В.Г. Рындак МЫ РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ И ШКОЛЕ Монография 2006 УДК 37.0 ББК 74 Рецензенты: Демакова Ирина Дмитриевна – доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогически и психологии АПК и ППРО (Москва) Литвак Римма Алексеевна - доктор педагогических наук, профессор, директор Института культуры детства Челябинской государственной академии культуры и искусства Селиванова Наталья Леонидовна – член корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Института теории образования и педагогики РАО Рындак В. Г. Мы родом из детства – педагогические ориентиры воспитания ребенка в семье и школе : монография / В.Г. Рындак. <...> ISBN 5-9723-0010-9 Автор показывает как исследования проблемы воспитания детей в семье и школе обогащают конкретно-научные представления о педагогических смыслах пространства детства, воспитательных процессах в его контексте; воспитательного потенциала современной семьи и школы; взаимосвязи потребностей детей и родителей; преемственность семьи и школы в становлении социокультурного опыта ребенка. <...> ISBN 5-9723-0010-9 УДК 37.0 ББК 74 2 ОГЛАВЛЕНИЕ ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ: суть и смыл воспитания – питание детской души ГЛАВА I ДЕТСТВО КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН………………. <...> 23 ГЛАВА II ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В КОНТЕКСТЕ ДЕТСТВА. <...> 107 ГЛАВА VI ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОТРЕБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ…115 6.1. <...> 172 4 Детям моим Елене и Андрею, внукам Антону и Анастасии с любовью посвящаю ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ: суть и смысл воспитания – питание детской души Вряд ли мы преувеличим, утверждая, что в питании детской души родительская и педагогическая любовь являются рядоположенными. <...> Дефицит любви и внимания родителей, педагогов-воспитателей мстит за себя повсюду. <...> Как смириться с тем, что ваш образованный, ласковый, правдивый, не ведающий зла, считающих всех людей замечательными, ребенок среди шалованных сверстников является чужим? <...> Видеть мир глазами ребенка, наслаждаться <...>
Мы_родом_из_детства_–_педагогические_ориентиры_воспитания_ребенка_в_семье_и_школе_.pdf
УДК 37.0
ББК 74
Рецензенты: Демакова Ирина Дмитриевна – доктор педагогических наук,
профессор, заведующая кафедрой педагогически и психологии
АПК и ППРО (Москва)
Литвак Римма Алексеевна - доктор педагогических наук,
профессор, директор Института культуры детства Челябинской
государственной академии культуры и искусства
Селиванова Наталья Леонидовна – член корреспондент РАО,
доктор педагогических наук, профессор Института теории
образования и педагогики РАО
Рындак В. Г. Мы родом из детства – педагогические ориентиры воспитания
ребенка в семье и школе : монография / В.Г. Рындак. – М.; Оренбург: Пед.
вестник; Оренб. гос. ин-т менеджмента, 2006. - 194 с., ил.
ISBN 5-9723-0010-9
Автор показывает как исследования проблемы воспитания детей в
семье и школе обогащают конкретно-научные представления о
педагогических смыслах пространства детства, воспитательных процессах в
его контексте; воспитательного потенциала современной семьи и школы;
взаимосвязи потребностей детей и родителей; преемственность семьи и
школы в становлении социокультурного опыта ребенка. В монографии
обобщены исследования отечественных и зарубежных педагогов, осмыслен
опыт решения проблемы родителями, учителями современной семьи и
школы, систематизированы собственные исследования автора.
Предназначенная студентам, аспирантам, докторантам, преподавателям
педагогики и психологии, монография будет полезна философам, социологам,
родителям, учителям и руководителям современных образовательных
учреждений.
Автор благодарит Юлию Сергеевну Горбунову, Павла Николаевича
Даньшова, Галину Александровну Калдузову, Нурзиду Ахметсафовна
Клысбаеву, Владимира Михайловича Рындака, Андрея Александровича
Таушева за подготовку монографии к изданию.
ISBN 5-9723-0010-9
УДК 37.0
ББК 74
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ: суть и смыл воспитания – питание детской души
ГЛАВА I ДЕТСТВО КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН………………...9
1.1.Педагогические смыслы пространства детства…………………….9
1.2.Проблемы современного ребенка…………………………………..14
1.3.Возрастные особенности школьника……………………………….17
1.4.Современный ученик как педагогический ориентир……………...23
ГЛАВА II ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В КОНТЕКСТЕ ДЕТСТВА...25
2.1.Идеи гуманистического воспитания……………………………….25
2.2.Педагогические принципы гуманизации пространства детства….26
2.3.Педагогические условия гуманизации пространства детства…….27
2.4.События детства……………………………………………………..30
2.5.Стихия детства и культура образования…………………………...33
ГЛАВА III ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ51
3.1.Семья с единственным ребенком…………………………………...54
3.2.Многодетная семья…………………………………………………..55
3.3.Неполная семья………………………………………………………56
3.4.Малообеспеченная семья…………………………………………....56
3.5.Семья со средним достатком………………………………………..58
3.6.Очень состоятельная семья …………………………………………59
3.7.Отношение детей к миру взрослых…………………………………64
3.8.Опасность излишней опеки…………………………………………69
3.9.Условия, обеспечивающие гармонизацию внутрисемейных
отношений……………………………………………………………70
ГЛАВА IV УРОКИ МАМЫ И ДЛЯ МАМЫ…………………………………...75
4.1.Уроки любви…………………………………………………………75
4.2.Уроки труда…………………………………………………………..75
4.3.Уроки ответственности……………………………………………...78
4.4.Уроки наших бабушек и дедушек…………………………………..83
4.5.Уроки, преподанные автору собственными детьми……………….90
3
Стр.3