Но в настоящий момент семиотические методы исследований существуют только как россыпь отдельных приемов, которые разбросаны по различным дисциплинам, школам, направлениям и исследовательским традициям. <...> Для того чтобы семиотика в полной мере стала интегрирующей методологией, пронизывающие это пространство базовые семиотические концепции должны быть с этой точки зрения отрефлексированы. <...> При этом понятие знака, выступающее в качестве базового концепта для семиотики, отнюдь не является единственными претендентом на роль элементарной категории описания осмысленного человеком мира. <...> В различных попытках описания форм, обеспечивающих существование, развитие и воспроизводство человеческой культуры, мы сталкиваемся с целым набором концептов (миф, образ, идея, метафора и т.п.), которые представляются схожими, но при этом всегда оставляют пространство для сомнений в своей тождественности, а потому продолжают существовать параллельно. <...> Одно из самых молодых таких слов – мем. <...> Из мемов, согласно концепции меметики (науки о мемах), состоит любая культурная информация, точно так же, как биологическая информация состоит из генов. <...> Можно ли ее использовать как действующий аналитический инструмент? <...> Каковы сильные и слабые стороны этих двух теоретико-методологических рамок? <...> СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПОИСКАХ ОРГАНОНА “Человек свободен и потому может нарушить любые навязанные ему закономерности”, – пишет Михаил Бахтин в одной из своих работ, посвященных творчеству Достоевского [Бахтин 2002: 69]. <...> Человек оказывается, таким образом, существом двоякой природы, обитающим одновременно в двух универсумах: в устремленной к энтропии физической реальности и в противоположно направленной, осмысленной действительности [Ильин 2009: 186-189]. <...> Изучая физическую реальность, в науке обычно пользуются моделями и методами на основе математики. <...> Но могут ли у обществоведческих и гуманитарных исследований <...>