Задачи и содержание установочного блока тренинга . <...> Этапы формирования группы и действия тренера на каждом из них . <...> Технологический цикл рефлексии: этапы и действия тренера . <...> Техники организации знакомства участников на бизнес-тренинге . <...> Проектирование бизнес-тренингов: основные этапы и действия тренера . <...> Механизмы оценки тренинга, предполагающие взаимодействие с заказчиком . <...> Чем дольше я старался написать четкий текст предисловия, тем отчетливее приходил к выводу: бизнес-тренер, и начинающий, и опытный, обычно сам знает, что он хочет, и может найти в книге то, что ему нужно. <...> Действительно, зачем начинающему и тем более опытному тренеру тратить время на его осмысление и обсуждение? <...> Тем не менее важность этого вопроса огромна: от того, как тренер отвечает на него, во многом зависит эффективность используемых им техник и технологий. <...> Аудитория тренинга 11 Даже если тренер не задает себе вопрос о том, что для него значит бизнес-тренинг, и осознанно не отвечает на него, его действия все равно определяются теми представлениями, которые у него сформировались на основе жизненного опыта, наблюдения за тренерами, под влиянием ситуации или в силу каких-либо других факторов. <...> Каждый бизнес-тренер сам для себя отвечает на вопрос о смысле своей деятельности. <...> Итак, бизнес-тренинг — прежде всего инструмент, средство решения тех или иных задач развития бизнеса, деятельности компании-заказчика. <...> И это отражено во вполне определенной логической структуре целей и задач тренинга: Тренинг как инструмент решения задач со своим содержанием и методами направлен на развитие участников (изменение представлений, отработку навыков, передачу техник и технологий, развитие компетенций и т. д.) в целях изменения организационного поведения и способа действий участников в профессиональной деятельности ради реализации конкретных целей и стратегий развития компании в текущей ситуации Глава 1. <...> Но даже тогда, скорее всего, менеджменту <...>
Бизнес-тренинг_как_это_делается.pdf
УДК 377.1:658.5
ББК 74.374.7:65.29
Г83
Григорьев, Д. А.
Г83 Бизнес-тренинг: как это делается / Дмитрий Григорьев. — М. : Манн, Иванов
и Фербер, 2014. — 288 с.
ISBN 978-5-00057-079-1
В этой книге системно представлена методология разработки и проведения блестящего
тренинга, основная цель которого — стать эффективным инструментом
развития бизнеса. Автор подробно рассказывает о том, что для этого необходимо,
и дает ценные рекомендации для того, чтобы тренинг произвел на слушателей
самое благоприятное впечатление, гарантировал развитие их деятельности
и достиг максимального практического результата.
Читатели найдут в книге ответы на все вопросы, связанные с бизнес-тренингом,
начиная от общих технологических схем до детального рассмотрения методов
обучения и примеров игр.
УДК 377.1:658.5
ББК 74.374.7:65.29
Все права защищены.
Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена
в какой бы то ни было форме без письменного разрешения
владельцев авторских прав.
Правовую поддержку издательства обеспечивает
юридическая фирма «Вегас-Лекс»
© Григорьев Д. А., 2013
ISBN 978-5-00057-079-1
© Оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2014
Стр.4
Ог
Оглавлениеение
Предисловие ...................................................................................................... 9
Глава 1. Бизнес-тренинг. Тренер. Аудитория тренинга .................. 11
1.1. Бизнес-тренинг ......................................................................................... 11
1.1.1. Смысл, цель и задачи бизнес-тренинга ................................... 12
1.1.2. Тренинг как технология интерактивного обучения ............ 18
1.1.3. Три ипостаси бизнес-тренинга .................................................. 21
1.2. Бизнес-тренер ........................................................................................... 23
1.2.1. Ценностные основания и профессиональная позиция
бизнес-тренера ........................................................................................ 24
1.2.2. Роли бизнес-тренера и содержание его деятельности ........ 28
1.3. Аудитория бизнес-тренинга, или Что тренеру важно знать
об участниках ................................................................................................... 32
1.3.1. Особенности обучения взрослых .............................................. 32
1.3.2. Каналы восприятия информации ............................................. 34
1.3.3. Модель уровней компетентности .............................................. 37
1.3.4. Стили обучения ............................................................................. 38
Глава 2. Основные технологические схемы бизнес-тренинга ...... 47
2.1. Трехсферная модель бизнес-тренинга ................................................ 47
2.2. Как происходит развитие участников в рамках
бизнес-тренинга .............................................................................................. 49
Оглавление
5
Стр.5
2.3. Эмпирическая модель обучения Дэвида Колба и ее применение
в практике бизнес-тренинга ......................................................................... 53
2.4. Структура бизнес-тренинга .................................................................. 57
2.4.1. Задачи и содержание установочного блока тренинга ......... 58
2.4.2. Задачи и содержание основного блока тренинга ................. 61
2.4.3. Задачи и содержание завершающего блока тренинга ......... 62
Глава 3. Основные процессы бизнес-тренинга
и управление ими ......................................................................................... 65
3.1. Управление мотивацией участников тренинга ................................. 66
3.1.1. Схема мотивации на основе «пирамиды потребностей»
А. Маслоу и ее использование в бизнес-тренинге .......................... 67
3.1.2. Процессная схема мотивации участников
бизнес-тренинга ...................................................................................... 69
3.2. Управление групповой динамикой ...................................................... 76
3.2.1. Этапы формирования группы и действия тренера
на каждом из них ..................................................................................... 77
