Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Игровые виды спорта в вузе (110,00 руб.)

0   0
АвторыБеланов Александр Элдарович, Козырева Светлана Анатольевна, Никифорова Любовь Александровна, Чернышев Владимир Аркадьевич
ИздательствоИздательский дом Воронежского государственного университета
Страниц28
ID298015
АннотацияУчебно-методическое пособие может использоваться учащимися средних специальных учебных заведений, колледжей, лицеев и специалистами в области физической культуры и спорта.
Кому рекомендованоРекомендуется для студентов высших учебных заведений и тренеров - преподавателей по игровым видам спорта.
Игровые виды спорта в вузе / А.Э. Беланов, С.А. Козырева, Л.А. Никифорова, В.А. Чернышев .— Воронеж : Издательский дом Воронежского государственного университета, 2014 .— 28 с. — 28 с. — URL: https://rucont.ru/efd/298015 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИГРОВЫЕ ВИДЫ СПОРТА В ВУЗЕ Учебно-методическое пособие для вузов Воронеж Издательский дом ВГУ 2014 1 Утверждено научно-методическим советом кафедры физического воспитания и спорта 19 февраля 2014 г., протокол № 2 Составители: А.Э. Беланов, С.А. Козырева, Л.А. Никифорова, В.А.Чернышев Рецензент профессор кафедры педагогики и педагогической психологии, доктор педагогических наук Н. И. Вьюнова Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре физического воспитания и спорта Воронежского государственного университета. <...> 2 ВВЕДЕНИЕ В государственных образовательных стандартах учебная дисциплина «Физическая культура» представлена в блоке гуманитарных и социальноэкономических дисциплин. <...> Освоение дисциплины «Физическая культура» в вузах является обязательной для студентов. <...> Обучение возлагается на кафедру физической воспитания и спорта, преподаватели которой должны вооружить студентов знаниями по вопросам теории и методики физической культуры и спорта, привить будущим специалистам навыки по использованию средств физической культуры и спорта во время учебы, в их профессиональной деятельности, способствовать дальнейшему физическому совершенствованию и повышению спортивного мастерства студентов-спортсменов. <...> На основе спортивных игр сформировались игровые виды спорта, занимающие достойное место среди других видов на всех уровнях, включая Олимпийские игры. <...> Основные понятия, используемые в настоящем законе 1) вид программы – спортивное соревнование по определенному виду спорта или одной из его дисциплин, в результате которого осуществляется распределение мест и медалей среди участников спортивного соревнования; 3 2) вид спортачасть спорта, которая признана в соответствии с требованиями настоящего <...>
Игровые_виды_спорта_в_вузе.pdf
Стр.1
Стр.3
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Игровые_виды_спорта_в_вузе.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИГРОВЫЕ ВИДЫ СПОРТА В ВУЗЕ Учебно-методическое пособие для вузов Воронеж Издательский дом ВГУ 2014 1
Стр.1
ВВЕДЕНИЕ В государственных образовательных стандартах учебная дисциплина «Физическая культура» представлена в блоке гуманитарных и социальноэкономических дисциплин. Этими стандартами определен обязательный минимум содержания теоретических знаний и умений по каждой дисциплине. Гуманитарная значимость физической культуры должна проявляться через гармонизацию духовных и физических сил, через формирование общечеловеческих ценностей: здоровье, красота и физическое совершенство. Систематические занятия физической культурой и спортом – одна из форм студенческой деятельности. Занятия физическими упражнениями и спортом повышают усвояемость студентами учебного материала, а после напряженной умственной работы способствуют активному отдыху. Освоение дисциплины «Физическая культура» в вузах является обязательной для студентов. Обучение возлагается на кафедру физической воспитания и спорта, преподаватели которой должны вооружить студентов знаниями по вопросам теории и методики физической культуры и спорта, привить будущим специалистам навыки по использованию средств физической культуры и спорта во время учебы, в их профессиональной деятельности, способствовать дальнейшему физическому совершенствованию и повышению спортивного мастерства студентов-спортсменов. Спортивные игры традиционно популярны среди всех категорий населения благодаря разностороннему воздействию на организм человека. В структуре высшего образования спортивные игры входят в цикл занятий физической культурой в соответствии с государственным образовательным стандартом, учебными планами и программами. На основе спортивных игр сформировались игровые виды спорта, занимающие достойное место среди других видов на всех уровнях, включая Олимпийские игры. 1. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации (РФ)» Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта в РФ, определяет основные принципы законодательства о физической культуре и спорте. Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем законе 1) вид программы – спортивное соревнование по определенному виду спорта или одной из его дисциплин, в результате которого осуществляется распределение мест и медалей среди участников спортивного соревнования; 3
Стр.3
