Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Методика обучения игре на фортепиано:учебное пособие для студентов музыкальных колледжей по специальности 073101 " Инструментальное исполнительство" (фортепиано) (220,00 руб.)

0   0
Первый авторНеволина Светлана Петровна
ИздательствоЮУрГИИ им.П.И.Чайковского
Страниц122
ID301324
АннотацияДанная работа посвящена следующим аспектам обучения и развития начинающего музыканта: знакомству с музыкальной грамотой и формированию первоначальных игровых и слуховых навыков юного пианиста, выразительным возможностям фортепианного звука и вырабатыванию слуховой восприимчивости, воспитанию полифонического мышления и развитию навыка чтения с листа. Систематизация приобретения юными музыкантами знаний и умений по представленным вопросам апробирована на практике и дает положительные результаты, поэтому данное пособие может быть использовано преподавателями ДМШ и ДШИ.
ISBN978-5-94934-038-7
Неволина, С.П. Методика обучения игре на фортепиано:учебное пособие для студентов музыкальных колледжей по специальности 073101 " Инструментальное исполнительство" (фортепиано) / С.П. Неволина .— 2-е изд., доп. — Челябинск : ЮУрГИИ им.П.И.Чайковского, 2013 .— 122 с. — ISBN 978-5-94934-038-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/301324 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

П. И. Чайковского» Кафедра специального фортепиано С.П. Неволина Методика обучения игре на фортепиано Учебное пособие для студентов музыкальных колледжей по специальности 073101 «Инструментальное исполнительство» (фортепиано) Челябинск 2013 ББК 315.42 Н40 Неволина, С. П. Методика обучения игре на фортепиано [Текст]: учеб. пособие / С. П. Неволина. <...> Данная работа посвящена следующим аспектам обучения и развития начинающего музыканта: знакомству с музыкальной грамотой и формированию первоначальных игровых и слуховых навыков юного пианиста, выразительным возможностям фортепианного звука и вырабатыванию слуховой восприимчивости, воспитанию полифонического мышления и развитию навыка чтения с листа. <...> Систематизация приобретения юными музыкантами знаний и умений по представленным вопросам апробирована на практике и дает положительные результаты, поэтому данное пособие может быть использовано преподавателями ДМШ и ДШИ Рецензенты Рыбакова Н.Н., профессор кафедры специального фортепиано ЮУрГИИ им. <...> П.И. Чайковского, профессор Шелягина Л.И., зам. директора по методической и учебно-воспитательной работе ДШИ № 8 г. Челябинска, член областного и городского методических советов, заслуженный работник культуры Российской Федерации Печатается по решению редакционно-издательского совета ЮУрГИИ им. <...> Воспитание полифонического мышления и понимания стиля музыки И.С. Баха…………………………… 74 Раздел IV. <...> 119 3 ПРЕДИСЛОВИЕ Учебное пособие написано по курсу «Методика обучения игре на фортепиано» для студентов музыкальных колледжей по специальности 073101 «Инструментальное исполнительство» (фортепиано). <...> Однако по данному курсу редко встречаются пособия, систематизирующие, обобщающие опыт преподавателей, поэтому молодые педагоги-музыканты, как правило, испытывают затруднения в практическом применении полученных ими знаний, не всегда готовы к решению разнообразных задач и проблем, с которыми они сталкиваются в педагогической <...>
Методика_обучения_игре_на_фортепианоучебное_пособие_для_студентов_музыкальных_колледжей_по_специальности_073101__Инструментальное_исполнительство_(фортепиано).pdf
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный институт искусств им. П. И. Чайковского» Кафедра специального фортепиано С.П. Неволина Методика обучения игре на фортепиано Учебное пособие для студентов музыкальных колледжей по специальности 073101 «Инструментальное исполнительство» (фортепиано) Челябинск 2013
Стр.1
