Уже в начале своей литературной деятепьности Пушкин принял участие в борьбе «шишковистов» и «карамзинистов» (архаистов и новаторов), которая не укладьтается в упрощенную схему борьбы классиков и романтиков. <...> Между «карамзинистом» Пушкиным и шишковисто.м Катешшым можно найти больше точек соприкосновения, чем, например, у принадлежавших к одному лагерю Пушкина и Димитриева или Катенрша и Шишкова. <...> Пушкин, явившийся на переломе двух эпох, завершает собой классицизм. <...> Пушкин с детства воспринял классическую традицию господствовавшей тогда французской .литературы. <...> Но при нем же произошел кризис французского влияния, связанный с кризисом класс1щизма. <...> Идеал классицизма, как утверждение «универ:альной» красоты, не зависяшей от условий зремени и места, практически превраща.лся в механическое перенесение в иные национальные литературы черт французского к.яассицизма. <...> Развитие национальной идеи, ярче всего выразившееся в необычайном расцвете немецкой литературы конца XVIII и начала XIX веков, сопутствовало победоносному шествию романтизма. <...> Отсюда интерес к нефранцузским литературам западной Европы, в частности, немецкой, английской и итальянской, и, — с другой стороны, — возникнове- ' ние вопроса о создании русской национальной .литературы, которая явилась бы выразительницей стремлений русского общества. <...> Он преодолел в себе французское влияние и обратился к изучению иных литератур, он же положи.ч начало самостоятельной русской литературе, которая в 40-х годах уже выступает среди прочих европейских литератур не только как равноправная, но даже начинает оказьтаать на них значительное влияние. <...> Смеыа литературных направлений вьфазилась в творчестве Пушкина в борьбе за новые литературные жанры и за обновление .титературного языка. <...> По разнообразию литературных жанров Пушкин не имеет себе равных в русской литературе. <...> Подобное разнообразие литс-.; •"'•г)ных жанров определялось не CT01V'" универсальностью <...>