24) спортсмен высокого класса – спортсмен, имеющий спортивное звание и выступающий на спортивных соревнованиях в целях достижения высоких спортивных результатов; 25) тренер – физическое лицо, имеющее соответствующее среднее или высшее профессиональное образование и осуществляющее проведение со спортсменами учебно-тренировочных мероприятий, а также руководство их состязательной деятельностью для достижения спортивных результатов; 26) физическое воспитание – процесс, направленный на воспитание личности, развитие физических возможностей человека, приобретение им умений и знаний в области физической культуры и спорта в целях формирования всесторонне развитого и физически здорового человека с высоким уровнем физической культуры; 27) физическая культура – часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, подготовки и развития; 28) физическая подготовка – процесс, направленный на развитие физических качеств, способностей (в том числе навыков и умений) человека с учетом вида его деятельности и социально-демографических характеристик; 29) физическая реабилитация – восстановление нарушенных или временно утраченных функций организма человека и способностей к общественной и профессиональной деятельности инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с использованием средств адаптивной физической культуры и спорта, которые направлены на устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья; 30) физкультурные мероприятия – организованные занятия граждан физической культурой; 31) физкультурно-спортивная организация – юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основной. Статья 28. Физическая культура и спорт в системе образования 1.Образовательные учреждения с учетом местных условий и интересов обучающихся самостоятельно определяют формы занятий физической культурой, средства физического воспитания, виды спорта, методы и продолжительность занятий физической культурой на основе государственных образовательных стандартов и нормативов физической подготовленности. 2.Организация физического воспитания и образования в образовательных учреждениях включает в себя: 1) проведение обязательных занятий по физической культуре в пределах основных образовательных программ в объеме, установленном государственными образовательными стандартами, а также дополнительных 6
Стр.6
(факультативных) занятий физическими упражнениями и спортом в пределах дополнительных образовательных программ; 2) создание условий, в том числе обеспечения спортивным инвентарем и оборудованием для проведения комплексных мероприятий по физкультурно-спортивной подготовке обучающихся; 4) осуществление физкультурных мероприятий во время учебных занятий; 5) проведение медицинского контроля организации физвоспитания; 8) содействие организации и проведению спортивных мероприятий с участием обучающихся. 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПОРТИВНЫХ ИГР Спортивные игры сформировались на основе игровой деятельности, присущей человеку. В детском возрасте игра – основной вид деятельности, эффективное средство физического воспитания, социализации. Игры, связанные со спортом, базирующиеся на соревновании, выделяются в отдельную группу – игровые виды спорта. Особенность спортивных игр определяется спецификой соревновательной деятельности, которая и отличает их от других видов спорта. Соревновательное противоборство в игре происходит по установленным правилам с использованием присущих только конкретной игре соревновательных действий – приемов игры (техники). При этом обязательным является наличие соперника. В командно-игровых видах цель каждого фрагмента состязания состоит в том, чтобы доставить предмет состязания (мяч, волан, шайбу) в определенное место площадки соперников и не допустить такового в отношении себя. Основным критерием эффективности соревновательной деятельности в спортивных играх служит победа над соперником. Количество побед определяет место в турнирной таблице всех участников. Наряду со спецификой игровой и соревновательной деятельности спортивные игры имеют ряд других особенностей. В табл.1,2 представлены классификации командных и лично-командных игр по отношению к Олимпийским играм [4]. Командные и лично-командные соревнования имеют различия по характеру взаимоотношений между партнерами – игроками одной команды и соперниками – игроками противоборствующих команд. Взаимоотношения игроков соперничающих команд определяются по наличию или отсутствию непосредственного контакта игроков в процессе игрового противоборства. По этому признаку выделяют две группы спортивных игр: с непосредственной борьбой и соприкосновением с соперником и игры без непосредственного соприкосновения с соперником. Для игр первой груп7
Стр.7
пы характерно стремление завладеть мячом (шайбой) и направить его в цель (футбол, гандбол, баскетбол). Для второй группы характерно поочередное владение мячом, стремление послать мяч на сторону соперника, чтобы игроки не могли его отыграть (волейбол, бадминтон, теннис). Спортивные игры подразделяются на командные (табл. 1) и лично-командные (табл. 2). Таблица 1 Командные игры Олимпийские баскетбол бейсбол – мужчины софтбол – женщины водное поло волейбол классический и пляжный гандбол, футбол хоккей на траве, хоккей с шайбой Таблица 2 Лично-командные игры Олимпийские бадминтон настольный теннис теннис шахматы Неолимпийские бильярд гольф городки шашки 3. ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Спортивные игры в системе физического воспитания занимают важное место среди других видов физических упражнений и реализуются в форме учебных занятий на основном отделении, а учебно-тренировочных – на отделении спортивного совершенствования, а также самостоятельных занятий. С их помощью достигается цель – формирование основ физической культуры личности, повышения ресурсов здоровья. Согласно Федеральному образовательному стандарту высшего профессионального образования раздел «Физическая культура» реализуется при очной форме обучения в объеме 400 часов, при этом объем практической подготовки, в том числе игровых видов, должен составлять не менее 360 часов. Программа основного отделения спортивных игр базируется на программно-целевом подходе, предполагающем поэтапное достижение генеральной цели путем реализации комплекса целей соответственно курсам обучения. Цель 1-го уровня – адаптация студентов к интенсивной и объемной интеллектуальной деятельности средствами спортивных игр. Цель 2-го уровня – укрепление здоровья студентов, дальнейшее изучение технических действий в спортивных играх, выполнения младших спортивных разрядов и содействие всестороннему развитию организма. Цель 3-го уровня – дальнейшее освоение техники и тактики спортивных игр, развитие потребности 8 Неолимпийские лапта мотобол регби хоккей с мячом американский футбол
Стр.8