ИЗ ИСТОРИИ ЗНАМЕНИТЫХ КНИГ Хранитель венецианских традиций ´Большой сценический успех мАпельсиново и мВоронао заставил синьора Гольдони, человека, не лишенного хитрости, сказать, что он начинает со мной считаться, так как я произвел на свет новый театральный жанр, соответствующий вкусам публикиª с так начинается пьесасказка итальянского драматурга Карло Гоцци ´КорольОленьª, которая вот уже 250 лет не сходит с театральных сцен всего мира. <...> В том же 1762 году Гоцци заканчивает еще одну из знаменитейших своих пьес с ´Турандотª. <...> То, что мы начали повествование с упоминания имени Карло Гольдони, отнюдь не случайно. <...> Именно в споре с ним и рождаются знаменитые сказки Гоцци. <...> Фьябы, покорившие мир «Вооружившись за мнимые заслуги похвалами, коих добиваются любыми средствами обман и лицемерие. <...> Гольдони утверждал, что огромный успех его театральных пьес лучше всего свидетельствует об его действительных заслугах и что одно дело заниматься тонкой словесной критикой, а другое – писать вещи, всеми признанные и приветствуемые толпой на публичных представлениях. <...> Тогда я, нисколько не чувствуя себя уязвленным, высказал однажды мысль, что театральный успех не может определять качества пьесы и что я берусь достигнуть гораздо большего успеха сказкой “О любви к трем апельсинам”, которую бабушка рассказывает своим внучатам, переделав ее в театральное представление». <...> Так позднее сам Гоцци писал в своих «Бесполезных мемуарах». <...> Именно поэтому – если верить словам Гоцци – родились десять его сказок для театра. <...> Гоцци уверяет читателя, что начал писать свои сказки (или «фьябы) «на спор», в чисто полемических целях, желая доказать противникам, что успехом у публики будет пользоваться любой вздор, лишь бы он обладал качеством новизны. <...> Опьяненный успехом, он долго рассказывал о значении сделанного им переворота в итальянском театре, осыпал насмешками и бранью старую комедию масок. <...> Тогда один из присутствующих <...>