На правах рукописи ШАМКАЕВА АЛЬФИЯ ИЛАЛТДИНОВНА ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭКОЛОГО-ХИМИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРОВ–ЭКОЛОГОВ НА ОСНОВЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МОДУЛЬНОГО И ТЕЗАУРУСНОГО ПОДХОДОВ 13.00.08 – Теория и методика профессионального образования АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Казань – 2008 Работа выполнена на кафедре педагогики и методики профессионального образования ГОУ ВПО «Казанский государственный технологический университет» и на кафедре общей химии и экологии «Казанский государственный технический университет им. <...> А.Н.Туполева» Научный руководитель: Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Лилия Измайловна Гурье доктор химических наук, профессор Вильям Петрович Барабанов доктор педагогических наук, Евгений Александрович Корчагин Ведущая организация ГОУ ВПО «Ижевский технический университет» Защита диссертации состоится « » июня 2008г. в _____ часов на заседании диссертационного совета Д 212.080.04 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.08-теория и методика профессионального образования ГОУ ВПО «Казанский государственный технологический университет» по адресу: 420015, г. Казань, ул. <...> Одним из важнейших компонентов экологической политики является подготовка специалистов инженеров-экологов, способных решать экологические задачи самого разного масштаба. <...> Основной задачей деятельности таких специалистов должна быть комплексная оценка технических систем и производств, разработка новых средств и систем экобиозащиты, управление в области инженерной защиты окружающей среды на промышленном и региональном уровнях. <...> Готовность инженеров–экологов к профессиональной деятельности определяется не только инженерно–экологической, но и эколого-химической подготовкой. <...> Инженеры–экологи должны не только знать и уметь применять средства защиты окружающей среды, уметь <...>
Проектирование_эколого-химической_подготовки_модульного_и_тезаурусного_подходов.pdf
Общая характеристика работы1
Актуальность исследования. Научно-технический прогресс не
мыслим без использования природных ресурсов. В то же время естественная
емкость природных систем, и, следовательно, их устойчивость,
небезграничны. Складывающиеся в интенсивно осваиваемых районах
социально-экономическая и экологическая ситуация требует регулирования
техногенного давления как с точки зрения охраны природы, так и для
интенсификации природопользования.
Решение задач рационального природопользования, экологизации
производства возлагается на специалистов в области инженерной защиты
окружающей среды. Одним из важнейших компонентов экологической
политики является подготовка специалистов инженеров-экологов, способных
решать экологические задачи самого разного масштаба. Основной задачей
деятельности таких специалистов должна быть комплексная оценка
технических систем и производств, разработка новых средств и систем
экобиозащиты, управление в области инженерной защиты окружающей
среды на промышленном и региональном уровнях.
Готовность инженеров–экологов к профессиональной деятельности
определяется не только инженерно–экологической, но и эколого-химической
подготовкой. Инженеры–экологи должны не только знать и уметь применять
средства защиты окружающей среды, уметь их проектировать, но и должны
хорошо представлять себе, что загрязняющие окружающую среду веществаэто
химические соединения, которые могут взаимодействовать с
компонентами биосферы и продукты такого взаимодействия могут привести
к возможным неблагоприятным экологическим последствиям, а иногда и к
глобальным экологическим проблемам.
Проблемами экологического и инженерно–экологического образования
посвящены работы А.Н.Глебова, С.В.Белова, В.А.Девисилова,
О.А.Долматова, Е.В.Муравьевой и др. Проблемы эколого-химического
образования рассматривают А.Н.Глебов, С.В.Фридланд, В.З.Латыпова,
Г.Феленберг, Ф.Корте, В.А.Исидоров и др.
В то же время острая актуальность и перспективность развития этой
специальности, обусловленная расширением поля профессиональной
деятельности таких специалистов и возрастанием ее значимости,
необходимость использования новых перспективных подходов или
сочетания нескольких педагогических подходов к проектированию
подготовки специалистов инженеров–экологов в техническом вузе
обусловливают актуальность данного исследования.
____________________________
1 Автор выражает глубокую признательность и благодарность научному
консультанту д.х.н., зав. кафедрой общей химии и экологии КГТУ им.
А.Н.Туполева профессору А.Н.Глебову за помощь, оказанную в работе над
диссертацией.
Можно констатировать, что в настоящее время имеет место
противоречие между объективной необходимостью проектирования
структуры и содержания эколого-химической подготовки, позволяющей им
эффективно решать все более сложные профессиональные задачи в условиях
3
Стр.3
обострения экологической ситуации, и недостаточной разработанностью
данной проблемы в педагогической теории и практике.
Из противоречия вытекает проблема исследования: каковы структура
и содержание эколого-химической подготовки как ключевой составляющей
фундаментальной подготовки инженеров–экологов.
Цель работы: разработать, обосновать и экспериментально проверить
педагогический проект содержания эколого-химической подготовки
инженеров–экологов в техническом вузе, обеспечивающий формирование
требуемых в профессиональной деятельности компетенций.
Объект исследования: содержание профессиональной подготовки
инженера–эколога в техническом вузе.
Предмет исследования: педагогический проект содержания экологохимической
подготовки как средство формирования необходимых
компетенций инженера-эколога.
Гипотеза исследования: спроектированное содержание экологохимической
подготовки, являющейся составной частью подготовки
инженера-эколога, позволит
ему решать
все
более
сложные
профессиональные задачи по мониторингу и защите окружающей среды от
химического загрязнения при следующих условиях ее проектирования и
реализации.
1.Цель и содержание эколого-химической подготовки направлена на
конечные цели подготовки инженеров-экологов к профессиональной
деятельности с
учетом обострения
экологической обстановки,
обусловливающего дифференциацию и усложнение задач мониторинга и
защиты окружающей среды от химических загрязнений.
2.концептуальной основой проектирования является взаимосвязь
модульного и тезаурусного подходов, которая позволяет представить
содержание эколого-химической подготовки в виде интегрированной системы
понятий и связей между ними, способствуя максимальной ориентированности
на восприятие и ускоренное усвоение учебного материала и, в конечном итоге,
более эффективной эколого-химической подготовке.
3.Реализация эколого-химической подготовки происходит в форме
проблемных лекций, модульного лабораторного практикума и курсовой
работы, позволяющих моделировать профессиональную деятельность
инженера-эколога и формировать все составляющие эколого-химической
компетенции.
Проверка достоверности выдвинутой гипотезы потребовала решения
следующих задач:
1. Выявить основные задачи и особенности профессиональной
деятельности современного инженера–эколога в условиях обострения
экологической ситуации.
2. На основе анализа профессиональной деятельности выявить
проблемы подготовки инженеров–экологов в технических вузах России.
3. Разработать и обосновать педагогический проект эколого4
Стр.4