Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Сетевое взаимодействие университета и школ-партнёров в профильном обучении (на примере Калмыкии)

0   0
Первый авторБорликов Герман Манджиевич
АвторыДаржинова Светлана Владимировна, Кекеева Зинаида Очировна, Мутырова Алла Санджиевна, Питкиева Татьяна Ивановна
ИздательствоКалмыцкий государственный университет
Страниц96
ID300331
АннотацияВ монографии рассмотрены теоретико-методологические основы сетевого взаимодействия вуза и школ-партнеров в профильном обучении. На примере опыта работы Калмыцкого государственного университета со школами-партнёрами представлены модель сетевого музейного взаимодействия и региональная модель сетевого взаимодействия, как инновационная составляющая в духовно-нравственном воспитании личности. - Элиста : Издательство Калмыцкого университета, 2014. - 94, [1] с.
Кому рекомендованоадресовано специалистам в области педагогического образования, руководителям системы управления образованием, студентам педагогических специальностей и направлений высших учебных заведений, преподавателям педагогики и психологии
УДК378:373.5:37.013:001.895
ББК74.448.44(2Рос.Калм)+74.420.242(2Рос.Калм)
Борликов, Г.М. Сетевое взаимодействие университета и школ-партнёров в профильном обучении (на примере Калмыкии) / С.В. Даржинова, З.О. Кекеева, А.С. Мутырова, Т.И. Питкиева; Г.М. Борликов .— Элиста : Калмыцкий государственный университет, 2014 .— 96 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/300331 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство образования и науки Российской Федерации _____ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Калмыцкий государственный университет» СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УНИВЕРСИТЕТА И ШКОЛ-ПАРТНЁРОВ В ПРОФИЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ КАЛМЫКИИ) Элиста 2014 1 ББК Ч448.44(2Рос. <...> ISBN 978-5-91458-159-3 Печатается по решению редакционно-издательского совета ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет» В монографии рассмотрены теоретико-методологические основы сетевого взаимодействия вуза и школ-партнеров в профильном обучении. <...> На примере опыта работы Калмыцкого государственного университета со школами-партнёрами представлены модель сетевого музейного взаимодействия и региональная модель сетевого взаимодействия, как инновационная составляющая в духовно-нравственном воспитании личности. <...> Научные редакторы: д-р пед. наук, профессор Г.М. Борликов; канд. пед. наук, доцент С.В. Даржинова ISBN 978-5-91458-159-3 Издание подготовлено при финансовой поддержке РГНФ Проект № 13-16-08001 ©ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет», 2014 © Авторы, 2014 2 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение . <...> Теоретико-методологические основы профильного обучения школьников в сетевой структуре культурнообразовательного пространства университета 1.1. <...> Подходы к сетевой организации профильного обучения в современной школе . <...> Управление сетевой структурой культурнообразовательного пространства университета в профессиональном становлении педагогических кадров 2.1. <...> Подготовка педагогических кадров в сетевом взаимодействии культурно-образовательного пространства университета . <...> Сетевое музейное взаимодействие как фактор реализации профильного обучения старшеклассников . <...> Сетевое взаимодействие инновационного образовательного учреждения в профильном обучении (на примере МБОУ «Элистинский лицей») 5.1. <...> Формы сетевого взаимодействия в реализации профильного обучения (на примере МБОУ «Элистинский <...>
Сетевое_взаимодействие_университета_и_школ-партнёров_в_профильном_обучении_(на_примере_Калмыкии).pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации _____ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Калмыцкий государственный университет» СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УНИВЕРСИТЕТА И ШКОЛ-ПАРТНЁРОВ В ПРОФИЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ КАЛМЫКИИ) Элиста 2014 1
Стр.1
ББК Ч448.44(2Рос.Калм)+Ч420.242(2Рос.Калм) УДК 378:373.5:37.013:001.895 С 334 Авторы: Г. М. Борликов (глава 3), С. В. Даржинова (введение, глава 4, заключение), З. О. Кекеева (глава 1 и 2), А. С. Мутырова (глава 3, приложение), Т. И. Питкиева (глава 5) Сетевое взаимодействие университета и школ-партнёров в профильном обучении (на примере Калмыкии) [Текст] / Г.М. Борликов [и др.]; под науч. ред. проф. Г.М. Борликова, С.В. Даржиновой (отв. ред.). – Элиста: Изд-во Калм. ун-та, 2014. – 96 с. ISBN 978-5-91458-159-3 Печатается по решению редакционно-издательского совета ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет» В монографии рассмотрены теоретико-методологические основы сетевого взаимодействия вуза и школ-партнеров в профильном обучении. На примере опыта работы Калмыцкого государственного университета со школами-партнёрами представлены модель сетевого музейного взаимодействия и региональная модель сетевого взаимодействия, как инновационная составляющая в духовно-нравственном воспитании личности. Адресовано специалистам в области педагогического образования, руководителям системы управления образованием, студентам педагогических специальностей и направлений высших учебных заведений, преподавателям педагогики и психологии. Научные редакторы: д-р пед. наук, профессор Г.М. Борликов; канд. пед. наук, доцент С.В. Даржинова ISBN 978-5-91458-159-3 Издание подготовлено при финансовой поддержке РГНФ Проект № 13-16-08001 ©ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет», 2014 © Авторы, 2014 2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ........................................................................................................ 4 Глава 1. Теоретико-методологические основы профильного обучения школьников в сетевой структуре культурнообразовательного пространства университета 1.1. Профильное обучение как приоритетное направление в модернизации содержания школьного образования ....................................... 7 1.2. Подходы к сетевой организации профильного обучения в современной школе ........................................................................................... 17 Глава 2. Управление сетевой структурой культурнообразовательного пространства университета в профессиональном становлении педагогических кадров 2.1. Сетевое взаимодействие в сфере образования как инновационная технология .............................................................................. 24 2.2. Подготовка педагогических кадров в сетевом взаимодействии культурно-образовательного пространства университета ........................... 