ББК 315.42 Н40 Неволина, С. П. Методика обучения игре на фортепиано [Текст]: учеб. пособие / С. П. Неволина. – 2-е изд., доп. – Челябинск: ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского, 2013. – 122 с. Данная работа посвящена следующим аспектам обучения и развития начинающего музыканта: знакомству с музыкальной грамотой и формированию первоначальных игровых и слуховых навыков юного пианиста, выразительным возможностям фортепианного звука и вырабатыванию слуховой восприимчивости, воспитанию полифонического мышления и развитию навыка чтения с листа. Систематизация приобретения юными музыкантами знаний и умений по представленным вопросам апробирована на практике и дает положительные результаты, поэтому данное пособие может быть использовано преподавателями ДМШ и ДШИ Рецензенты Рыбакова Н.Н., профессор кафедры специального фортепиано ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского, профессор Шелягина Л.И., зам. директора по методической и учебно-воспитательной работе ДШИ № 8 г. Челябинска, член областного и городского методических советов, заслуженный работник культуры Российской Федерации Печатается по решению редакционно-издательского совета ЮУрГИИ им. П. И. Чайковского © Неволина С.П., 2013 ISBN 978-5-94934-038-7 © Южно-Уральский институт искусств им. П. И Чайковского, 2013
Стр.2
Оглавление Предисловие……………………………………………………… Введение…………………………………………………………...... Раздел I. Начальный период обучения………………...... Доигровой период……………………………………….... Начальный игровой период…………………………….... Организация игрового аппарата……………………..…... 4 8 12 14 28 33 Раздел II. Работа над кантиленой………………………………… 57 Раздел III. Воспитание полифонического мышления и понимания стиля музыки И.С. Баха…………………………… 74 Раздел IV. Чтение с листа как важнейший фактор становления начинающего пианиста……………………………... 99 Заключение………………………………………………………..... 119 3
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ Учебное пособие написано по курсу «Методика обучения игре на фортепиано» для студентов музыкальных колледжей по специальности 073101 «Инструментальное исполнительство» (фортепиано). Методика является одной из важнейших дисциплин в процессе подготовки пианистов к будущему преподавательскому труду. Не каждый выпускник среднего профессионального звена сможет продолжить образование в высшем учебном заведении, но практически каждый придет работать в музыкальную школу (еще тридцать лет назад среди музыкантов бытовала шутка: «Солистом можешь ты не быть, но педагогом быть обязан»). Поэтому предметы педагогической подготовки, такие как «Методика обучения игре на фортепиано», «Педагогическая практика», «Педагогический репертуар» давно вошли в перечень государственных экзаменов среднего специального музыкального образования. Курс методики обучения игре на фортепиано основан на изучении литературы о педагогической деятельности выдающихся музыкантов, знакомстве с результатами исследований в области музыкальной педагогики и психологии. На занятиях студенты узнают о наиболее эффективных современных способах и методах проведения урока, изучают разнообразный педагогический репертуар, обширную научно-методическую литературу. Однако по данному курсу редко встречаются пособия, систематизирующие, обобщающие опыт преподавателей, поэтому молодые педагоги-музыканты, как правило, испытывают затруднения в практическом применении полученных ими знаний, не всегда готовы к решению разнообразных задач и проблем, с которыми они сталкиваются в педагогической работе. Им пока не хватает логического мышления, аналитического подхода и системности в деятельности. Цель представленного пособия – восполнить отсутствие систематизированного материала по некоторым аспектам обучения и развития юного пианиста, а также показать, что каждый учитель4
Стр.4
методист может эффективно использовать личный опыт и свои индивидуальные наработки в области педагогики на уроках со студентами-практикантами. Безусловно, в свое время автор изучил достаточное количество методической литературы, лучшее из которой, преобразовавшись, вошло в собственную методику. Данное учебное пособие включает четыре раздела, посвященных формированию важнейших качеств и навыков у подрастающего музыканта: 1. Начальный период обучения – этап, имеющий огромное значение в становлении будущего пианиста, поскольку в это время наиболее интенсивно происходит активизация и развитие музыкальной восприимчивости, пробуждение и выявление способностей. Ученые и педагоги давно отметили особенности мышления маленьких детей: образное, целостное, эмоционально насыщенное, чрезвычайно проницательное и продуктивное. Если в детстве не заложена база в виде обширного круга музыкальных представлений и развитой эмоционально-эстетической восприимчивости, то ребенок не сможет стать в будущем ни интересным исполнителем, ни эрудированным педагогом, ни чутким слушателемлюбителем, способным воспринимать прекрасное. В связи с этим исключительную важность приобретают увлекательность и разнообразие занятий, впечатления, активно влияющие на эмоциональную сферу, широта информации. 