Э.К. Хазыкова
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ
КОНКУРСНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Правовая основа регулирования конкурсных отношений - института
несостоятельности (банкротства) в России представляет
собой сложившуюся разветвленную систему нормативных правовых
актов различных уровней. Постепенно накапливается и опыт
реализации соответствующих актов. По мере все более углубленного
изучения и обобщения практики нормативно-правовая основа
будет обогащаться и совершенствоваться.
Действующее российское законодательство о несостоятельности
(банкротстве) представляет собой сложную систему правовых
норм, основанием которой, безусловно, являются положения
Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ)[1].
Данные положения можно разделить на три группы:
- нормы ГК РФ, непосредственно регулирующие несостоятельность
(банкротство) индивидуальных предпринимателей (ст.
25) и юридических лиц (ст. 65);
- нормы ГК РФ, содержащие специальные указания по применению
положений о несостоятельности (банкротстве) - ст. ст.
64 (об очередности удовлетворения требований кредиторов), 56,
105 (о субсидиарной ответственности лиц, которые имеют право
давать обязательные для должника - юридического лица указания
либо иным образом определять его действия, за доведение должника
до банкротства) и др.;
- нормы ГК РФ, непосредственно не затрагивающие отношения
несостоятельности (банкротства), но имеющие определяющее
значение для решения вопросов, возникающих в связи с несостоятельностью
(банкротством) юридических лиц (например, положения,
регулирующие организационно-правовые формы юридических
лиц, вопросы ответственности за нарушение обязательств и
т.д.) [2, С. 12].
Главным источником конкурсного права является Федеральный
закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ (в ред. Федерального
245
Стр.1
закона от 22 апреля 2010 г.) «О несостоятельности (банкротстве)»
(далее - Закон о банкротстве)[3].
Закон о банкротстве в соответствии с ГК РФ устанавливает
основания для признания должника несостоятельным (банкротом),
регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению
несостоятельности (банкротства), порядок и условия
проведения процедур банкротства и иные отношения, возникающие
при неспособности должника удовлетворить в полном объеме
требования кредиторов.
Задачами данного закона являются, во-первых, исключение
из гражданского оборота неплатежеспособных субъектов, вовторых
- предоставление возможности добросовестным предпринимателям
улучшить свои дела под контролем арбитражного суда
и кредиторов и вновь достичь финансовой стабильности. В этом
смысле институт банкротства служит гарантией социальной справедливости
в условиях рынка, одним из основных элементов которого
является конкуренция.
Характерная особенность Закона о банкротстве состоит в том,
что он вобрал в себя нормы и материального и процессуального
права, т.е. установил не только правила поведения участников
общественных отношений по поводу несостоятельности, но и механизм
реализации материальных норм. Некоторые нормы, устанавливающие
порядок судебного рассмотрения дел этой категории,
отражены в гл. 28 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации (далее АПК РФ) [4].
Кроме того, в систему законодательства, регулирующего несостоятельность
(банкротство), входят: Федеральный закон от
25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)
кредитных организаций», а также иные нормативные акты. К числу
последних, в частности, следует отнести Постановление Правительства
РФ от 3 февраля 2005 г. № 52 «О регулирующем органе,
осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых
организаций арбитражных управляющих», Постановление Правительства
РФ от 12 августа 2005 г. № 510 «Об официальном издании,
осуществляющем опубликование сведений, предусмотренных Федеральным
законом «О несостоятельности (банкротстве)». Вопро246
сам
несостоятельности посвящены также и некоторые судебные
акты - Постановление Пленума ВАС РФ от 8 апреля 2003 г. № 4 «О
некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального
закона «О несостоятельности (банкротстве)», Постановление
Пленума ВАС РФ от 15 декабря 2004 г. № 29 «О некоторых вопросах
практики применения Федерального закона «О несостоятельности
(банкротстве)» и др.
Анализ действующего законодательства о банкротстве позволил
сформулировать следующие принципиальные положения:
1)
институт банкротства не может быть отнесен только к
одной отрасли права, поскольку является комплексным институтом
права, сочетающим нормы различных его отраслей. В рамках
гражданско-правового регулирования банкротство служит лишь
одним из оснований ликвидации юридического лица, остальные
же отношения (например, судебный и внесудебный порядок) урегулированы
нормами других отраслей права [ 5, С. 2].
Таким образом, законодательство о несостоятельности, носящее
комплексный характер, находится на стыке публичного и частного
права. Закон о банкротстве наряду с материально-правовыми
нормами содержит достаточно большое количество норм процессуального
характера (основная часть таких норм, регламентирующих
порядок разрешения дел о банкротстве, содержится в гл. III
Закона о банкротстве; кроме этого, часть норм процессуального
характера включена в главы, касающиеся особенностей применения
процедур банкротства в отношении отдельных участников
имущественного оборота);
2) основной тенденцией законодательства о несостоятельности
(банкротстве) является развитие его по схеме: общий закон -
специальный закон - другие нормативные акты.
К числу общих законов прежде всего следует отнести ГК РФ
и АПК РФ. В соответствии со ст. 223 АПК РФ дела о несостоятельности
(банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по
правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными
федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности
(банкротства). Это означает, что во всех случаях,
247
Стр.2