От имени своих коллег и от себя лично я имею честь приветствовать публикацию номера журнала «Философские науки», посвященного французской философии. <...> Россия и Франция имеют богатую историю культурного взаимодействия. <...> Нам предстоит совместно найти ответы на вопросы, поставленные современной эпохой. <...> В качестве одной из таких актуальных тем, требующих обстоятельного осмысления, я предлагаю обсудить проблему кризиса представлений о гуманизме. <...> Моник Кастийо, профессор философского факультета университета ПариВосток Кретей (Франция) ГУМАНИЗМ ПОД УГРОЗОЙ МОНИК КАСТИЙО После Второй мировой войны французский философский гуманизм обогатился идеями личной ответственности за все человечество (экзистенциалистский гуманизм ЖанаПоля Сартра), пересмотра мировоззрения идеализма с позиции опыта конкретного человека (христианский гуманизм Габриэля Марселя), дополнения позиции личной самооценки принципом уважения со стороны другого (герменевтический гуманизм Поля Рикёра). <...> В настоящее время понятие гуманизма оказывается в центре философских дискуссий под влиянием распространения двух парадоксальных тенденций: экологического антигуманизма, с одной стороны, и технократического трансгуманизма – с другой. <...> Идеологи экологического движения обвиняют человечество в том, что оно фактически становится врагом природы, пытаясь покорить ее посредством своего колоссального технического могущества. <...> Сторонники трансгуманизма – напротив: стремятся преодолеть такие недостатки, присущие человечеству, как уязвимость, слабость, смертность с помощью передовых технических достижений, позволяющих компенсировать ограниченность возможностей человека. <...> Экологический антигуманизм Во второй половине ХХ в. под влиянием хайдеггеровской критики гуманизма распространяются карикатурные трактовки гуманизма и прогресса, отдаленно напоминающие традицию эпохи Просвещения. <...> Они представляют человека как существо <...>