Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Чувашские слова в болгарских и татарских памятниках (110,00 руб.)

0   0
Первый авторКатанов Николай Федорович
ИздательствоЦентральная типография
Страниц16
ID303261
АннотацияО чувашских словах, встречающихся на могильных надписях болгарских и татарских надгробных памятников
УДК811.512.1
ББК81.2=635.1-3; К81Чув-3
Катанов, Н. Ф. Чувашские слова в болгарских и татарских памятниках / Н. Ф. Катанов .— Казань : Центральная типография, 1920 .— 16 с. — URL: https://rucont.ru/efd/303261 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Н. Ф, Натанов, профессор Казанского Университета/ ЧУВАШСКИЕ СЛОВА В БОЛГАРСКИХ И ТАТАРСКИХ ПАМЯТНИКАХ, нь К а в а н ь. <...> Если примем во внимание, что ислам об'явлен господствующей религией в России при хане Узбеке, царствовавшем с 1312 по 1340 год, т. е. в 1-ой половине XIV века, то не ошибёмся, если скажем, что монголы-мусульмане стали обращать в ислам инородцев Поволжья вообще, а чуваш, живших всегда бок-о-бок с татарами и черемисами в частности, с этого-же вр мени, т. е. с XIV века. <...> Подтверждают это и мусульманские надписи на могильных камнях, в разное время найденных в местностях, где прежде проживали чуваши, а отчасти и ныне обитают. <...> Из ряда мусульманских эпитафий, на которые Россия в научных целях стала обращать свое внимание Западной Европы еще со времени Петра I, видно, что над покойниками, похороненными по обрядам ислама, клались камни, коих нашиси выгравировывались не особенно изящно с художественной стороны, но с соблюдением зато этнографических особенностей: на надписях кроме собственных имен, встречающихся и поныне у чуваш, встречаются и нарицательные имена, присущие только чувашскому языку. <...> Было-бы весьма полезно собрать из разных древних документов и расспросвых сведений все языческие имена чуваш и других инородцев, чтобы знать, какие имена преобладают у тех и других; тогда легко было-бы отнести к тому или иному племени и погребенного, имя которого значится на эпитафии. <...> Покойный исследователь быта чуваш В. К. Магнитский начал—было уже подобную работу по собиранию старинных чувашских имён, а покойный археолог-палеограф Г. Н. Ахмаров стал собирать имена у татар, но обоими сделано лишь начало большого дела, для довершения которого требуются усердные продолжатели. <...> В настоящей заметке будут указаны, кроме нарицательных имён, относящихся только к чувашскому языку, и те печатные источники, Б коих опубликованы чувашские эпиграфические памятники. <...> А81а^ие% том VIII, декабрь 1831 г., на страницах 483—503, помещена <...>