Когнитивные исследования О МеТАФИЗИКе ФОРМЫ* С.А. БОРчИКОВ Как известно, «форма» – одна из центральных метафизических категорий. <...> Исчисление форм, возникшее во второй половине ХХ в. в рамках математической философии, постулировало понятие собственной формы. <...> В проективно-модальной онтологии В.И. Моисеева (далее ПМО) предлагается идея проективной модальности. <...> Форма, содержание, формалия Поиск определений для таких суперуниверсальных понятий, к которым, несомненно, принадлежат форма и содержание, сопряжен с известными трудностями, поэтому в большинстве случаев их определяют интуитивно-тавтологически. <...> Форма – философская категория, выражающая свойство организованности, структурированности и отражения содержания или материи. <...> Но это не снимает с повестки и вопрос о более универсальных понятиях, под которые можно было бы подвести понятие «форма». <...> К таким относятся и аристотелевская «сущность», и теологическое понятие Бога, и гегелевское понятие «основание рефлексии», и современное понятие «структура». <...> В теории формалии в основание определения формы предлагается положить не какую-то иносущностную категорию, а саму форму, или формность-формальность как таковую, обозначая такое основание однокоренным русским словомнеологизмом «формалия». <...> ФН – 8/2014 112 Когнитивные исследования Историко-философским аналогом формалии является понятие субстанции как формы форм. <...> А поскольку они к тому же формы, то возникает феномен causa sui, т.е. причины себя, или субстанции. <...> Таким образом, формалия – субстанция всех форм, причем, и их формной материи (материала, содержания), и их форм (форм форм). <...> С точки зрения ПМО формалия может быть определена как источник любых форм – начало, которое в качестве своих аспектов-мод содержит формы и только их. <...> Кратко, все формы без исключения суть онтологические модусы или гносеологические моды формалии. <...> Два типа форм: отражающие и организующие История философии выявляет два типа <...>