Андреева, Л.Т. Дворников, И.А. Жуков Проанализированы аспекты структурного синтеза планетарных механизмов без избыточных связей. <...> Обоснована возможность создания самоустанавливающихся многосателлитных планетарных редукторов путем добавления в структуру механизма групп звеньев нулевой подвижности. <...> Показаны новые схемы планетарных механизмов с равномерным распределением нагрузки по сателлитам. <...> Замена вышедших 2 Машиностроение и инженерное образование, 2013, ¹ 4 © Я.А. Андреева, Л.Т. Дворников, И.А. Жуков, 2013 из строя традиционных редукторов на модернизированные дает предприятиям экономию средств, в несколько раз превышающую стоимость самого редуктора. <...> Целью данной работы явилось решение проблемы создания уравновешенных многосателлитных планетарных передач путем добавления к ведущему центральному колесу групп звеньев нулевой подвижности, содержащих сателлиты. <...> Постановка задачи Наиболее актуальной проблемой в редукторостроении является равномерное распределение нагрузок между сателлитами в планетарных механизмах. <...> Она состоит из центрального колеса 1 с наружными зубьями, неподвижного центрального (ко АНАЛИЗ И СИНТЕЗ МАШИН Решение проблемы создания планетарных редукторов с равномерным распределением нагрузки по сателлитам Рис. <...> Структурное строение односателлитного планетарного механизма: а – ведущее звено с центральным колесом 1; б – двухзвенная группа нулевой подвижности, содержащая сателлит 2 и водило Н рончатого) колеса 3 с внутренними зубьями и водила Н, на котором закреплена ось сателлита 2 [2]. <...> 1, подвижных звеньев n 3= : центральное колесо 1, шарниров; p4 сателлит 2, водило Н; кинематических пар пятого класса 5 p 3= : соединения центрально(1) где n – число подвижных звеньев механизма; p5 – число кинематических пар пятого класса – – число высших кинематических го колеса со стойкой А, водила со стойкой В, водила с сателлитом C; кинематических пар четвертого класса 4 ности односателлитного <...>
Машиностроение_и_инженерное_образование_№4_2013.pdf
АНАЛИЗ И СИНТЕЗ МАШИН
ß.À. Àíäðååâà, Ë.Ò. Дворников, È.À. Жуков
УДК 621.833.6
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ
ПЛАНЕТАРНЫХ РЕДУКТОРОВ С РАВНОМЕРНЫМ
РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ НАГРУЗКИ ПО САТЕЛЛИТАМ
ß.À. Àíäðååâà, Ë.Ò. Дворников, È.À. Жуков
Проанализированы аспекты структурного синтеза планетарных механизмов без
избыточных связей. Обоснована возможность создания самоустанавливающихся
многосателлитных планетарных редукторов путем добавления в структуру механизма
групп звеньев нулевой подвижности. Проведены вычислительные эксперименты в
программном комплексе «T-Flex Динамика». Показаны новые схемы планетарных
механизмов с равномерным распределением нагрузки по сателлитам.
Ключевые слова: зубчатый механизм, планетарный механизм, самоустанавливаемость,
многосателлитность.
Введение
В настоящее время редукторы применяются
во всех областях промышленности. Они получили
широкое распространение благодаря
возможности передавать большие значения моментов
и обеспечивать высокие передаточные
отношения при сравнительно небольших габаритах.
Однако,
обладая рядом преимуществ, планетарная
передача создает определенные трудности
изготовителям редукторов. Например,
она предъявляет повышенные требования к
точности изготовления и монтажа. Зачастую
при конструировании планетарных редукторов
приходится прибегать к нестандартным решениям.
Совершенствование
традиционных редукторов
– одно из важных направлений в работе российских
предприятий-редукторостроителей.
Модернизация
на основе новейших технологий
и инженерно-научных изысканий повышает
конкурентоспособность отечественных изделий,
а потребителям она позволяет быстро и
с минимальными затратами обновить технологическое
оборудование. Замена вышедших
2
Машиностроение и инженерное образование, 2013, ¹ 4
© ß.À. Àíäðååâà, Ë.Ò. Дворников, È.À. Æóêîâ, 2013
из строя традиционных редукторов на модернизированные
дает предприятиям экономию
средств, в несколько раз превышающую стоимость
самого редуктора.
Целью данной работы явилось решение проблемы
создания уравновешенных многосателлитных
планетарных передач путем добавления
к ведущему центральному колесу групп
звеньев нулевой подвижности, содержащих
сателлиты.
Постановка задачи
Наиболее актуальной проблемой в редукторостроении
является равномерное распределение
нагрузок между сателлитами в планетарных
механизмах.
Решением этой проблемы занимались
многие исследователи [1–3]. Обратимся к проблеме
рационального проектирования планетарных
редукторов с точки зрения современной
теории механизмов и машин. Рассмотрим
структуру наиболее распространенной простейшей
планетарной AI-ïåðåäà÷è (ðèñ. 1). Она
состоит из центрального колеса 1 с наружными
зубьями, неподвижного центрального (ко
Стр.1
АНАЛИЗ И СИНТЕЗ МАШИН
Решение проблемы создания планетарных редукторов
с равномерным распределением нагрузки по сателлитам
Рис. 1. Схема четырехзвенного
планетарного механизма
а
а
W 31 2 1 1 W 32 2 2 2 0
=⋅ − ⋅ =
=⋅ − ⋅ − =
Рис. 2. Структурное строение односателлитного
планетарного механизма:
а – ведущее звено с центральным колесом 1;
б – двухзвенная группа нулевой подвижности,
содержащая сателлит 2 и водило Н
рончатого) колеса 3 с внутренними зубьями и
водила Н, на котором закреплена ось сателлита
2 [2]. При неподвижном колесе 3 движение
передается от колеса 1 к водилу Н или наоборот.
