Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 638238)
Контекстум
Электро-2024

Проектирование эколого-химической подготовки модульного и тезаурусного подходов (90,00 руб.)

0   0
Первый авторШамкаева
ИздательствоКНИТУ
Страниц16
ID302399
Шамкаева, А.И. Проектирование эколого-химической подготовки модульного и тезаурусного подходов : Автореферат / А.И. Шамкаева .— Казань : КНИТУ, 2008 .— 16 с. — URL: https://rucont.ru/efd/302399 (дата обращения: 07.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

На правах рукописи ШАМКАЕВА АЛЬФИЯ ИЛАЛТДИНОВНА ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭКОЛОГО-ХИМИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРОВ–ЭКОЛОГОВ НА ОСНОВЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МОДУЛЬНОГО И ТЕЗАУРУСНОГО ПОДХОДОВ 13.00.08 – Теория и методика профессионального образования АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Казань – 2008 Работа выполнена на кафедре педагогики и методики профессионального образования ГОУ ВПО «Казанский государственный технологический университет» и на кафедре общей химии и экологии «Казанский государственный технический университет им. <...> А.Н.Туполева» Научный руководитель: Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Лилия Измайловна Гурье доктор химических наук, профессор Вильям Петрович Барабанов доктор педагогических наук, Евгений Александрович Корчагин Ведущая организация ГОУ ВПО «Ижевский технический университет» Защита диссертации состоится « » июня 2008г. в _____ часов на заседании диссертационного совета Д 212.080.04 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.08-теория и методика профессионального образования ГОУ ВПО «Казанский государственный технологический университет» по адресу: 420015, г. Казань, ул. <...> Одним из важнейших компонентов экологической политики является подготовка специалистов инженеров-экологов, способных решать экологические задачи самого разного масштаба. <...> Основной задачей деятельности таких специалистов должна быть комплексная оценка технических систем и производств, разработка новых средств и систем экобиозащиты, управление в области инженерной защиты окружающей среды на промышленном и региональном уровнях. <...> Готовность инженеров–экологов к профессиональной деятельности определяется не только инженерно–экологической, но и эколого-химической подготовкой. <...> Инженеры–экологи должны не только знать и уметь применять средства защиты окружающей среды, уметь <...>
Проектирование_эколого-химической_подготовки_модульного_и_тезаурусного_подходов.pdf
Общая характеристика работы1 Актуальность исследования. Научно-технический прогресс не мыслим без использования природных ресурсов. В то же время естественная емкость природных систем, и, следовательно, их устойчивость, небезграничны. Складывающиеся в интенсивно осваиваемых районах социально-экономическая и экологическая ситуация требует регулирования техногенного давления как с точки зрения охраны природы, так и для интенсификации природопользования. Решение задач рационального природопользования, экологизации производства возлагается на специалистов в области инженерной защиты окружающей среды. Одним из важнейших компонентов экологической политики является подготовка специалистов инженеров-экологов, способных решать экологические задачи самого разного масштаба. Основной задачей деятельности таких специалистов должна быть комплексная оценка технических систем и производств, разработка новых средств и систем экобиозащиты, управление в области инженерной защиты окружающей среды на промышленном и региональном уровнях. Готовность инженеров–экологов к профессиональной деятельности определяется не только инженерно–экологической, но и эколого-химической подготовкой. Инженеры–экологи должны не только знать и уметь применять средства защиты окружающей среды, уметь их проектировать, но и должны хорошо представлять себе, что загрязняющие окружающую среду веществаэто химические соединения, которые могут взаимодействовать с компонентами биосферы и продукты такого взаимодействия могут привести к возможным неблагоприятным экологическим последствиям, а иногда и к глобальным экологическим проблемам. Проблемами экологического и инженерно–экологического образования посвящены работы А.Н.Глебова, С.В.Белова, В.А.Девисилова, О.А.Долматова, Е.В.Муравьевой и др. Проблемы эколого-химического образования рассматривают А.Н.Глебов, С.В.Фридланд, В.З.Латыпова, Г.Феленберг, Ф.Корте, В.А.Исидоров и др. В то же время острая актуальность и перспективность развития этой специальности, обусловленная расширением поля профессиональной деятельности таких специалистов и возрастанием ее значимости, необходимость использования новых перспективных подходов или сочетания нескольких педагогических подходов к проектированию подготовки специалистов инженеров–экологов в техническом вузе обусловливают актуальность данного исследования. ____________________________ 1 Автор выражает глубокую признательность и благодарность научному консультанту д.х.н., зав. кафедрой общей химии и экологии КГТУ им. А.Н.Туполева профессору А.Н.Глебову за помощь, оказанную в работе над диссертацией. Можно констатировать, что в настоящее время имеет место противоречие между объективной необходимостью проектирования структуры и содержания эколого-химической подготовки, позволяющей им эффективно решать все более сложные профессиональные задачи в условиях 3
Стр.3
обострения экологической ситуации, и недостаточной разработанностью данной проблемы в педагогической теории и практике. Из противоречия вытекает проблема исследования: каковы структура и содержание эколого-химической подготовки как ключевой составляющей фундаментальной подготовки инженеров–экологов. Цель работы: разработать, обосновать и экспериментально проверить педагогический проект содержания эколого-химической подготовки инженеров–экологов в техническом вузе, обеспечивающий формирование требуемых в профессиональной деятельности компетенций. Объект исследования: содержание профессиональной подготовки инженера–эколога в техническом вузе. Предмет исследования: педагогический проект содержания экологохимической подготовки как средство формирования необходимых компетенций инженера-эколога. Гипотеза исследования: спроектированное содержание экологохимической подготовки, являющейся составной частью подготовки инженера-эколога, позволит ему решать все более сложные профессиональные задачи по мониторингу и защите окружающей среды от химического загрязнения при следующих условиях ее проектирования и реализации. 1.Цель и содержание эколого-химической подготовки направлена на конечные цели подготовки инженеров-экологов к профессиональной деятельности с учетом обострения экологической обстановки, обусловливающего дифференциацию и усложнение задач мониторинга и защиты окружающей среды от химических загрязнений. 2.концептуальной основой проектирования является взаимосвязь модульного и тезаурусного подходов, которая позволяет представить содержание эколого-химической подготовки в виде интегрированной системы понятий и связей между ними, способствуя максимальной ориентированности на восприятие и ускоренное усвоение учебного материала и, в конечном итоге, более эффективной эколого-химической подготовке. 3.Реализация эколого-химической подготовки происходит в форме проблемных лекций, модульного лабораторного практикума и курсовой работы, позволяющих моделировать профессиональную деятельность инженера-эколога и формировать все составляющие эколого-химической компетенции. Проверка достоверности выдвинутой гипотезы потребовала решения следующих задач: 1. Выявить основные задачи и особенности профессиональной деятельности современного инженера–эколога в условиях обострения экологической ситуации. 2. На основе анализа профессиональной деятельности выявить проблемы подготовки инженеров–экологов в технических вузах России. 3. Разработать и обосновать педагогический проект эколого4
Стр.4