ЧУВАШСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК 1 2 Г.В. ВОРОБЬЕВ СИМФОНИЯ ПЕРЕЛОЖЕНИЕ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО СОЧИНЕНИЯ ВЫПУСК 3 Чебоксары 2014 3 УДК 78 ББК 85.315 В 75 Печатается по решению ученого совета Чувашского государственного института гуманитарных наук Составитель и научный редактор – М.Г. Кондратьев, доктор искусствоведения Воробьев Г.В. <...> Симфония до минор, создававшаяся Г.В. Воробьевым (1918–1939) в классе композиции проф. <...> Н.Я. Мясковского в 1938–1939 гг., – выдающееся произведение чувашской симфонической музыки. <...> Издание адресовано музыкантам и педагогам, желающим самостоятельно проникнуть в сложный и прекрасный мир этой музыки и познакомить с ним учащихся, студентов, посетителей концертов. <...> ISMN 979–0–9003092–2–8 © Чувашский государственный институт гуманитарных наук, 2014 © М.Г. Кондратьев, переложение, вступительная статья, 2014 4 От редактора Публикуемая в настоящем выпуске Сочинений Г.В. <...> Воробьева (1918–1939) Симфония до минор создавалась в последний год его обучения в Московской консерватории в классе проф. <...> Безвременная кончина автора не помешала исполнению и обсуждению произведения членами совета композиторского факультета Московской консерватории, среди которых известнейшие советские композиторы Р.М. Глиэр, С.Н. Василенко, Н.Я. Мясковский, Г.И. Литинский, А.Н. Александров, В.Я. Шебалин, Н.П. Иванов-Радкевич, Б.Л. Яворский, В.А. Белый, Б.С. Шехтер, В.П. Раков. <...> Всегда строгий и щепетильный педагог Н.Я. Мясковский впервые позволил себе публично назвать своего ученика «выдающимся автором» и отметил удачную идею произведения и его народный стиль. <...> В постановлении совета записано: «Отметить произведение Воробьева как выдающееся и просить концертные организации о включении симфонии Воробьева в программу очередной декады советской музыки»1 Члены совета рассматривали про. изведение в широком контексте современной музыки, без ссылок на значение для национальной чувашской культуры. <...> Симфония была действительно <...>
Сочинения_(1).pdf
От редактора
Публикуемая в настоящем выпуске
Сочинений Ã.Â. Воробьева (1918–1939)
Симфония до минор создавалась в последний
год его обучения в Московской
консерватории в классе проф. Н.Я. Мясковского
и должна была стать дипломной
работой молодого композитора выпуска
1940 года. Безвременная кончина автора
не помешала исполнению и обсуждению
произведения членами совета композиторского
факультета Московской консерватории,
среди которых известнейшие советские
композиторы Р.М. Глиэр, С.Н. Василенко,
Н.Я. Мясковский, Г.И. Литинский,
А.Н. Александров, В.Я. Шебалин,
Н.П. Иванов-Радкевич, Б.Л. Яворский,
Â.À. Áåëûé, Á.Ñ. Øåõòåð, Â.Ï. Ðàêîâ. Совет
высоко оценил симфонию недавно
ушедшего из жизни выпускника. Всегда
строгий и щепетильный педагог Н.Я. Мясковский
впервые позволил себе публично
назвать своего ученика «выдающимся автором»
и отметил удачную идею произведения
и его народный стиль. В постановлении
совета записано: «Отметить произведение
Воробьева как выдающееся и
просить концертные организации о включении
симфонии Воробьева в программу
очередной декады советской музыки»1
Члены совета рассматривали про.
изведение
в широком контексте современной
музыки, без ссылок на значение
для национальной чувашской культуры.
Последнее подразумевалось как само собой
разумеющееся. Симфония была действительно
исполнена, причем дважды:
в Москве в ноябре 1940 года оркестром
Всесоюзного радиокомитета под управле1
Выписка из протокола от 27 сентября 1940
года // Научный архив Чувашского государственного
института гуманитарных наук (НА ЧГИГН).
Îòä. VI. Åä. õð. 119. Èíâ. ¹ 236. Ë. 1.
5
нием дирижера А.М. Ковалева и транслировалась
по радио, затем исполнялась тем
же оркестром под управлением Пятигорского2
.
Подтвердило высокую оценку и издание
партитуры «Ìóçãèçîì» в 1957 ãîäó.
Одно из этих исполнений также транслировалось
4 декабря по радиостанции
ВЦСПС, о чем организаторы концерта
специально известили Управление по делам
искусств Чувашии3
.
* * *
Первое упоминание о Симфонии
встречается в письме В.П. Воробьева, отца
композитора, от 21 мая 1938 ãîäà. Таким
образом, Симфония присутствовала
в плане работы студента в конце третьего
курса, что и обсуждал он с отцом. Целостный
план произведения сложился в конце
1938 года. Оно задумывалось в четырех
частях, причем все музыкальные образы
симфонии должны быть связаны с первой
темой, старинным народным напевом.
Рассказывая об этом музыковеду Исааку
Штейнману, Геннадий сообщил также, что
под руководством Н.Я. Мясковского готовит
симфонию для своего выпуска4
.
Если в предыдущих сочинениях
крупной формы (Сонатина для фортепиано
и Соната для скрипки и фортепиано)
Геннадий не прибегал к цитированию
фольклорных тем, то в Симфонии он избрал
другой ïóòü. К началу 1938 года он
начал подбирать тематический материал.
Лейттемой и интонационным источником
всего произведения Геннадий сделал песню
«Туй пу¸л=х\ юрри» («Песня руководителя
свадьбы»), записанную его отцом
2 НА ×ÃÈÃÍ. Îòä. VI. Åä. õð. 90. Ë. 72 îá.
3 ГИА ×Ð. Ô. 1581. Îï. 1. Ä. 207. Ë. 168.
4 Штейнман И. Молодой чувашский композитор
// Советское искусство. 1938. 10 äåê.
Стр.5
Содержание
От ðåäàêòîðà..................................................................................................................
Симфония
I ÷àñòü..........................................................................................................................
II ÷àñòü.......................................................................................................................
III ÷àñòü......................................................................................................................
IV ÷àñòü.......................................................................................................................
Ðåçþìå............................................................................................................................
Summary.........................................................................................................................
5
17
42
50
59
78
78
79
Стр.79