В основе структурного анализа механических
систем лежит формула Чебышева [4], позволяющая
определять степень подвижности
кинематической цепи:
Wn p=− p− ,
32 54
пар четвертого класса – точечных пар.
В механизме, изображенном на рис. 1, подвижных
звеньев n 3= : центральное колесо 1,
øàðíèðîâ; p4
сателлит 2, водило Н; кинематических пар
пятого класса 5
p 3= : соединения öåíòðàëüíî(1)
где
n – число подвижных звеньев механизма;
p5
– число кинематических пар пятого класса –
– число высших кинематических
го колеса со стойкой А, водила со стойкой В,
водила с сателлитом C; кинематических пар
четвертого класса 4
ности односателлитного механизма равна
W 33 2 3 2 1
=⋅ − ⋅ − = ,
т. е. достаточно придать движение одному из
звеньев механизма, чтобы все остальные звенья
получили вполне определенное движение.
Такой механизм содержит ведущее звено 1 –
центральное колесо (рис. 2, а) и группу нулевой
подвижности – двухзвенную цепь, состоящую
из сателлита 2 и водила Н (ðèñ. 2, á), с
двумя кинематическими парами p5
парами p4
и двумя
.
3
Машиностроение и инженерное образование, 2013, ¹ 4
б
Ðèñ. 3. Схемы äâóõ- (à) и трехсателлитного (á)
планетарных механизмов
б
p 2= : соединения зубчатых
колес 1 и 2, зубчатого колеса 2 и неподвижного
венца 3.
Тогда согласно формуле (1) степень подвиж
Стр.2
АНАЛИЗ И СИНТЕЗ МАШИН
ß.À. Àíäðååâà, Ë.Ò. Дворников, È.À. Жуков
В планетарных передачах из условия необходимости
уравновешивания механизма, а
также для распределения потоков мощности и
уменьшения нагрузок на зубья колес устанавливается
несколько сателлитов [2]. Рассмотрим
схемы двухсателлитного и трехсателлитного
планетарных механизмов, в которых уравновешено
действие инерционных сил (рис. 3).
В двухсателлитном планетарном редукторе
(рис. 3, а) по сравнению с исходным механизмом
(см. рис. 1) число подвижных звеньев
увеличивается на единицу (
условию (1) подвижность такой системы равна
W 0= , и в этом случае механизм является статически
неопределимой системой.
При введении двух дополнительных сателнематических
пар – на три ( 5p 4= и 4
= 5), четвертого класса – до шести
= 6). Подвижность полученной системы,
определенная по условию (1), ðàâíàW 1=− . Слелитов
в исходный механизм (трехсателлитный
планетарный редуктор – рис. 3, б) число подвижных
звеньев увеличивается до пяти (п = 5),
кинематических пар пятого класса – также до
пяти (ð5
(ð4
довательно, трехсателлитный механизм является
системой дважды статически неопределимой.
В теории машин [5] такой результат
объясняют наличием избыточных связей.
Тогда формулу для определения подвижности
многосателлитных планетарных механизмов
[6] можно записать в виде
1 c
Wn+=− ,
(2)
n 4= ), а число êèp
4= ). По
где c – число дополнительно вводимых в меn
+
ханизм сателлитов (сверх одного).
Таким образом, все планетарные механизмы
с числом сателлитов более одного становятся
статически неопределимыми системами
и могут приводиться в движение только с принуждением.
Работа механизма с принуждением
неизбежно приводит к чрезмерному износу
зубьев колес, что является причиной потери
отдельными сателлитами зацепления с центральными
колесами и, следовательно, к неравномерности
распределения нагрузки между
сателлитами, уменьшению КПД,
надежности и срока службы механизмов.
снижению
Теоретическое обоснование
Для синтеза уравновешенных многосателлитных
планетарных механизмов, согласно
предлагаемому подходу, к ведущему звену –
центральному колесу (см. рис. 2, а) необходимо
добавлять группы звеньев, обладающие нулевой
подвижностью (
W 0= ).
подвижности проводится по формуле (1), из
которой при условии
число подвижных звеньев
n pp
+
=
2 54
3
.
Поиск структуры зубчатых групп нулевой
W 0= можно выразить
(3)
При синтезе уравновешенных планетарных
тические пары p4 для образования зубчатых зажение
Рис.
4. Сателлит как звено с одной
кинематической парой p5
и двумя парами p4
механизмов зубчатые группы нулевой подвижности
должны содержать звенья, которые
используются в качестве сателлитов (рис. 4).
Каждое такое звено имеет одну вращательную
кинематическую пару p5
цеплений с центральным и корончатым колесами.
При
подстановке путем перебора в выраp
= 2; 4; 6; ... , при задании различного
Таблица
Кол-во
дополнительных
сателлитов, nc+
Структура зубчатых групп нулевой подвижности
Кол-во
Кол-во
высших
пар, p4
12
24
36
4
Машиностроение и инженерное образование, 2013, ¹ 4
Кол-во
вращательных
пар, p5
2
4
6
…… …
подвижных
звеньев, n
2
4
6
…
Схема зубчатой
группы нулевой
подвижности
Рис. 2, б
Рис. 5, а
Рис. 5, б
…
(3) четных целочисленных значений
4 ()
числа сателлитов находится количество подвижных
звеньев n и число кинематических
и две высшие кинема
Стр.3