3.2.2. Динамика эмоционального состояния группы
в ходе тренинга ........................................................................................ 81
3.3. Организация рефлексивного осмысления
на бизнес-тренинге ......................................................................................... 83
3.3.1. Рефлексия и ее роль в бизнес-тренинге .................................. 83
3.3.2. Технологический цикл рефлексии:
этапы и действия тренера ..................................................................... 84
3.3.3. Уровни проработки навыков и представлений
участников и содержание рефлексии на тренинге ......................... 88
3.4. Управление процессом коммуникации на бизнес-тренинге .......... 90
3.4.1. Закономерности процесса коммуникации ............................... 91
3.4.2. Управление процессами понимания и влияния
в коммуникации ....................................................................................... 95
3.4.3. Три кита управления коммуникацией ..................................... 96
3.4.4. Техники управления коммуникацией .................................... 103
Глава 4. Методы и техники бизнес-тренинга .................................... 122
4.1. Обзор методов, используемых в бизнес-тренинге .......................... 122
4.2. Ролевые игры ........................................................................................... 126
4.2.1. Что такое ролевая игра? ............................................................ 126
4.2.2. Функции и задачи ролевых игр в бизнес-тренинге ........... 127
6
Бизнес-тренинг: как это делается
Стр.6
4.2.3. Типология ролевых игр ............................................................. 131
4.2.4. Преимущества и недостатки ролевой игры .......................... 132
4.2.5. Форматы ролевых игр ................................................................ 139
4.2.6. Способы задавания ролей и ситуации в ролевой игре ...... 143
4.2.7. Основные этапы разработки ролевой игры .......................... 144
4.2.8. Технология проведения ролевой игры .................................. 147
4.3. Управляемые дискуссии ........................................................................ 153
4.3.1. Форматы организации обсуждения
на бизнес-тренинге .............................................................................. 154
4.3.2. Техники фасилитации. Управление обсуждением
в группе ................................................................................................... 162
4.4. Метод кейсов ............................................................................................ 177
4.4.1. Типология кейсов ....................................................................... 179
4.4.2. Основные этапы разработки кейсов
и ситуационных задач ......................................................................... 181
4.5. Мини-лекции как метод интерактивного обучения.
Техники презентации в бизнес-тренинге ................................................ 183
4.5.1. Цели мини-лекций и презентаций .......................................... 184
4.5.2. Что необходимо сделать тренеру для повышения
эффективности мини-лекции ............................................................. 186
4.5.3. Подготовка мини-лекций и презентаций .............................. 191
4.6. Техники организации знакомства участников
на бизнес-тренинге ....................................................................................... 199
4.7. Игровые разминки и упражнения-энергизаторы ........................... 205
4.8. Техники обеспечения обратной связи на тренинге ....................... 214
4.8.1. Как давать обратную связь участникам тренинга .............. 214
4.8.2. Как получать обратную связь от участников
тренинга .................................................................................................. 216
4.9. Техники организации обобщения в бизнес-тренинге ................... 219
4.10. Техники постановки задач и обработки упражнений
в процессе бизнес-тренинга ........................................................................ 220
4.11. Организация пространства на бизнес-тренинге .......................... 223
Глава 5. Проектирование бизнес-тренингов:
основные этапы и действия тренера .................................................... 227
5.1. Определение цели и задач бизнес-тренинга ................................... 228
5.2. Определение структуры и содержания тренинга .......................... 235
Оглавление
7
Стр.7
5.3. Разработка детального дизайна тренинга ....................................... 239
5.4. Завершающие этапы проектирования бизнес-тренинга .............. 242
Глава 6. Оценка эффективности тренинга ......................................... 245
6.1. Зачем бизнес-тренеру проводить оценку эффективности
и анализ тренингов ....................................................................................... 245
6.2. Модели оценки бизнес-тренинга ........................................................ 247
6.3. Содержание оценки бизнес-тренинга .............................................. 251
6.4. Инструменты оценки бизнес-тренинга ............................................ 255
6.4.1. Оценочные анкеты по итогам тренинга ................................ 257
6.4.2. Тестовые задания ........................................................................ 263
6.4.3. Механизмы оценки тренинга, предполагающие
взаимодействие с заказчиком ............................................................. 264
Глава 7. Управление проблемными ситуациями на тренинге .... 267
7.1. Что такое «проблемный» участник
и проблемная ситуация на бизнес-тренинге. Принципы работы
с «проблемными» участниками .................................................................. 267
7.2. Техники управления проблемными ситуациями ............................ 271
7.3. Типовые проблемные ситуации и управление ими ........................ 272
Вместо заключения ..................................................................................... 276
Об авторе ......................................................................................................... 278
Стр.8