МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ В СРЕДНИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Направление подготовки 030300.62 – Психология Бакалавриат Ставрополь 2014 УДК 373.1:159.9 (075.8) ББК 74.268.8 я73 М 54 Печатается по решению редакционно -издательского совета Северо-Кавказского федерального университета М 54 Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях: учебное пособие / автор-сост. <...> Данный курс представляет собой продолжение таких курсов, как «Общая психология», «Возрастная психология и психология развития», «Педагогическая психология». <...> Цели обучения психологии определяются особенностями содержания как гуманитарной дисциплины. <...> Цель обучения психологии – овладение теоретическими и практическими знаниями и методами построения взаимодействия и общения с людьми в различных условиях их жизнедеятельности. <...> Цель обучения психологии – овладение теоретическими и практическими знаниями и методами построения взаимодействия и общения с людьми в различных условиях их жизнедеятельности. <...> В связи с современными подходами к науке хотелось бы взглянуть на преподавание психологии не с позиций воспроизведе5 ния книжных знаний, которое является превалирующей в практике преподавания. <...> По цели и смыслу деятельности преподаватель не противопоставляет себя студенту, а составляет с ним единство, которое определяет характер учебной деятельности как совместной – преподавателя и студента. <...> По мнению А. Г. Асмолова, вариативное образование помогает личности обрести иные пути понимания и переживания знаний в изменяющемся мире. <...> Вариативное образование понимается исследователем как процесс, направленный на расширение возможностей компетентного выбора личностью жизненного пути и на саморазвитие <...>
Методика_преподавания_психологии_в_средних_учебных_заведениях.pdf
УДК 373.1:159.9 (075.8)
ББК 74.268.8 я73
М 54
Печатается по решению
редакционно -издательского совета
Северо-Кавказского федерального
университета
М 54
Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях:
учебное пособие / автор-сост. Н. И. Медведева. – Ставрополь:
Изд-во СКФУ, 2014. – 128 с.
Пособие представляет собой составную часть учебно-методического
комплекса курса «Методика преподавания психологии», разработанного
в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки
030300 – Психология, а также ФГОС 3+ по направлению 37.04.01 и
37.03.01 – Психология. В пособии представлены наиболее существенные и
интересные – с позиции современных требований к практике преподавания
– направления, методы и технологии работы преподавателя психологии.
Предназначено для студентов-психологов.
УДК 373.1:159.9 (075.8)
ББК 74.268.8 я73
Автор-составитель
д-р психол. наук, профессор Н. И. Медведева
Рецензенты:
канд. психол. наук, доцент М. И. Соловьева
(ФГОУ ВПО МГГУ им. М. А. Шолохова),
д-р психол. наук, профессор Н. Н. Волоскова
© ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский
федеральный университет», 2014
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ ...........................................................................................3
1. Предмет, задачи, цели курса. Педагог как субъект профессиональной
деятельности. Деятельность преподавателя в системах: «человек –
человек», «человек – общество». Функциональные особенности
преподавательской работы ........................................................................5
2. Характеристика методов обучения ..........................................................14
3. Активные методы обучения: программированного, проблемного,
интерактивного обучения .........................................................................32
4. Формы учебных занятий и методика их проведения. Лекционная
форма обучения..........................................................................................62
5. Методика чтения лекции. Формирование научных понятий,
доказательность, проблемность ...............................................................64
6. Практические, семинарские и лабораторные занятия в учебных
группах ....................................................................................................... 72
7. Урок как форма организации обучения ..................................................76
8. Таксономия учебных задач – инструмент опережающего управления
процессом развития познавательной деятельности ..............................79
9. Методические особенности преподавания теоретической психологии:
общей и истории психологии ................................................................... 89
10. Особенности преподавания прикладной психологии.......................... 102
13. Студент как субъект учебной деятельности ......................................... 111
ЛИТЕРАТУРА ................................................................................................126
127
Стр.127