МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО «ШУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» П.А. КИСЛЯКОВ Психолого-педагогические основы управления качеством здоровьеформирующего образования в педагогическом вузе Монография Шуя – 2009 УДК 78.1 ББК 74.58 К 44 Печатается по решению редакционноиздательского совета ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет» Кис л я ко в , П.А. Психолого-педагогические основы управления качеством здоровьеформирующего образования в педагогическом вузе: Монография / П.А. Кисляков. <...> В связи с неблагоприятными тенденциями в состоянии здоровья подрастающего поколения, актуальной является тема поиска новых подходов в решении задач повышения качества здоровьеформирующего образования будущих педагогов. <...> Книга адресована руководителям, преподавателям, научным сотрудникам педагогических учебных заведений, институтов повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, институтов развития образования, специалистам в области менеджмента качества профессионального образования, а также может быть полезна аспирантам и студентам педвузов. <...> Н а у ч н ы й р е д а к т о р доктор медицинских наук, профессор Т.В. КАРАСЕВА (Шуйский государственный педагогический университет) Р е ц е н з е н т ы : кафедра здоровьесберегающих технологий в образовании Ивановского областного института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров (заведующий кафедрой доктор медицинских наук Н.Н. НЕЖКИНА) доктор педагогических наук, профессор Л.Ф. ТИХОМИРОВА (Ярославский государственный педагогический университет им. <...> К.Д. Ушинского); ISBN © Кисляков П.А., 2009 © ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет», 2009 ОГЛАВЛЕНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ. <...> Методика изучения мнений кураторов о качестве воспитательной работы по формированию ЗОЖ студентов в вузе…………………………………………………. <...> Киплинг <...>
Психолого-педагогические_основы_управления_качеством_здоровьеформирующего_образования_в_педагогическом_вузе.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО «ШУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
П.А. КИСЛЯКОВ
Психолого-педагогические
основы управления качеством
здоровьеформирующего
образования
в педагогическом вузе
Монография
Шуя – 2009
Стр.1
УДК 78.1
ББК 74.58
К 44
Печатается по решению редакционноиздательского
совета ГОУ ВПО «Шуйский
государственный педагогический университет»
Кис л я ко в , П.А.
Психолого-педагогические
основы
управления
качеством здоровьеформирующего образования в
педагогическом вузе: Монография / П.А. Кисляков. –
Шуя: Издательство ГОУ ВПО «ШГПУ», 2009. – 172 с.
Одной из основных целей модернизации российского образования является
повышение его качества и доступности. При этом создание системы управления
качеством образования должно способствовать формированию у будущего специалиста
ключевых профессиональных компетенций, обеспечивающих высокую
эффективность деятельности.
Профессионализм современного учителя определяется не только способностью
достигать высокого педагогического результата, но и умением сохранять и
укреплять свое здоровье и здоровье школьников. В связи с неблагоприятными
тенденциями в состоянии здоровья подрастающего поколения, актуальной является
тема поиска новых подходов в решении задач повышения качества здоровьеформирующего
образования будущих педагогов.
В монографии рассматриваются теоретические и практические вопросы качества
здоровьеформирующего образования будущих педагогов (как процесса и
как результата), на основании чего дается анализ системы управления качеством
в педагогическом вузе.
Книга адресована руководителям, преподавателям, научным сотрудникам
педагогических учебных заведений, институтов повышения квалификации и переподготовки
педагогических кадров, институтов развития образования, специалистам
в области менеджмента качества профессионального образования, а также
может быть полезна аспирантам и студентам педвузов.
Н а у ч н ы й р е д а к т о р
доктор медицинских наук, профессор Т.В. КАРАСЕВА
(Шуйский государственный педагогический университет)
Р е ц е н з е н т ы :
кафедра здоровьесберегающих технологий в образовании Ивановского областного
института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров
(заведующий кафедрой доктор медицинских наук Н.Н. НЕЖКИНА)
доктор педагогических наук, профессор Л.Ф. ТИХОМИРОВА
(Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского);
ISBN
© Кисляков П.А., 2009
© ГОУ ВПО «Шуйский государственный
педагогический университет», 2009
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ.......................................................................... 5
ГЛАВА I. ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩЕЕ
ОБРАЗОВАНИЕ В ВУЗЕ: ОПЫТ
РЕАЛИЗАЦИИ И ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА
1.1. Качество профессионального образования как
объект управления........................................................... 9
1.2. Системное обеспечение качества
здоровьеформирующего образования…..….……….... 29
ГЛАВА II. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
2.1. Модель управления качеством
здоровьеформирующего образования в
педагогическом вузе……………………………………
2.2. Условия повышения качества
здоровьеформирующего образования
будущих педагогов………..............................................
ГЛАВА III. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ДИАГНОСТИКА КАЧЕСТВА
ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
3.1. Самооценка состояния и тенденции развития
здоровьеформирующего образования
(SWOT-анализ)…………………………………………
1111
92
3.2. Студенты о качестве здоровьеформирующего
образования в вузе…………………………………… 95
3.3. Качество результатов здоровьеформирующего
образования…………………………………………….. 109
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………… 116
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………… 118
3
1111
47
1111
72
Стр.3
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Методика изучения мнений студентов о
качестве здоровьеформирующего образования в вузе………... 136
Приложение 2. Методика изучения мнений кураторов о
качестве воспитательной работы по формированию ЗОЖ
студентов в вузе………………………………………………….
1111
139
Приложение 3. Методика оценки готовности студентов
педагогического вуза к здоровьеформирующей деятельности... 141
Приложение 4. Программа управления качеством
здоровьеформирующего образования в педагогическом вузе… 163
Приложение 5. Управление качеством
здоровьеформирующего образования будущих педагогов:
катехизис………………………………………………………….
1111
167
4
Стр.4