Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636193)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Развитие творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) в процессе учебно-исследовательской деятельности в ВУЗе (90,00 руб.)

0   0
Первый авторСоловьева
ИздательствоКНИТУ
Страниц20
ID302375
Соловьева, Н.Н. Развитие творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) в процессе учебно-исследовательской деятельности в ВУЗе : Автореферат / Н.Н. Соловьева .— Казань : КНИТУ, 2010 .— 20 с. — URL: https://rucont.ru/efd/302375 (дата обращения: 18.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

На правах рукописи Соловьева Наталия Николаевна РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ (ДИЗАЙН) В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ 13. <...> 08 – теория и методика профессионального образования АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Казань – 2010 Работа выполнена в ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. <...> И. Я. Яковлева» Научный руководитель доктор педагогических наук, доцент Рязанцева Ирина Михайловна Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Казанцева Людмила Александровна кандидат педагогических наук, доцент Сафина Людмила Александровна Ведущая организация ГОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет» Защита состоится 23 июня 2010г. в 14 часов на заседании совета Д 212. <...> Социальные и экономические изменения в российском обществе, интеграция российской образовательной системы в мировую систему образования заставляют искать новые подходы к подготовке конкурентоспособных специалистов в области дизайна – выпускников вузов, способных к самостоятельной профессиональной творческой деятельности, умеющих адаптироваться к изменяющимся условиям. <...> XX в. – начала XXI в. в ряде вузов (Уральском государственном профессионально-педагогическом, Челябинском государственном педагогическом, Чувашском государственном педагогическом университетах) началась подготовка будущих педагогов профессионального обучения в области дизайна. <...> 04 – Профессиональное обучение (дизайн) утверждена приказом Министерства образования РФ № 686 от 02. <...> Однако в подготовке таких педагогов еще не сложилась четко сформулированная методология и методика обучения, нет определенных традиций. <...> Подготовка педагогов профессионального обучения в области дизайна отличается от подготовки педагогов других специальностей и от подготовки дизайнеров-профессионалов. <...> Профессия <...>
Развитие_творческого_потенциала_будущих_педагогов_профессионального_обучения_(дизайн)_в_процессе_учебно-исследовательской_деятельности_в_ВУЗе.pdf
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ1 Актуальность исследования. Социальные и экономические изменения в российском обществе, интеграция российской образовательной системы в мировую систему образования заставляют искать новые подходы к подготовке конкурентоспособных специалистов в области дизайна – выпускников вузов, способных к самостоятельной профессиональной творческой деятельности, умеющих адаптироваться к изменяющимся условиям. С конца 90-х гг. XX в. – начала XXI в. в ряде вузов (Уральском государственном профессионально-педагогическом, Челябинском государственном педагогическом, Чувашском государственном педагогическом университетах) началась подготовка будущих педагогов профессионального обучения в области дизайна. Специальность 030500. 04 – Профессиональное обучение (дизайн) утверждена приказом Министерства образования РФ № 686 от 02. 03. 2000 г., квалификация – педагог профессионального обучения (дизайн). Однако в подготовке таких педагогов еще не сложилась четко сформулированная методология и методика обучения, нет определенных традиций. Подготовка педагогов профессионального обучения в области дизайна отличается от подготовки педагогов других специальностей и от подготовки дизайнеров-профессионалов. Их подготовка носит «бипрофессиональный характер, то есть образовательная программа ориентирована на подготовку специалистов по двум направлениям профессиональной деятельности: педагогической и проектной» (С.М. Кожуховская, Е.В. Ткаченко). Профессия «педагог профессионального обучения (дизайн)» предполагает наличие способности к творческой, конструкторской деятельности, самосовершенствованию и самореализации, среди основных видов профессиональной дизайн-деятельности – аналитическая, экспериментально-исследовательская и проектная деятельность, в основе подготовки к которым, как мы считаем, лежит учебно-исследовательская деятельность, позволяющая развивать творческий потенциал студентов в том случае, если она носит исследовательский характер и ориентирована на проектно-творческую деятельность. Творческий потенциал будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) – это сложное полифункциональное образование, так как педагоги профессионального обучения (дизайн) должны сами участвовать в творческой дизайнерской деятельности, и в то же время учить других этой деятельности. Чтобы готовить студентов к профессиональной творческой деятельности в области дизайна, им необходимо осуществлять процесс совместного со студентами творчества, задавая его образцы. Так как творческая деятельность всегда связана с личностным ростом, то 1 Автор выражает глубокую признательность и благодарность кандидату педагогических наук, доценту Т. А. Старшиновой за помощь, оказанную в работе над диссертацией 3
Стр.3
развитие творческого потенциала тесно соприкасается с процессами самообразования, самосовершенствования, самоактуализации, следовательно, его развитие возможно только на основе активного творческого саморазвития студента уже в процессе обучения в вузе. Учитывая эти обстоятельства, представляется необходимым развитие у педагогов профессионального обучения (дизайн) творческого потенциала в процессе учебно-исследовательской деятельности. Целесообразность использования этой деятельности в развитии творческого потенциала студентов-дизайнеров педагогического вуза обусловлена ее направленностью на решение реальных профессиональных задач, в процессе которого происходит формирование качеств личности, необходимых в деятельности педагога профессионального обучения (дизайн). Учебно-исследовательская деятельность, ориентированная на создание творческих проектов на начальном этапе реализуется с использованием активных форм и методов обучения с введением элементов исследования (с поуровневым усложнением проектов) в процесс изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин. На последующих этапах учебно-исследовательская деятельность реализуется при введении элементов самостоятельного творчества в учебные дисциплины и работе студентов в научно-творческой дизайн-студии во внеучебное время при выполнении ими самостоятельных научно-творческих проектов. В процессе нашей работы мы опирались на совокупность теоретических положений по проблемам обучения творчеству и развитию творческого потенциала. Значительное влияние на наше исследование оказали труды, связанные с подготовкой будущего педагога в области дизайна и дизайнеров (Э.М. Андросова, Н.В. Воронов, С.М. Михайлов, С.М. Кожуховская, Ю.В. Назаров, В.Ф. Рунге, А.В. Тимарцев, Е.В. Ткаченко, Л.М. Тухбатуллина и др.). Наше исследование показало, что в разработке общих теоретикометодологических проблем и частных методик по использованию учебноисследовательской деятельности и созданию педагогических условий развитию творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) и его реализации не уделялось достаточного внимания. Нам удалось выявить противоречие между необходимостью развивать творческий потенциал будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) в процессе учебноисследовательской деятельности и отсутствием теоретических и методических разработок, обеспечивающих его развитие. С учетом вышеизложенного противоречия была сформулирована проблема исследования: каковы должны быть педагогические условия, способствующие эффективному развитию творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) в процессе учебно-исследовательской деятельности в вузе. Объект исследования – процесс профессиональной подготовки педагогов профессионального обучения (дизайн) в системе высшего профессионального образования. 4
Стр.4