2. Работа над кантиленой – в отличие от других видов пианистической работы не эффективна при отсутствии музыкального чувства и слуховой восприимчивости, когда ухо пианиста довольствуется лишь появлением звука определенной высоты, а не наслаждается его эмоциональной и тембровой красотой. Певучесть звука – основное его качество – является важнейшим условием хорошего исполнения, а владение разнообразными звуковыми красками значительно расширяет выразительные возможности фортепиано. Если мы прививаем ребенку любовь к фортепианному звуку, желание «колдовать» над ним, то закладываем в его сознании жизненную основу музыки. 5
Стр.5
3. Воспитание полифонического мышления и понимания стиля музыки И.С. Баха – тема основана на 25-летнем опыте автора по воспитанию начинающих пианистов и опыте работы со студентами всех ступеней музыкального образования. Обучение полифонии является одной из наиболее сложных областей. Даже достаточно развитый и способный ученик не всегда может охватить и осмыслить полифоническую пьесу в целом, выявить суть контрапунктических сплетений голосов. Изучение полифонических произведений активизирует одну из важнейших сторон музыки – ее многоплановость, влияет на общее музыкальное развитие учащегося, всесторонне развивает его внутренний слух, творческую самостоятельность, активность в поисках правильных исполнительских решений. Последнее особенно связано с тем, что И.С. Бах редко отмечал в нотах характер и темповые обозначения своих произведений, поэтому возможны различные интерпретации одного сочинения, одинаково ценные с художественной точки зрения. 4. Чтение с листа как важнейший фактор становления начинающего пианиста – навык, который является одним из главных для музыканта (как профессионала, так и любителя), так как открывает самые благоприятные возможности для широкого ознакомления с музыкальной литературой, обеспечивает приток богатой и разнохарактерной информации и служит пополнению багажа знаний учащегося. Плохое чтение затрудняет знакомство с произведениями, заданными для выступления на экзаменах и концертах, увеличивает время их освоения, сужая тем самым круг учебного репертуара. Воспитание такого навыка, как чтение с листа, влияет на развитие слуха и слуховых представлений, музыкальной памяти, чувства ритма, внимания, мобильности пианистического аппарата. Материал пособия может применяться в учебном процессе фортепианных отделений музыкальных училищ и колледжей, причем не только на уроках методики, но и на занятиях по педпрактике, как под наблюдением педагога-консультанта, так и в самостоятельной работе студента (здесь он может выбрать из контекста пособия 6
Стр.6
нужный фрагмент, соответствующий ступени развития ученика, и проверить его в действии). Пособие построено следующим образом: излагается теоретический материал, обширно иллюстрированный нотными примерами, затем к каждой теме прилагаются контрольные задания, которые помогут студентам углубить понимание проблемы, а также проявить свои творческие способности. Список литературы дает возможность расширить знания по каждому конкретному вопросу. Практические рекомендации, содержащиеся в тексте, несут в себе обучающие функции для студента среднего звена, а молодой педагог получит в руки методическую систему, на которую сможет опираться, пока накапливает свой опыт. Так, например, в теме «Начальный период обучения» представлена система становления пианистического аппарата, которая оправдала себя на практике множество раз (хотя, безусловно, немало зависит от того, насколько учитель сам пианистически приспособлен и владеет инструментом, насколько способен эти ощущения передать ученику, почувствовать его мышечный механизм). Систематизация приобретения знаний и навыков по представленным вопросам апробирована не только в учебном процессе, но и в выступлениях на областных педагогических конференциях, где преподаватели музыкальных школ высказали пожелания издать данный материал в виде учебного пособия для практического использования в педагогической работе. 7
Стр.7