Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Методология и методика конкретно-социологического исследования проблем обучения и социальной адаптации детей-мигрантов в ХМАО - Югре

0   0
АвторыЗасыпкин Владислав Павлович, Зборовский Гарольд Ефимович, Шуклина Елена Анатольевна
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц96
ID303783
АннотацияПредлагаемое пособие является результатом социологических исследований, проводимых в течение 2 лет в ХМАО-Югре сотрудниками лаборатории региональных исследований Сургутского государственного педагогического университета. В пособии изложено авторское видение возможных подходов, методов, инструментария для изучения проблем обучения и социальной адаптации детей-мигрантов.
ISBN978-5-93190-295-1
Методология и методика конкретно-социологического исследования проблем обучения и социальной адаптации детей-мигрантов в ХМАО - Югре / В. П. Засыпкин, Г. Е. Зборовский, Е. А. Шуклина .— Сургут : РИО СурГПУ, 2012 .— 96 с. — ISBN 978-5-93190-295-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/303783 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ГОУ ВПО ХМАОЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ЛАБОРАТОРИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В.П. <...> ШУКЛИНА МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА КОНКРЕТНО-СОИОЛОГИЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ ОБУЕНИЯ И СОИАЛЬНОЙ АДАПТАИИ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ В ХМАОЮГРЕ Научно-методическое пособие Сургут 2012 ББК 74.044.97(2Рос-6Хан)в682 УДК 37.012(571.122)(07) Редакционно-издательского совета СурГПУ З-36 Рецензент: Лауреат премии Правительства РФ в области образования, доктор философских наук, профессор Ю.Р. Вишневский Засыпкин В.П., Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. <...> Методология и методика конкретно-социологического исследования проблем обучения и социальной адаптации детей-мигрантов в ХМАО – Югре: Научно-методическое пособие. <...> Предназначено для социологов, педагогических работников, ISBN 978-5-93190-295-1 Предлагаемое пособие является результатом социологических студентов, аспирантов, управленцев системы образования, всех тех, кто интересуется вопросами социокультурной адаптации мигрантов. <...> ББК 74.044.97(2Рос-6Хан)в682 УДК 37.012(571.122)(07) Печатается по решению ISBN 978-5-93190-295-1 © Засыпкин В.П., Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А., 2012 © Сургутский государственный педагогический университет, 2012 ВВЕДЕНИЕ Появление научно-методического пособия о методологии, методике и программе проведения конкретно-социологического исследования проблем обучения и социальной адаптации детей мигрантов в России как принимающей стране – веление времени, того самого времени, в которое миграция не только становится, но уже стала неотъемлемым феноменом жизни нашего общества. <...> Среди большого количества исследований и литературы, посвященной миграции в целом, ничтожную долю составляет рассмотрение проблем обучения и адаптации детей мигрантов. <...> Анализ показывает, что больше всего работ по проблемам обучения и адаптации детей мигрантов пишут педагоги. <...> . Большую теоретическую <...>
Методология_и_методика_конкретно-социологического_исследования_проблем_обучения_и_социальной_адаптации_детей-мигрантов_в_ХМАО_-_Югре.pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ГОУ ВПО ХМАО – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ЛАБОРАТОРИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В.П. ЗАСЫПКИН Г.Е. ЗБОРОВСКИЙ Е.А. ШУКЛИНА МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА КОНКРЕТНО-СОИОЛОГИЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ ОБУЕНИЯ И СОИАЛЬНОЙ АДАПТАИИ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ В ХМАО – ЮГРЕ Научно-методическое пособие Сургут 2012
Стр.1
ББК 74.044.97(2Рос-6Хан)в682 УДК 37.012(571.122)(07) Редакционно-издательского совета СурГПУ З-36 Рецензент: Лауреат премии Правительства РФ в области образования, доктор философских наук, профессор Ю.Р. Вишневский Засыпкин В.П., Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Методология и методика конкретно-социологического исследования проблем обучения и социальной адаптации детей-мигрантов в ХМАО – Югре: Научно-методическое пособие. – Сургут: РИО СурГПУ, 2012. – 95 с. исследований, проводимых в течение 2 лет в ХМАО – Югре сотрудниками лаборатории региональных исследований Сургутского государственного педагогического университета. В пособии изложено авторское видение возможных подходов, методов, инструментария для изучения проблем обучения и социальной адаптации детеймигрантов. В работе изложена авторская методика, построенная на использовании комплекса методов сбора социологической информации в рамках как количественной, так и качественной стратегий изучения проблемы. Предназначено для социологов, педагогических работников, ISBN 978-5-93190-295-1 Предлагаемое пособие является результатом социологических студентов, аспирантов, управленцев системы образования, всех тех, кто интересуется вопросами социокультурной адаптации мигрантов. ББК 74.044.97(2Рос-6Хан)в682 УДК 37.012(571.122)(07) Печатается по решению ISBN 978-5-93190-295-1 © Засыпкин В.П., Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А., 2012 © Сургутский государственный педагогический университет, 2012
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ Появление научно-методического пособия о методологии, методике и программе проведения конкретно-социологического исследования проблем обучения и социальной адаптации детей мигрантов в России как принимающей стране – веление времени, того самого времени, в которое миграция не только становится, но уже стала неотъемлемым феноменом жизни нашего общества. Среди большого количества исследований и литературы, посвященной миграции в целом, ничтожную долю составляет рассмотрение проблем обучения и адаптации детей мигрантов. Эта ситуация может быть обусловлена тем, что дети мигрантов превратились в статистически значимую группу в России, при этом еще и с большим грузом проблем, не так давно. Анализ показывает, что больше всего работ по проблемам обучения и адаптации детей мигрантов пишут педагоги. Положение дел вполне объяснимо, учитывая характер и специфику названной проблематики и способы ее изучения. Между тем, речь идет не только о том, что связано с содержанием образования детей мигрантов, его обучающим компонентом. Не меньшее значение имеют социальные характеристики и условия как их жизни и учебы, так и адаптации и интеграции в новый для них общественный контекст. Серьёзную проблему представляет анализ социального взаимодействия детей мигрантов и их семей со школой, средой ближайшего окружения – сверстниками, соучениками, социальными институтами внешкольной жизни (дополнительного образования, культуры, спорта, здоровья и т.д.). Большую теоретическую и практическую значимость имеет изучение всей системы социальных отношений и деятельности (в том числе управленческих структур), складывающихся вокруг проблем обучения и адаптации детей мигрантов. Перечисленные и многие другие проблемы составляют предметное поле именно социологического исследования обучения и адаптации детей мигрантов. 3
Стр.3
К сожалению, социологический подход к обозначенной проблеме, как уже было отмечено, не является доминирующим в практической деятельности субъектов образования (педагогов, управленцев, образовательных учреждений). Вместе с тем именно такой подход позволяет выявить и сосредоточить внимание всех заинтересованных сторон на социальном аспекте этой проблемы, проблеме обучения и адаптации детей-мигрантов. В этой связи предлагается для изучения, а в случае необходимости и применения, авторский социологический подход к исследованию такой острой проблемы как миграция. Предлагаемое пособие является результатом серьёзных социологических исследований, проводимых в течение 2 лет в ХМАО – Югре. Его появление вызвано необходимостью познакомить заинтересованных лиц с возможными подходами, методами, инструментами, применяемыми социологами для изучения проблем обучения и адаптации детей-мигрантов. Эта авторская методика построена на использовании множества методов сбора социологической информации в рамках как количественной, так и качественной стратегий изучения проблемы. Здесь и исследование документов различных органов управления и данных государственной статистики, и самые различные виды опросов – письменные, экспертные, социометрические, интервью (от мягкого до жесткого формата), фокус-группы. Исследования охватили все основные социальные общности, включенные в процесс обучения и социальной адаптации детей мигрантов. Это и сами дети мигрантов – учащиеся старших классов школ, и их родители, и учителя, и руководители образовательных учреждений, в которых они учатся, и учащиеся, представляющие местное население. Как уже было отмечено, научно-методическое пособие построено на основе результатов полномасштабного, комплексного социологического исследования названных проблем, проведенного в Ханты-Мансийском автономном округе в 2011–2012 гг. по заказу Окружной думы. Исследование базируется на серьезной социологической традиции изучения данной проблематики в американской и европейской социологии. Первой серьёзной попыткой таких исследований было предпринятое в американской социологии на рубеже первого – второго десятилетия прошлого века изучение процесса миграции польского крестьянства в США и функционирования мигрантских 4