30 Глава 3. Методология построения сетевого взаимодействия вуза и школ-партнёров в Калмыкии 3.1. Сетевое взаимодействие в сфере образования как инновационная технология .............................................................................. 41 3.2. Сетевое взаимодействие в сфере образования как развивающийся процесс ................................................................................... 57 Глава 4. Сетевое взаимодействие в контексте духовнонравственного воспитания личности 4.1. Региональное сетевое взаимодействие как инновационная составляющая духовно-нравственного воспитания личности ..................... 65 4.2. Сетевое музейное взаимодействие как фактор реализации профильного обучения старшеклассников .................................................... 72 Глава 5. Сетевое взаимодействие инновационного образовательного учреждения в профильном обучении (на примере МБОУ «Элистинский лицей») 5.1. Сетевое взаимодействие как инновационная составляющая в профильном обучении ................................................................................... 77 5.2. Формы сетевого взаимодействия в реализации профильного обучения (на примере МБОУ «Элистинский лицей») .................................. 82 Заключение ................................................................................................. 92 Приложение ................................................................................................ 93 Сведения об авторах ................................................................................. 95 3
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ В Концепции профильного обучения в учреждениях общего среднего образования РФ совершенствование профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы в целях обеспечения профессиональной ориентации и самоопределения обучающихся отнесено к числу приоритетных направлений. В документе ставится задача создания системы специализированной подготовки (профильного обучения) старшеклассников, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования. Большая работа по решению поставленной задачи в образовательных учреждениях проводится. Вместе с тем, несмотря на достигнутые успехи в теории и практике профильного обучения, до решения обозначенной проблемы ещё далеко. Проведенное нами анкетирование 200 руководителей и педагогов муниципальных образовательных учреждений Калмыкии, позволило выявить следующие проблемы: - при выборе профиля обучения (неустойчивость предпочтений учащихся; несовпадение желаний родителей с возможностями учащихся и др.); - проблема подготовки педагогических кадров (недостаток подготовленных учителей для преподавания профильных предметов и элективных курсов); - проблемы организации (недостаточная проработанность взаимоотношений «школа – профессиональное учебное заведение», «школа – предприятие»; - перегруженность базовых учебных предметов, необходимость их пересмотра для профильных классов; - сложности в переходе на индивидуальный учебный план и др.; - проблемы в учебно-методическом обеспечении (недостаточное учебнометодическое обеспечение профильного обучения; - сложности с разработкой курсов по выбору, с адаптацией программ при организации индивидуальной образовательной траектории для конкретного учащегося и др.). Перечисленные проблемы довольно сложно решать в отдельном образовательном учреждении. Более успешное их решение возможно в масштабах регионального образования в процессе сетевого взаимодействия университета, образовательных учреждений и социальных партнеров. Необходимо отметить, что модернизация системы образования, обозначенная в Национальной доктрине образования на период до 2025 г., диктует необходимость привлечения ресурсов субъектов деятельности в системе образования через организацию сетевого взаимодействия образовательных 4
Стр.4
учреждений и социальных партнеров в сфере реализации профильного обучения старшеклассников. В сетевом взаимодействии первичным элементом сетевого объединения выступает прецедент взаимодействия, сетевое событие (проект, семинар, встреча, обмен информацией и т.п.). Инновации в условиях образовательной сети приобретают эволюционный характер, что обеспечивает субъектам взаимодействия непрерывный обмен информацией, опытом, ресурсами, а в целом способствует высокоэффективной инновационной системе взаимодействия университета, образовательных учреждений и других сообществ между собой. Однако, на наш взгляд, для достижения значимых социальнообразовательных результатов в этом сетевом взаимодействии, требуется решение достаточно большого количества задач: подготовка учителей, реализующих содержание программ профильных предметов; выбор социальных партнеров, оформление правовой и содержательной основы взаимодействия учреждений; планирование сетевого учебного процесса; определение ресурсного обеспечения; формирование контингента обучающихся по сетевым учебным программам; определение направлений и количества профилей обучения старшеклассников и многое другое. В этой связи, возникает необходимость исследования сетевого взаимодействия вуза и школ-партнёров в профильном обучении в регионе с целью выявления основных подходов, организационно-педагогических условий, определения критериев оценки его эффективности. Представленная монография отражает результаты исследования, в котором определены и сформулированы требования к содержанию сетевого взаимодействия университета и школ-партнеров в реализации профильного обучения старшеклассников; уточнены подходы к реализации профильного обучения на основе такого взаимодействия, что существенно дополнит теоретические основы профильного обучения; разработаны эффективные формы сотрудничества университета и школ-партнеров по реализации профильного обучения. В рамках исследования авторами были разработаны и реализованы на практике модель сетевого музейного взаимодействия и региональная модель сетевого взаимодействия как инновационная составляющая духовнонравственного развития личности. Теоретико-методологическую основу исследования составили: психологическая теория развития личности в процессе деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн и др.); концепция личностно ориентированного образования (Н.А. Алексеев, Е.В. Бондаревская, А.Г. Гостев, Э.Ф. Зеер, М.Е. Кузнецов, Л.М. Митина, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.); концепции профессионально-педагогического образования (С.Я. Батышев, И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко, В.А. Федоров и др.); идеи и положения общей и профессиональной педагогики (П.К. Анохин, А.С. 5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.