Ja Jam Hu Hum Speak Like Churchill, Stand Like Lincoln of History’s Great t Speakers 21 Powerful Secrets Three River Press Дже мc Джеймc Хьюмc юмc Секреты великих ораторов Говорu как Черчиль, держись как Линкольn Перевод с английского Наталии Макаровой 2-е издание Издательство «Манн, Иванов и Фербер» Издательство «Эксмо» Москва, 2013 УДК 808.51 ББК 83.7 Х98 Хьюмс Дж. <...> Говори как Черчилль, держись как Линкольн / Джеймс Хьюмс ; пер. с англ. <...> Многие известные люди опробовали методики Джеймса Хьюмса и убедились, что навыки красноречия — такой же актив, как хорошее образование, деловая хватка или интуиция. <...> — Линкольн научился отвлекать внимание от своего визгливого голоса и провинциального акцента. <...> Секреты великих ораторов 20 — Черчилль нашел способы компенсировать свою шепелявость и заикание и сделать так, что его достоинства засияли подобно бриллиантам. <...> Мастера ораторского искусства шлифовали свои приемы и техники, чтобы привлекать к себе внимание и придавать вес своим речам. <...> Облик, манеры и сила В этой книге раскрываются секреты ораторского искусства и тайны харизмы, которыми владели великие ораторы прошлого и люди, сумевшие изменить ход мировой истории. <...> Сила вступительной паузы 23 Для большинства будущих лидеров внешний облик — это актив номер один. <...> Наполеон — равных которому, конечно же, не было среди составлявших войско людей, — прежде чем обратиться к солдатам с речью, выдерживал внушительную паузу — 40–50 секунд. <...> Внушительная пауза — вот ключ к повышению значимости сообщения. <...> . Сила вступительной паузы 25 Кориолан, главный герой одноименной пьесы Шекспира, отличался властными манерами. <...> Пауза — психологический балансир ) прибыла в Вашингтон с государственным визитом В 1991 году королева Елизавета II (ростом в пять футов и два дюйма* и должна была выступить с официальным приветствием в Роуз Гарден. <...> Сила первой фразы 31 Успешные и убедительные ораторы начинают свои выступления мощно и охотно используют для затравки интригу, одобрение или похвалу. <...> Начав <...>
Секреты_великих_ораторов.pdf
УДК 808.51
ББК 83.7
Х98
Хьюмс Дж.
Х98 Секреты великих ораторов. Говори как Черчилль, держись как Линкольн /
Джеймс Хьюмс ; пер. с англ. Наталии Макаровой. — 2-е изд. — М. : Манн,
Иванов и Фербер ; Эксмо, 2013. — 304 с.
ISBN 978-5-91657-649-8
Автор этой книги помогал писать речи пяти президентам США. Он знает свое дело
и считает, что научиться говорить красноречиво, по делу и убедительно — непросто,
но возможно. Многие известные люди опробовали методики Джеймса Хьюмса и убедились,
что навыки красноречия — такой же актив, как хорошее образование, деловая
хватка или интуиция. Чем выше ваша позиция, тем важнее ваше умение выступать
публично. Прочтите эту книгу, возьмите на вооружение новые идеи и приемы лучших
ораторов в истории человечества.
УДК 808.51
ББК 83.7
Все права защищены.
Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена
в какой бы то ни было форме без письменного разрешения
владельцев авторских прав.
Правовую поддержку издательства обеспечивает
юридическая фирма «Вегас-Лекс»
© James Humes, 2002
© Издание на русском языке. ООО «Манн, Иванов
и Фербер», ООО «Издательство «Эксмо», 2013
ISBN 978-5-91657-649-8
© Перевод на русский язык, оформление.
ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2013
Стр.4
Оглавление
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
Звездное притяжение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
Эпоха личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Человек-паук и Король Лев . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Облик, манеры и сила . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20
Сила вступительной паузы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
Заставьте слушателей ждать ваших слов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23
Тишина во время выступления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24
Пауза — психологический балансир . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27
Пауза — ключ к вниманию аудитории . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28
Сила первой фразы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .29
Пан или пропал: начало речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
Яркое, энергичное начало . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33
Сразу покажите, что вы лидер . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .37
Слова, приковывающие внимание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .38
Сила образа. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .39
Облик монарха . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .41
Красноречивый символ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .44
Аксессуары . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .46
Звездный стиль . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .48
Повседневная и спортивная одежда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .50
Женский стиль . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .52
Руководствуйтесь мудростью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .54
Ключевой момент . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .55
Главная мысль речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .57
Секрет сильного послания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .59
Стр.5
Секреты великих ораторов
6
Остановитесь, задумайтесь и составьте план . . . . . . . . . . . . . . .60
Составьте маршрут . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .64
Сообразуйте действие с речью, речь с действием . . . . . . . . . . . .65
Сила краткости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .67
Меньше — лучше . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .69
Лучше коротко, чем нудно . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .71
Короче — быстрее . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .73
Острое слово к месту — залог победы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74
Не читайте лекцию — расскажите историю . . . . . . . . . . . . . . . .76
Запоминается неожиданное . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .77
Не надо есть все! . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .77
Сила цитаты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
Мастер цитирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .83
Создайте сцену и атмосферу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .85
Перекрестное цитирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .87
Больше драматизма, чтобы привлечь внимание . . . . . . . . . . . . .89
Найдите, представьте и обыграйте свою цитату . . . . . . . . . . . . . 91
Сила статистики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .95
До Луны и обратно . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .98
Слишком много цифр усыпляют аудиторию . . . . . . . . . . . . . . . .99
Надеяться на память или выучить наизусть? . . . . . . . . . . . . . . .99
Сравнивайте с чем-то понятным и близким . . . . . . . . . . . . . . .105
Используйте нечетные числа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .107
Ложь показателей и показатели лжи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .108
Утечка силы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 111
Слайды не заменят живой речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114
Поддержка, а не замена . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115
Слайды должны быть простыми . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 116
Оратор, а не комментатор . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118
Сила остроумия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .121
Без шуток . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .123
Стр.6
Оглавление
7
Правило трех Р . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .126
Реалистичность и релевантность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .126
Лучше говорить, чем читать . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .134
Юмор в начале, юмор в конце . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .139
Сила притчи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141
Притча как иллюстрация абстракции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .143
Превращайте идеи в конкретные примеры . . . . . . . . . . . . . . . .145
Арсенал анекдотов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .146
Копилка историй . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 147
Случай из жизни для воплощения идеи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 151
Сила жеста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .153
Жесты говорят лучше слов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .155
Мастерство жеста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .157
Нужный сигнал в нужное время . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .160
Когда карандаш сильнее меча . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162
Подберите нужный жест . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .163
Сила прочтения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .165
Запомнить и рассказать . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .168
Не смотрите в записи, когда говорите . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .169
Техника СОС . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171
Сила поэтических строк . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .177
«Речь — это поэзия» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .179
Превратите речь в стихотворение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 181
Составьте подробный план . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .183
Сила художественного приема . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .193
Противоположности притягивают . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .195
Рифма — древнейший прием . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .197
Арсенал поэта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .200
Эффект эха . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .202
Аллитерация и активация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .206
Метод метафоры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .208
Стр.7
Секреты великих ораторов
8
Сила вопроса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .213
Животрепещущий вопрос . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 215
Вопрос как насмешка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 216
Знать ответ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 217
Ряд вопросов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 217
Сила риторики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 218
Сила ключевого слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .221
Как использовать ключевое слово . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .224
Когда использовать ключевую фразу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .225
Убийственное определение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .227
Сила активных глаголов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .231
Страдательный значит пассивный . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .233
Страдательный залог, пассивная позиция . . . . . . . . . . . . . . . . .236
«Оправдательный залог»
(«безответственная форма глагола») . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .238
Сила денег . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .241
Мастер убеждения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .243
Дерзость: ваш билет на остров сокровищ . . . . . . . . . . . . . . . . . .245
Дизайн: как это выглядит . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .246
Деньги: боишься — проиграешь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .248
Дуэль . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .249
Подготовка момента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .253
Готовься, целься, слушай . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .255
Добавьте огня с помощью подготовки момента . . . . . . . . . . . .257
Готовьте момент . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .258
Исключение — Рейган . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .259
В речи должен быть только один подготовительный
момент . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .261
Мощный финал . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .263
Сильное впечатление напоследок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .266
Используйте эти анекдоты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .270
Стр.8
Оглавление
9
Обратитесь к истории . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .272
Моя излюбленная тройка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 274
Выберите беспроигрышное завершение . . . . . . . . . . . . . . . . . . .276
Придумайте собственный финал . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .280
Решительный финал — вдохновляющая концовка . . . . . . . . .281
Сила смелости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .283
Удивляйте аудиторию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .285
Подготовьте сцену . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .287
Не бойтесь отличаться . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .291
Отойдите от схемы, чтобы привлечь внимание . . . . . . . . . . . .293
Будьте дерзким . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .296
От автора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .298
Стр.9