Гуманитарная экспертиза ГУМАНИТАРНОе ПРОСТРАНСТВО МеДИЦИНСКОГО ДИСКУРСА* Е.И. АВЕРКИНА Современная гуманитарная философская рефлексия медицины показывает, насколько вмешательство биомедицинских технологий в человеческую жизнь становится все более глубоким, навязчивым и непредсказуемым. <...> В этом состоит и один из смыслов проекта «гуманитарная медицина». <...> Философия медицины возвращается к пониманию медицины как врачевания, всестороннему анализу медицинской практики (Э. <...> В рамках этого подхода устанавливаются смысловые различия между медициной как наукой и врачеванием как искусством; болезнью как нарушением физиологической структуры-функции и субъективным опытом переживания болезни пациентом; медиком – тем, кто переводит язык страдания на язык патологии, и врачом, тем, кто владеет искусством врачевания. <...> Медик отвечает за то, что (алгоритм, схема действий) необходимо сделать, чтобы облегчить страдание пациента. <...> Этот последний вопрос – как проводить лечение – заставляет нас думать о потенциально возможных действиях и обращает наше внимание на личность больного и врача, на отношения между ними2 Смысл гуманитарной медицины состоит в фокусировке ее внимания . на феномене больного человека, являющегося главной заботой медицины как врачевания. <...> Очевидный парадокс нашего времени состоит в том, что чем более безличной становится медицина, тем более философия медицины становится субъектно-ориентированной – стремящейся осмыслить в контексте культуры и ценностей незавидную роль пациента, размышляя, в частности, о связи болезни с субъективным жизненным миром личности. <...> Опыт осмысления внутреннего мира пациента в философии медицины предлагала феноменологическая философия медицины, более известная как феноменологическая психиатрия. <...> Именно она обратила внимание на нетождественность непосредственного опыта переживания болезни и болезни как устойчивой нозологической формы, отметила <...>