В. Г. Рындак Учитель Сухомлинский: уроки на завтра 1 В. Г. Рындак Учитель Сухомлинский: уроки на завтра (монография) Москва Педагогический вестник 2008 2 УДК 37 (09) ББК 74.00 Р 95 Рецензенты: член-кор. <...> Романов Р 95 Рындак В. Г. Учитель Сухомлинский: уроки на завтра: монография/ В.Г. Рындак – М. <...> Понять структуру и содержание воспитания по В. А. Сухомлинскому позволит педагогическая антропология педагога – исследователя. <...> Дано обоснование теории и практики креативного образования в контексте идей В.А. Сухомлинского, обоснованы педагогические условия реализации идеи урока Сухомлинского в современной школе. <...> Рассмотрена педагогическая система нравственного воспитания В.А. Сухомлинского, проблема изучения педагогического опыта, приведены золотые россыпи мыслей В.А. Сухомлинского (архивные материалы, фрагменты из неопубликованных выступлений педагога). <...> 145 § 2 Гармония умственного и физического труда подростка на уроке…………. <...> Воспитание личности будущего учителя………………………272 Вместо заключения: перечитываем В.А. Сухомлинского вместе…………. <...> В ноябре 2004 года на международной конференции «Педагогические идеи В.А. Сухомлинского и их реализация в контексте реформы базового образования школьников в Китае» была свидетелем переосмысления теории и опыта В.А. Сухомлинского китайскими учеными и практиками. <...> Профессор Ван И Гао, бывший директор Института международного и сравнительного воспитания при Пекинском педуниверситете поделился опытом, как изучались и претворяются в практику китайской школы с 1959 года идеи В.А. Сухомлинского о нравственном, физическом, трудовом, эстетическом воспитании в Китае. <...> Участников конференции интересовали вопросы современного понимания понятия «воспитания коллективизма», продолжает ли работать родительская 8 школа, сохраняются ли традиции Павлышской школы, эффективна ли сегодня система воспитания по В.А. Сухомлинскому, какова технология урока Сухомлинского? <...> В предлагаемой <...>
Учитель_Сухомлинский_уроки_на_завтра_.pdf
УДК 37 (09)
ББК 74.00
Р 95
Рецензенты:
член-кор. РАО, д.п.н., профессор, главный научный сотрудник лаборатории методологии
историко-педагогических исследований Института теории и истории педагогики РАО М.В.
Богуславский
д.п.н., профессор, академик – секретарь отделения теории и истории педагогики АПН
Украины О.В. Сухомлинская
д.п.н., профессор, заведующий кафедрой общей и специальной педагогики Рязанского
государственного педагогического университета им. С.А. Есенина А. А.Романов
Р 95 Рындак В. Г. Учитель Сухомлинский: уроки на завтра: монография/ В.Г. Рындак – М.:
Пед. вестник, 2008. -368 с.,
с.ил.
ISBN 978-5-85859-385-0
В монографии автор показывает образ учителя в педагогике В. А. Сухомлинского, пути
решения проблем учителя и становления его профессиональной успешности, жизненной
позиции. Понять структуру и содержание воспитания по В. А. Сухомлинскому позволит
педагогическая антропология педагога – исследователя. Дано обоснование теории и практики
креативного образования в контексте идей В.А. Сухомлинского, обоснованы педагогические
условия реализации идеи урока Сухомлинского в современной школе. Рассмотрена
педагогическая система нравственного воспитания В.А. Сухомлинского, проблема изучения
педагогического опыта, приведены золотые россыпи мыслей В.А. Сухомлинского (архивные
материалы, фрагменты из неопубликованных выступлений педагога).
Монография адресована специалистам в области истории и теории педагогики,
студентам, аспирантам, докторантам педагогических дисциплин,
образования,
преподавателям, учителям и руководителям образовательных учреждений.
Научное издание
УДК 37 (09)
ББК 74.00
Р 95
ISBN978-5-85859-385-0
© В.Г. Рындак, 2008
3
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………..………………………………………………8
ГЛАВА I. От проблем учителя к его профессиональной успешности………12
§ 1 Учитель в педагогике В.А. Сухомлинского……………………………………12
§ 2 «Я ― концепция» учителя……………………………………………………...26
§ 3 Профессиональная успешность учителя……………………………………….44
§ 4 Культура педагогической деятельности………………………………………..48
§ 5 Имидж учителя…………………………………………………………………..65
ГЛАВА II. Жизненная позиция учителя………………………………………..79
§ 1Смысл жизни учителя…………………………………………………………....79
§ 2 Личностно - профессиональная позиция учителя……………………………..87
§ 3 Любовь как составляющая взаимодействия учителя и ученика……………..95
§ 4 Педагогическая антропология В. А. Сухомлинского…………………….………100
ГЛАВА III. Теория и практика креативного образования в контексте идей
В.А. Сухомлинского……………………………………………………………....112
§ 1 Методология креативного образования………………………………………112
§ 2 Креативное образование: состояние и направление развития………………125
§ 3 Креативность учителя. Механизмы и технологии развития………………...133
§ 4 Содержание и структура креативного урока…………………………………137
ГЛАВА IV. Урок Сухомлинского в современной школе……………………145
§ 1 Урок мышления………………………………………………………………...145
§ 2 Гармония умственного и физического труда подростка на уроке………….156
§ 3 Возрождение уроков радости познания В.А. Сухомлинского в современной
школе………………………………………………………………………………..173
§ 4 Как слово наше отзовется……………………………………………………...183
§ 5 На пути к эффективному уроку………………………………………………..198
§ 6 Технология контроля и оценки знаний учащихся…………………………....219
ГЛАВА V. Педагогическая система нравственного воспитания В.А.
Сухомлинского…………………………………………………………………….226
§ 1 Содержание нравственного воспитания…………………………………...….226
§ 2 Ориентация на нравственные ценности……………………………………....229
§ 3 Формирование нравственных убеждений…………………………………….230
§ 4 Роль идеала в нравственном воспитании……………………………………..232
4
Стр.4