Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Вестник ИРЯиК МГУ. Филология. Культурология. Педагогика. Методика  / №4 2014

«ЧУДЕСНЫЕ СКАЗАНИЯ» В РОМАНЕ П.И. МЕЛЬНИКОВА-ПЕЧЕРСКОГО «В ЛЕСАХ»

0   0
Первый авторДолгая
Страниц5
ID304318
АннотацияВ статье сделана попытка рассмотреть мифопоэтическое начало романа П.И. Мельникова-Печерского «В лесах». Важнейшим типологическим признаком романа является его сказовая форма. В статье проанализированы стилизованные сказания о солнце Яриле, расширяющие хронологические рамки романа в глубь исторического и доисторического прошлого.
Долгая, Е.А. «ЧУДЕСНЫЕ СКАЗАНИЯ» В РОМАНЕ П.И. МЕЛЬНИКОВА-ПЕЧЕРСКОГО «В ЛЕСАХ» / Е.А. Долгая, Л.В. Синявина // Вестник ИРЯиК МГУ. Филология. Культурология. Педагогика. Методика .— 2014 .— №4 .— URL: https://rucont.ru/efd/304318 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Анализ художественного текста «ЧУДЕСНЫЕ СКАЗАНИЯ» В РОМАНЕ П.И. <...> МЕЛЬНИКОВА-ПЕЧЕРСКОГО «В ЛЕСАХ» Е.А. Долгая, Л.В. Синявина Национальный фармацевтический университет, Харьков, Украина В статье сделана попытка рассмотреть мифопоэтическое начало романа П.И. МельниковаПечерского «В лесах». <...> Важнейшим типологическим признаком романа является его сказовая форма. <...> В статье проанализированы стилизованные сказания о солнце Яриле, расширяющие хронологические рамки романа в глубь исторического и доисторического прошлого. <...> Многие исследователи обращали внимание на фольклорно-мифологический пласт в романе П.И. Мельникова-Печерского «В лесах». <...> А.А. Измайлов, говоря о «чудесных сказаниях» в романе, по стилю считал их близкими Н.С. Лескову: язык сказаний «впадает в язык молитвы, и стиль становится певучим, как стиль чудесного “Запечатленного ангела” Лескова» [6: 15]. <...> Л.М. Лотман относит сказ к важнейшим типологическим признакам романа «В лесах» [7: 406]. <...> Л.М. Лотман полагает, что легенды, мифологические образы, пословицы, песни писатель стремился сделать элементом, объединяющим все многообразие повествования, выражающим единство народного взгляда на жизнь [7: 411]. <...> Все романическое у него находит последнее свое объяснение в космогоническом мифе. <...> Все рассказанные им истории людской сердечной жизни имеют своим прообразом и началом геокосмический роман, роман неба и земли» [3: XXI]. <...> Исследователь ограничил мифопоэтическое начало романа любовными сюжетными линиями, тогда как «геокосмический роман» шире любовного, и жизнь человеческая «не выделена из жизни космической» во всех своих проявлениях. <...> Так же как и Г.С. Виноградов, З.И. Власова уделяет большое внимание мифологическим образам в романе. <...> Стилизованные сказания про солнце Ярилу, про любовь его к Матери Сырой Земле, про златорогого оленя-солнце утверждают мысль писателя о вечности жизни. <...> Вышеуказанные работы так или иначе касаются сказовой манеры писателя, но она <...>