студентам филологических и социально-гуманитарных специальностей. В издании справочный аппарат, аутентичность и точность цитат, имён, названий и иных сведений, а также соблюдение законов об интеллектуальной собственности находятся в сфере ответственности авторов. УДК 80(08) ББК 80р30я431 ISBN 978-5-93190-325-5 2 © Сургутский государственный педагогический университет, 2014
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ АВТОРСКИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ «ВЕЧНЫХ» СМЫСЛОВ В РУССКОЙ И ЕВРОПЕЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Березина Т.Ю. Пантеистическая традиция западноевропейской культуры в ранней лирике А.С. Хомякова ......................................................................................................................... 5 Галян С.В. «Польский вопрос» в творчестве Державина и Тютчева ...................................................... 8 Дронова О.А. Мотив пути в романе Альфреда Дёблина «Берлин Александерплац» ............................. 12 Ермаковская Т.А. Лексико-семантический анализ компонентов микрополя красного цвета в творчестве Б.К. Зайцева ................................................................................................................................... 16 Ольховская Ю.И. Любовь как составляющая картины мира в дневнике М.М. Пришвина .................. 19 Фёдорова О.А. Эстетика С.П. Шевырева в контексте философских исканий любомудров .................. 23 НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЛИТЕРАТУРЫ В ДИАЛОГЕ КУЛЬТУР Давыдова А.В. Проблема сохранения национального мира в лирике Ю. Вэлла ....................................... 26 Зензеря И.В. Обращение как средство адресации в поэтическом тексте ................................................... 31 Козубенко Л.Н. Образная палитра повестей М. Стельмаха «Гуси-лебеди летят», «Щедрый вечер» ...... 36 Кутьева М.В. В ‘кривых’ и ‘правдивых’ зеркалах взаимоотражений: об одном цветочном мотиве в испанской и русской поэзии символизма ...................................................... 40 РАЗВИТИЕ ЯЗЫКА В ОНТОГЕНЕЗЕ Бреусова Е.И. О современной письменной коммуникации (онтологический подход) .......................... 46 Ковтун А.А. О деривационной памяти многозначных религиозных лексем .......................................... 50 Курулёнок А.А., Чудак Т.А. Специфика дивергентно-конвергентных преобразований в русской исторической фонетике ..................................................................................................................... 56 Сафонова Н.Н. Компрессивное словообразование в современном русском языке ............................... 61 Сицына-Кудрявцева А.Н. Антропоцентрические факторы, влияющие на перемещение лексических единиц в пределах языковой нормы ............................................................... 64 Танчинец М.И. Социокультурные предпосылки варьирования фонетической системы английского языка ....................................................................................................... 69 ЯЗЫК КАК ОРУДИЕ СОЗДАНИЯ, ХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ Глушенкова С.В. Специфика русской сокращенной формы имени в коммуникативном и прагматическом аспекте ............................................................................................... 73 Катермина В.В. Язык как отражение культуры народа ........................................................................... 76 Коваленко Р.В. Выражение концепта PEACE посредством метафоры в английском языке ................. 79 Кожевникова И.Н. Лингвокультурологический анализ культурной коннотации диалектных единиц в речи жителей г. Куйбышева Новосибирской области ................................................ 82 Летючая Л.П. Оценка как элемент языковой картины мира: возможности глаголов русского языка в плане порождения оценочных дериватов .................................................................................................................. 85 Тырышкина Е.А. Концептуальная картина мира и художественный мир литературного произведения (на примере культурной оппозиции жизнь – смерть) .................................. 89 Щербакова Н.Н. Полисемия и омонимия: проблема разграничения ...................................................... 91 ПРОБЛЕМА ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЯЗЫКА, КУЛЬТУРЫ, ЭТНОСА Арбатская О.А. Некоторые особенности употребления сленговой лексики в современных текстах и дискурсах .................................................................................................................. 93 Бернацкая А.А. Исторические корни лингвоэкологии в истории философии ....................................... 98 Буянова Л.Ю. Национальный язык как этнокультурный код социума: лингвоконфессиональный аспект ...................................................................................................................... 103 Дронова Н.П. Особенности концептуализации пространства в немецкой языковой картине мира XVI в. ....................................................................................................... 106 Dudeva B.D. Teaching medical students how to formulate de nitions in english ......................................... 111 Завершинская Е.А. Слово и тело как движущие силы развития культуры ............................................ 113 Исламова Ю.В. Отражение социальной информации в ойконимии Ханты-Мансийского района ХМАО-Югры ............................................................................... 116 3
Стр.3
