Особенности физического развития и состояния гемодинамики школьников и студентов с различной продолжительностью проживания на Севере . <...> Анализ состояния вегетативной регуляции студентов в разные периоды обучения . <...> Показатели кардиоинтервалографии студентов в стабильный и экзаменационный периоды обучения . <...> Функциональные нарушения позвоночника у студентов и школьников и их влияние на формирование сердечно – сосудистых дисфункций (совместно с Дронь А.Ю.) <...> Биоинформационный анализ показателей состояния сердечно-сосудистой системы у юношей с изолированными функциональными нарушениями позвоночника и в сочетании с соединительнотканными дисплазиями сердца . <...> Особенности вегетативной адаптации педагогов к климатоэкологическим условиям Севера . <...> Особенности вегетативной адаптации лиц умственного труда . <...> Экзаменационный период служит сильным стрессовым фактором, который может повлиять на уровень тревожности, развитие депрессии и на состояние регуляторных механизмов. <...> По данным российских авторов, в период экзаменов у студентов и школьников регистрируются выраженные нарушения вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы. <...> В процессе адаптации человека к условиям Севера возникает комплекс физиологических, эндокринных, метаболических, мембранных и некоторых других изменений, который характеризуется как «синдром полярного напряжения». <...> Изучение медико-биологических признаков районирования северных территорий по дискомфортности для человека включают оценку психомоторных и гипертензивных реакций, изменений функционирования вегетативной нервной системы, наличие метеопатологических реакций, выявление специфики метаболических процессов, сезонной периодики физиологических показателей сердечно-сосудистой системы, определение особенностей эндокринных, иммунных, психоэмоциональных проявлений стресса, показателей физической работоспособности, средней продолжительности <...>
Здоровьесберегающие_технологии_в_условиях_модернизации_образования.pdf
УДК 613
ББК К 51.204.0
ISBN 978-5-9904292-3-9
З-46
Здоровьесберегающие технологии в условиях модернизации
образования / Департамент образования
и молодёж. политики Ханты-Манс. авт. округа – Югры,
ГОУ ВПО «Сургут. гос. пед. ун-т «авт.: М. А. Попова,
А. А. Говорухина. – Тюмень: Аксиома, 2013. – 287, [1] с.
УДК 613
ББК К 51.204.0
ISBN 978-5-9904292-3-9
З-46
© Сургутский государственный педагогический университет, 2013
© М.А. Попова, А.А. Говорухина, 2013
© Оформление. ООО «Аксиома», 2013
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
2. Адаптационные возможности организма участников образовательного
процесса в условиях интеллектуального и психоэмоционального
напряжения ........................................................................... 15
2.1. Характеристика средовых факторов, влияющих на адаптационные
возможности организма человека ................................... 15
2.2. Факторы риска развития нарушений соматического здоровья
школьников и студентов ............................................................... 25
2.3. Особенности физического развития и состояния гемодинамики
школьников и студентов с различной продолжительностью
проживания на Севере ......................................................... 27
2.4. Особенности регуляторных реакций школьников и студентов ......35
2.5. Особенности психофизиологической адаптации учащихся к
комплексу климатоэкологических факторов Севера ................. 47
2.6. Особенности психологического состояния школьников и
студентов ........................................................................................ 57
3. Коррекция вегетативных и психологических нарушений организма
студентов при повышении уровня интеллектуальных
нагрузок ................................................................................................... 76
3.1. Влияние особенностей организации образовательного процесса
на функциональное состояние студентов ........................ 76
3.2. Влияние экзаменационного стресса на психологическое состояние
студентов и возможность его коррекции ..................... 81
3.3. Возможность коррекции вегетативных нарушений у студентов
при высоком уровне интеллектуальных и эмоциональных
нагрузок .................................................................................. 85
3.4. Показатели функционального состояния сердечно-сосудистой
системы студентов в зависимости от интенсивности
учебных нагрузок .......................................................................... 86
3.5. Анализ состояния вегетативной регуляции студентов в разные
периоды обучения .................................................................. 89
2.7. Особенности адаптации к напряженной психо-эмоциональной
и интеллектуальной деятельности ...................................... 60
2.8. Качество жизни школьников и студентов ................................... 67
Введение ..................................................................................................... 5
1. Здоровьесберегающие технологии в условиях модернизации
образования ............................................................................................... 7
1.1. Характеристика типов учебных заведений и особенностей
форм обучения ............................................................................... 11
Стр.3
3.6. Показатели кардиоинтервалографии студентов в стабильный
и экзаменационный периоды обучения ....................................... 93
3.7. Динамика психологического состояния студентов в стабильный
и экзаменационный периоды обучения ............................... 94
4. Функциональные нарушения позвоночника у студентов и
школьников и их влияние на формирование сердечно – сосудистых
дисфункций (совместно с Дронь А.Ю.) ...................................... 99
4.1. Современные представления о механизмах развития функциональных
нарушений позвоночника ........................................... 99
4.2. Основные подходы к диагностике функциональных нарушений
позвоночника ........................................................................ 109
4.3. Современные методы оценки состояния сердечно-сосудистой
системы ........................................................................................ 113
4.4. Биоинформационный анализ показателей состояния сердечно-сосудистой
системы у юношей с изолированными функциональными
нарушениями позвоночника и в сочетании с
соединительнотканными дисплазиями сердца ......................... 126
5. Анализ развития адаптационных реакций организма педагогов,
проживающих на Севере к экстремальным климато-экологическим
условиям ...................................................................................... 145
5.1.Особенности функционального состояния и адаптации сердечно-сосудистой
системы педагогов ...................................... 145
5.2. Особенности вегетативной адаптации педагогов к климатоэкологическим
условиям Севера ................................................. 151
5.3. Особенности психологического состояния педагогов ............ 165
5.4. Качество жизни педагогов .......................................................... 172
6. Комплексная оценка адаптационных возможностей педагогов и
учащихся ................................................................................................ 184
6.1. Особенности вегетативной адаптации лиц умственного
труда ..........................................................................................184
6.2. Особенности функционального состояния и адаптации сердечно-сосудистой
системы лиц умственного труда ................ 194
6.3. Особенности психологического состояния педагогов и учащихся
на Севере .......................................................................... 203
Список литературы ............................................................................. 222
Список сокращений ............................................................................. 286
6.4. Комплексная оценка интегративных показателей качества
жизни педагогов и учащихся на Севере .................................... 210
Стр.4