Стр.4
сообществ в этой стране, осуществленное в рамках Чикагской социологической школы [Thomas W.I., Znaniecki F.W. The Polish Peasant in Europe and America: Monograph of an Immigrant Group. 2-nd ed. N.Y.: Knopf, 1927; Park R.E. Human Migration and the Marginal Man // The American Journal of Sociology, 1928. Vol. 33. № 6. P. 881–893]. У. Томас и Ф. Знанецкий, явившиеся пионерами в освоении этой проблематики, касались не только взрослой части мигрантских общин, но и детей, перед которыми стала проблема освоения английского (американского) языка и интеграции в американскую культуру. Они, вместе со своими родителями, оказались в ее большом плавильном котле («melting pot»). Его частью стали школы и сообщества сверстников, среди которых были не только и даже не столько американцы, сколько представители десятков национально-этнических общин, поселившихся в США (изучались в первую очередь общины в Чикаго). Затем, в 1930-е гг. и позже, наступил длительный перерыв в изучении поставленной проблемы, связанный со Второй мировой войной, восстановлением после ее окончания нормальной мирной жизни и прекращением на этот период мигрантской мобильности. Однако с рубежа 1960–1970-х гг., по мере ее активизации, исследования мигрантов и мигрантских сообществ не только возобновились, но и значительно усилились. Опыт изучения процессов интеграции мигрантов и их детей в жизнь городов США, накопленный в американской социологии, не потерял своего значения и в наше время, хотя с тех пор было проведено гигантское количество исследований не только в этой стране, но и в большинстве государств Западной Европы. Они проводились в послевоенный период и особенно в последней трети прошлого – начале этого столетий, когда резко активизировались мигрантские переселения (в отдельных странах Западной Европы, например в Нидерландах, мигранты сегодня составляют около половины от общей численности населения). Понятно, что исследовательский интерес был направлен не только в сторону взрослого мигрантского населения, но и коснулся его детской части – со всеми вытекающими отсюда проблемами: жилищно-бытовыми условиями, учебой, адаптацией, включенностью в новую социокультурную среду страны-реципиента и т.д. Назовем лишь несколько работ последних лет в европейских странах, касающихся проблем обучения детей мигрантов: 5
Стр.5
Alba R., Silberman R. The Children of Immigrants and HostSociety Educational Systems: Mexicans in the United States and North Africans in France // Teachers College Record, 2009. V. III. P. 1444–1475; Baerveldt C., Zijistra В., de Wolf M. et al. Ethnic Boundaries in High School Students’ Networks in Flanders and the Netherlands // International Sociology, 2007. V. 22. P. 701–720; Crul M., Schneider J. Children of Turkish Immigrants in Germany and the Netherlands: The Impact of Differences in Vocational and Academic Tracking Systems // Teachers College Record, 2009. V. III. P. 1508–1527; Silberman R., Alba R., Fournier I. Segmented assimilation in France? Discrimination in the labour market against the second generation // Ethnic and Racial Studies 2007. V. 30. P. 1–27; Van Houtte M., Stevens P. School ethnic composition and students’ integration outside and inside schools in Belgium // Sociology of Education, 2009. V. 82. P. 217–239. Очевидно, что одна из задач, которая стоит сегодня перед отечественной социологией, изучающей проблемы обучения и социальной адаптации детей мигрантов в нашей стране, заключается в том, чтобы использовать накопленный за рубежом опыт как теоретического осмысления, так и практического решения поставленных проблем. Это важно, чтобы не повторять допущенных и до сих пор допускаемых ошибок в отношении мигрантов и их детей. Понятно, что в каждом конкретном случае есть своя национальная специфика. Но имеют место и общие закономерности и тенденции. Их-то и нужно знать и учитывать в работе всем тем, кто имеет дело с мигрантами и их детьми. Авторы пособия предлагают познакомиться с методологией и методикой социологического исследования, проведенного в Ханты-Мансийском автономном округе в 2011–2012 гг. В пособии представлены теоретическое и методологическое обоснование проблемы и применяемых подходов, представлена программа исследования и необходимый для работы инструментарий: анкеты, гайды интервью, сценарии фокус-групп и т.д. 6
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