В организации его сюжета большую роль играет хронотоп, тесно связанный с библейским повествованием о потопе. <...> Анализируя языковые средства, автор статьи останавливается на сложных предложениях-периодах, активной звукописи, ритмизации прозы и пр. <...> Ключевые слбва: дейксис; звуковая организация текста; экспрессия текста; синтагма; синтаксический параллелизм. еонид Андреев (1781-1919), весьма «популярный при жизни. был почти забыт после смерти и по сей день остается непрочитанным, неразгаданным» [Макарсков 2003: 47]. <...> 47 Остановимся на рассказе «На реке» и попытаемся показать на этом примере особенности стилистики ранней прозы Л. Андреева <...> Повествование охватывает только одни сутки из жизни Алексея Степановича (машиниста мельницы) - Страстную субботу; все остальные события представлены в воспоминаниях героя, т.е. вынесены за рамки сюжета. <...> Действие второй части разворачивается на просторе реки, вышедшей из берегов, на залитых водой улицах Стрелецкой слободы. <...> Хронотоп рассказа тесно связан с хронотопом Пасхи и библейского повествования о потопе, что открывает широкие возможности для семантических вариаций, связанных с темами воскресения и спасения. <...> Весьма показательным в данном отношении является начальный абзац рассказа: Алексей Степанович, машинист при Буковской мельнице, среди ночи проснулся, не то уже выспавшись, так как накануне он завалился спать с восьми часов, не то от ровного шума дождя по железной крыше, от которого он отвык за семь зимних месяцев. <...> Рамы в окнах уже были выставлены, и звук приносился густой и отчетливый, точно над железом крыши опрокинули мешок с горохом, и сквозь этот шум едва пробивалось мягкое и задумчивое бульканье. <...> Алексей Степанович засветил огонь и, накинув пальто, выглянул наружу. <...> Грохот дождя на крыше стал глуше, но бульканье усиливалось; и Алексей Степанович понял, что капли дождя попадают в воду, и удивился, откуда она взялась у его домика, стоявшего на бугорке. <...> Постепенно <...>
Л._Андреев._На_реке.pdf
АНАЛИЗ
ХУДОЖЕСТВЕННОГО
ТЕКСТА
Б.Г. БОБЫЛЕВ
Орел
Л.Андреев. «На реке »
Рассказ Л. Андреева написан в жанре пасхальной литературы. В организации его сюжета
большую роль играет хронотоп, тесно связанный с библейским повествованием о
потопе. Анализируя языковые средства, автор статьи останавливается на сложных предложениях-периодах,
активной звукописи, ритмизации прозы и пр.
Ключевые слбва: дейксис; звуковая организация текста; экспрессия текста; синтагма;
синтаксический параллелизм.
еонид Андреев (1781-1919), весьма
«популярный при жизни... был почти
забыт после смерти и по сей день остается
непрочитанным, неразгаданным»
[Макарсков 2003: 47]. Всплеск интереса
к этому «непрочитанному» писателю в
последние два десятилетия связан во
многом с художественной практикой русского
постмодернизма. Исследователи
усматривают в творчестве и мировидении
Леонида Андреева родственную связь с
модернистскими течениями в искусстве и
философии XX в., проводя параллели
между Андреевым и писателями-экзистенциалистами
Камю и Сартром, ставя
его произведения в один ряд с произведениями
Кафки [Богданов 1990; Макарсков
2003].
Модернистская природа стилистики
Л.Андреева долгое время не осознавалась.
Причиной этого было следование
писателя, особенно в его раннем творчестве,
тематическим и жанровым традициям
русской реалистической литературы
Бобылев Борис Геннадьевич, доктор пед.
наук, кандидат филол. наук, профессор Орловского
гос. ун-та УНПК.
E-mail: boris-bobyIev@yandex.ru
XIX в. Он демонстративно дистанцировался
от декадентов и выступал членом литературного
объединения писателей-реалистов
«Среда» вместе с И.А. Буниным,
М. Горьким, А.И. Куприным, В.В. Вересаевым,
Б.К. Зайцевым. Однако за внешней
жанрово-тематической традиционностью
произведений Андреева скрывается
принципиально иное художественное мировидение,
иная эстетика, иной подход к
языку. Весьма характерными в этом отношении
являются его пасхальные рассказы.
Надо сказать, что к жанру пасхального
рассказа обращались многие русские
писатели: Ф.М. Достоевский, Н.С. Лесков,
А.И. Куприн, Ф.К. Сологуб, И.С. Шмелев
и др. В рамках этой жанровой традиции
написаны такие шедевры русской
классики, как «После бала» Л.Н. Толстого,
«Студент» А.П. Чехова, «Легкое дыхание»
И.А. Бунина. Вместе с тем никто из
русских писателей не обращался столь
часто и настойчиво к пасхальной тематике,
как Л. Андреев. Помимо широко известного
литературного дебюта - рассказа
«Баргамот и Гараська» (1898), можно
упомянуть и «В Сабурове» (1899), «На
реке» (1900), «Праздник» (1900), «Весной»
(1902), «Весенние обещания» (1903).
47
Стр.1