Кржижова К. Кальки с компонентом «вод-» в русском языке ................................................................ 120 Парфёнова Н.Н. Топонимия и этнонимия ХМАО-Югры: межэтническое и межъязыковое взаимодействие ............................................................................................ 124 Письменная О.А. Словообразовательный аспект в анализе концепта жизнь (на материале русского языка) ........................................................................................................................... 126 Пшеор М. «Под большим вопросом». Значение языковой картины мира в межкультурном общении ................................................................................................................................. 128 Руднева О.В. Фрейм «русский пейзаж» как сегмент национальной картины мира (на материале малой прозы И.А. Бунина) ......................................................................................................... 131 Самойлова А.В. Категория времени в русском и английском языках: лингвокультурологические особенности .......................................................................................................... 134 Федосова О.В. Понятие «любовь» в испанской концептуальной картине мира. Его актуализация в языке и речи ....................................................................................................................... 138 Чумичева Н.В. Динамика концептосферы в среде вынужденных мигрантов на Кубани ...................... 143 Шульга Е.П. Русский язык как фактор трансформации этнической идентичности (на примере славянских диаспор Киргизии) .................................................................................................... 148 СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РУССКОГО И ЕВРОПЕЙСКИХ ЯЗЫКОВ Бирова И. Сопоставление коннотативных значений имён в обучении переводу болгарских русистов-магистрантов .............................................................................. 154 Марченко Н.Н. Особенности и причины возникновения ошибок при изучении немецкого языка как иностранного русскоязычными студентами .............................................................................................. 158 Саболова Д. Сопоставительное изучение отдельных лексических единиц экономической сферы ......................................................................................................................................... 163 Ушакова О.Г. К вопросу о предикативах с оценочной семантикой в компаративном плане (на примере русского и чешского языков) ........................................................................................................ 167 ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТИЛИСТИКА РУССКОГО И ЕВРОПЕЙСКИХ ЯЗЫКОВ Бушев А.Б. Языковые феномены политического медиадискурса ............................................................ 170 Зворыгина О.И. Языковые маркеры психологического пространства русской литературной сказки ............................................................................................................................. 174 Зотова В.А., Кучерявых Ю.Н. Культурно-языковые особенности функционирования рекламы в России и Испании ............................................................................................................................................ 178 Норлусенян В.С. Прагматика иноязычных эвфемизмов в текстах современной прозы ........................ 181 Скляренко О.Б. Художественное пространство и время в рассказах Ингеборг Бахманн ..................... 183 ПРЕПОДАВАНИЕ ЯЗЫКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ. ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ Гаврилов В.В. Анализ концептуального пространства текста как форма организации работы по развитию культуры речи студентов вузов .................................................................................................... 187 Кожокарь О.П. Формирование у студентов педагогического вуза понятийного мышления при составлении тематических и предметных тезаурусов ............................................................................. 192 Кравченко Е.В. Развитие творческого потенциала студентов-филологов в ходе педагогической практики ........................................................................................................................ 196 Ларкович Е.Д. Развитие произвольного внимания младших школьников посредством формирования метапредметных действий на уроках русского языка ..................................... 200 Ларкович М.Е. Особенности дополнительных коррекционно-развивающих программ обучения русскому языку детей-инофонов ...................................................................................................... 203 Савчук О.Г. Эффективные способы формирования навыков письменной речи ..................................... 206 Санникова И.Р. Особенности результативности профессионально ориентированного обучения английскому языку студентов педагогического вуза ...................................................................... 210 Сироткина Т.А. Этнонимика как одна из составляющих регионального компонента образования ... 215 Хардина В.В. Методы и формы продуктивного обучения на уроках литературы (на материале романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита») ..................................................................... 218 Сведения об авторах ......................................................................................................................................... 220 4
Стр.4