АУДИОВИЗУАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: ПРИРОДА И ТЕХНОЛОГИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ Тема №1. <...> АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ Тема №4. <...> 142 3 В В Е Д Е Н И Е Аудиовизуальные и технические средства обучения нашли широкое применение в школьном образовании со второй половины ХХ века. <...> Современный образовательный процесс предполагает использование проекционной техники (слайд-проекторы, эпископы, кодоскопы), цифровой и аналоговой электронной техники (мультимедиапроекторы); видео- и аудиотехники, компьютерной техники. <...> АУДИОВИЗУАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: ПРИРОДА И ТЕХНОЛОГИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ Тема №1. <...> Человек воспринимает информацию с помощью органов чувств, хранит и перерабатывает ее с помощью мозга и центральной нервной системы. <...> Аудиовизуальная информация Из множества источников по всему миру нам становится доступно все больше и больше аудиовизуальной информации, которая может быть представлена в различных медиаформатах, как то: неподвижные изображения, графика, 3D-модели, аудио, речь, видео, фотографии. <...> Аудиовизуальная информация (от лат. audio – «слышу», visualis – «зрительный») – это вся информация, которую мы можем получить через зрение и слух, т.е. все то, что человек видит и слышит. <...> Одну и ту же информацию можно хранить в различном материальном виде: на бумаге, в виде фотонегатива, на магнитной ленте, на магнитном диске и т.п. <...> Частным случаем информационной культуры является аудиовизуальная культура, связанная с получившими широкое распространение современными техническими способами записи и передачи изображения и звука (кино, телевидение, видео, мультимедиа). <...> В собственно коммуникативной функции аудиовизуальная культура быстро становится ведущим средством массовой коммуникации (в форме телевидения), принимая на себя связанные с этим социальнорегулятивные обязанности, приобретая соответствующую институализованность и вступая в политико-идеологические и организационно-экономические связи, оказывающие <...>
Аудиовизуальные_технологии_обучения.pdf
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО «ШУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
__________________________________________
П.А. Кисляков
АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
учебно-методическое пособие
для студентов специальностей
050708.65 Педагогика и методика начального образования;
050706.65 Педагогика и психология;
050715.65 Логопедия
Шуя 2009
Стр.1
УДК 373.3
ББК 74.202.15
К 44
кафедра
Печатается по решению редакционноиздательского
совета ГОУ ВПО «Шуйский
государственный педагогический университет»
Р е ц е н з е н т ы :
технологии, машиноведения и безопасности
жизнедеятельности ГОУ ВПО «Тульский государственный
педагогический университет им. Л.Н. Толстого»
(заведующий кафедрой, доктор технических наук, профессор
Н.Н. Сергеев);
доктор технических наук, профессор В.А. Годлевский
(ГОУ ВПО «Ивановский государственный университет»)
Кисляков, П.А.
Аудиовизуальные технологии обучения: Учебнометодическое
пособие / П.А. Кисляков – Шуя:
Издательство ГОУ ВПО «ШГПУ», 2009. – 142 с.
Данное издание структурировано в соответствии с курсом «Аудиовизуальные
технологии обучения», который направлен на формирование у будущих
педагогов знаний в области новых информационных технологий, а
также умений применения аудиовизуальных и технических средств обучения
в образовательном процессе. Дана характеристика как традиционных аудиовизуальных
и технических средств, которыми в основном укомплектованы
образовательные учреждения, так и новых, представленных на рынке современных
информационно-коммуникационных технологий в образовании.
Пособие предназначено для студентов очной и заочной форм обучения
специальностей 050708.65 Педагогика и методика начального образования;
050706.65 Педагогика и психология; 050715.65 Логопедия. Также рекомендуется
для использования при изучении раздела «Аудиовизуальные технологии
обучения», включенного в курс теории и методики обучения.
Может также быть полезно преподавателям вузов и быть использовано
в системе повышения квалификации педагогических кадров.
© Кисляков П.А., 2009
© ГОУ ВПО «Шуйский
государственный педагогический
университет», 2009
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………......
РАЗДЕЛ I. АУДИОВИЗУАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
ПРИРОДА И ТЕХНОЛОГИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Тема №1. Понятие информации и информационных
технологий…………………………………………………….
Тема №2. Аудиовизуальная культура человека…………….
Тема №3. Психофизиологические основы восприятия
аудиовизуальной информации человеком………………….
4
5
13
18
РАЗДЕЛ II. АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Тема №4. Аудиовизуальные и технические средства
обучения……………………………………………………… 27
Тема №5. Проекционные технологии в обучении………… 36
Тема №6. Фототехнологии в обучении……………………. 53
Тема №7. Аудиотехнологии обучения……………………..
Тема №8. Видеотехнологии обучения……………………..
62
73
РАЗДЕЛ III. НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
Тема №9. Компьютерные и интерактивные технологии
обучения……………………………………………………… 95
Тема №10. Мультимедиа технологии обучения…………… 119
РАЗДЕЛ IV. КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Тема №11. Аудиторные технические комплексы…………..
129
Тема №12. Условия использования аудиовизуальных и
технических средств обучения……………………………… 134
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………… 140
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ………………………………….
142
3
Стр.3