МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» А. В. Беляев ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ФЕДЕРАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ (ПРОЕКТИРОВАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ, УПРАВЛЕНИЕ) МОНОГРАФИЯ Ставрополь 2014 УДК 378.4 ББК 74.58 Б 44 Рецензенты: д-р пед. наук, профессор С. А. Днепров, д-р пед. наук, профессор В. К. Кочисов Беляев А. В. <...> ISBN 978-5-9296-0682-3 В монографии рассматриваются методологические основания проектирования процесса гражданского и патриотического воспитания, технология его организации в высшее школе. <...> Выявлены достижения отечественного и зарубежного опыта гражданского воспитания и определены возможности для творческого их использования в современной отечественной педагогике; систематизированы организационные, психолого-педагогические, методические условия повышения эффективности гражданско-правового и патриотического воспитания студентов университета. <...> ISBN 978-5-9296-0682-3 © ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», 2014 Введение ВВЕДЕНИЕ Создание Северо-Кавказского федерального университета стало важным фактором для объединения ранее разрозненных материальных, академических и научных ресурсов, следствием которого явилось возникновение предпосылок для усиления образовательного и научного потенциала, повышения социального статуса нового вуза, его интеллектуальной привлекательности для выпускников общеобразовательных учреждений. <...> Это возможно по той причине, что гражданское образование как метапонятие имеет междисциплинарный характер: включает в себя правовое, политическое, патриотическое, экономическое, экологическое, духовно-нравственное образование, формирует гражданские компетенции, необходимые каждому активному члену общества, независимо от профиля его специальности. <...> Важным условием развития вуза является поиск новых подходов <...>
Гражданское_образование_в_федеральном_университете_проектирование,_организация,_управление_.pdf
УДК 378.4
ББК 74.58
Б 44
Рецензенты:
д-р пед. наук, профессор С. А. Днепров,
д-р пед. наук, профессор В. К. Кочисов
Беляев А. В.
Б 44 Гражданское образование в федеральном университете:
проектирование, организация, управление: монография. –
Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2014. – 245 с.
ISBN 978-5-9296-0682-3
В монографии рассматриваются методологические основания
проектирования процесса гражданского и патриотического воспитания,
технология его организации в высшее школе. Выявлены достижения
отечественного и зарубежного опыта гражданского воспитания
и определены возможности для творческого их использования
в современной отечественной педагогике; систематизированы организационные,
психолого-педагогические, методические условия повышения
эффективности гражданско-правового и патриотического
воспитания студентов университета. Общим итогом исследования
являются обоснование приоритетности цели формирования в молодёжной
среде гражданской ответственности и общероссийской
идентичности, характеристика инновационных технологий воспитания,
а также оценка роли культурно-исторических традиций, принципа
преемственности в решении воспитательных задач.
ISBN 978-5-9296-0682-3
© ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский
федеральный университет», 2014
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................3
РАЗДЕЛ 1. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ
ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ....................................................13
Глава 1. Законодательные основы правового статуса личности
в Российской Федерации............................................................................13
1.1. Гражданское общество как цель и условие гражданского
образования...............................................................................................13
1.2. Правовой статус личности гражданина в Российской
Федерации..................................................................................................23
1.3. Основные политические права и свободы граждан РФ..........30
Глава 2. Гражданское воспитание как социально-педагогическая
проблема..........................................................................................................38
2.1. Сущность, структура ключевых понятий: гражданин,
гражданственность, патриотизм, гражданское образование,
патриотическое воспитание.................................................................38
2.2. Социально-психологические особенности студенчества.......52
2.3. Отношение современной молодёжи к гражданским
и патриотическим ценностям...............................................................61
Глава 3. Мировой опыт гражданского образования......................74
3.1. Современные научные подходы к организации гражданского
образования...............................................................................................74
3.2. Гражданское образование в зарубежных университетах.......81
3.3. Международное сотрудничество как средство развития
отечественной системы гражданского образования......................89
РАЗДЕЛ 2. ПРОЦЕСС ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ
В ФЕДЕРАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ.................................................100
Глава 1. Проектирование процесса гражданского воспитания 100
1.1. Системно-процессуальные характеристики гражданского
образования и патриотического воспитания как социальнопедагогического
феномена..................................................................100
1.2. Гражданское воспитание студентов средствами учебной
деятельности............................................................................................111
1.3. Гражданского воспитания студентов университета
средствами внеаудиторной работы...................................................126
1.4. Научно-исследовательская работа в области гражданскопатриотического
воспитания.............................................................137
Стр.243
Глава 2. Технологии организации процесса гражданского
воспитания...................................................................................................149
2.1. Роль общественных организаций в развитии социальной
активности студентов..........................................................................149
2.2. Организация массовых мероприятий, имеющих
гражданскую и патриотическую направленность........................162
2.3. Социальное проектирование как средство формирования
гражданских компетенций..................................................................174
Глава 3. Условия повышения эффективности процесса
гражданско-патриотического воспитания.........................................184
3.1. Демократизация педагогической среды университета.........184
3.2. Социальное партнёрство как условие развития социальной
активности студентов...........................................................................194
3.3. Организационно-педагогические условия формирования
гражданского сознания студентов....................................................203
3.4. Методические условия повышения эффективности
гражданско-патриотического воспитания......................................214
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................228
ЛИТЕРАТУРА...........................................................................................235
Стр.244