Т. С. Есенова Калмыцкий государственный университет КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАЛМЫКОВ В УСЛОВИЯХ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ОБЩЕНИЯ: САМОБЫТНОСТЬ И ДИНАМИКА работа выполнена в рамках гранта РГНФ (проект № 12-34-01020) Одной из важных проблем современности, обусловленных глобализацией и активными межкультурными процессами, является коммуникативное поведение [Аг§у1е 1967; ТпапсН$ 1994], понимаемое как совокупность норм и традиций общения, связанных с тематикой и особенностями организации общения в определенных коммуникативных условиях [Стернин 2000: 8]. <...> Коммуникативное поведение калмыков представляет собой систему правил, регламентирующих поведение членов калмыцкого лингвокультурного сообщества в разных ситуациях общения. <...> В результате миграции в Прикаспийские степи с ее резко континентальным климатом калмыки оказались в иной эколого-климатической и лингвокультурной среде - среди православных славян, основным занятием которых было земледелие, и северно-кавказских народов, исповедующих ислам. <...> На смену кочевой кибитке, в которой заключено представление номадов об устройстве вселенной, пришли стационарные жилища. <...> Стремление выжить в новых условиях развило такие качества народа, как выносливость, жизнестойкость, восприимчивость к инновациям [Имкенова 1999]. <...> Как показывают наши наблюдения, наибольшей подвижностью характеризуются элементы поведения, связанные с сохранением благодати. <...> В систему коммуникативных правил калмыков вошли отдельные элементы из культуры русского народа. <...> Эти приемы отведения неудачи заимствованы из русской культуры, их придерживаются все люди, не задумываясь об их семантике, истории. <...> С другой стороны, устойчивы и этнические правила, направленные на сохранение благодати. <...> Так, остерегаются давать чужим людям молочные продукты в первый день Цакан сар, т.к. с ними может уйти благодать семьи. <...> Гибкость, высокая адаптивность становится частью культуры народа, помогая современным калмыкам <...>
Коммуникативное_поведение_калмыков_в_условиях_межкультурного_общения_самобытность_и_динамика.pdf
Т. С. Есенова
Калмыцкий государственный университет
КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАЛМЫКОВ В УСЛОВИЯХ
МЕЖКУЛЬТУРНОГО ОБЩЕНИЯ: САМОБЫТНОСТЬ И ДИНАМИКА
работа выполнена в рамках гранта РГНФ
(проект № 12-34-01020)
Одной из важных проблем современности, обусловленных глобализацией и
активными межкультурными процессами, является коммуникативное поведение
[Аг§у1е 1967; ТпапсН$ 1994], понимаемое как совокупность норм и традиций
общения, связанных с тематикой и особенностями организации общения в
определенных коммуникативных условиях [Стернин 2000: 8].
Коммуникативное поведение калмыков представляет собой систему правил,
регламентирующих поведение членов калмыцкого лингвокультурного
сообщества в разных ситуациях общения. Она учитывает ролевые функции,
пол, возраст, социальный статус и типичные характерологические черты
личности. Важнейшими факторами, сформировавшими этностиль коммуникативного
поведения калмыков, являются традиционный вид занятия, образ
жизни, природная среда, формы организации социальных групп и отношений
внутри них.
Как известно, калмыки являются потомками ойратов, западных монголовкочевников,
населявших Джунгарию (в настоящее время северо-запад Китая).
В начале XVII века ойратские племена, совершив трансконтинентальный переход
из Азии в Европу, добровольно вошли в состав Российского государства,
заселив обширные степные просторы Южного Предуралья, Поволжья и
181
Стр.1
Северного Кавказа. В результате миграции в Прикаспийские степи с ее резко
континентальным климатом калмыки оказались в иной эколого-климатической
и лингвокультурной среде - среди православных славян, основным занятием
которых было земледелие, и северно-кавказских народов, исповедующих
ислам. За 400 лет пребывания в новых геополитических, природно-климатических
и этнокультурных условиях калмыки изменили многое: от образа жизни
до видов занятий. Традиционные номады осваивали новые виды деятельности
и перешли от кочевой к оседлой жизни. На смену созерцательной пассивности
кочевника пришли такие качества, как способность к длительному однообразному,
монотонному тяжелому физическому труду, которых требовали не
свойственные скотоводам виды занятий. На смену кочевой кибитке, в которой
заключено представление номадов об устройстве вселенной, пришли стационарные
жилища. Под влиянием перечисленных факторов модифицируется
коммуникативное поведение калмыков. Стремление выжить в новых условиях
развило такие качества народа, как выносливость, жизнестойкость, восприимчивость
к инновациям [Имкенова 1999].
Как показывают наши наблюдения, наибольшей подвижностью характеризуются
элементы поведения, связанные с сохранением благодати. В систему
коммуникативных правил калмыков вошли отдельные элементы из культуры
русского народа. Так, для отведения несчастья принято плевать через левое
плечо, стучать по дереву, произносить формулу «Тьфу-тьфу, чтобы не сглазить!»;
опасаться черной кошки, женщины с пустыми ведрами, не возвращаться
назад, если что-то забыл дома; если непременно нужно вернуться, то
смотрят на себя в зеркало и т.д. Эти приемы отведения неудачи заимствованы
из русской культуры, их придерживаются все люди, не задумываясь об их семантике,
истории.
С другой стороны, устойчивы и этнические правила, направленные на сохранение
благодати. Так, после наступления темноты не принято отдавать белые
продукты (молоко, масло, сливки), ходить в гости, выходить с грудным ребенком,
т.к., согласно суевериям, ночью активизируются шулмусы 'злые духи'.
Калмыки особенно строго соблюдают правила во время календарных праздников.
Так, остерегаются давать чужим людям молочные продукты в первый день
Цакан сар, т.к. с ними может уйти благодать семьи. Огорчаются, если в этот
большой праздник кто-то что-то просит, это плохая примета. Радуются, если в
этот день первый, кто встретился на пути или вошел в дом, является хорошим,
успешным человеком.
Особенно тщательно калмыки соблюдают правила, связанные с входом и
выходом из помещения. Калмыки уступают место входящему, т.к. он может
быть вестником хороших новостей или может что-то принести в дом. Если
споткнутся при выходе из дома, то возвращаются назад и повторяют процедуру
снова; если споткнутся при входе, то это хороший знак: примета скорого
увеличения достатка дома.
182
Стр.2