Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Мир и человек – тема творчества композитора Владимира Кобекина (80,00 руб.)

0   0
Первый авторРастворова Наталья Валерьевна
ИздательствоЮУрГИИ им.П.И.Чайковского
Страниц13
ID297180
АннотацияСтатья посвящена творчеству композитора Владимира Кобекина - автора двадцати одной оперы и множества симфонических, а также камерных сочинений.
Растворова, Н.В. Мир и человек – тема творчества композитора Владимира Кобекина / Н.В. Растворова .— Челябинск : ЮУрГИИ им.П.И.Чайковского, 2015 .— 13 с. — URL: https://rucont.ru/efd/297180 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Н.В.Растворова Мир и человек – тема творчества композитора Владимира Кобекина В панораме современного искусства, накопившего огромные пласты культурных традиций и потому остро ощущающего ограниченность собственных возможностей самобытного выражения, встреча с художником, наделенным яркой индивидуальностью, не столь частое, но все же возможное явление. <...> В их число входит Владимир Александрович Кобекин – автора двадцати одной оперы и множества симфонических, а также камерных сочинений. <...> 1 Уроженец города Березники Пермской области, он в 1971 году окончил Ленинградскую консерваторию по классу Сергея Слонимского и с тех пор долгое время жил и работал в Екатеринбурге, а сейчас делит свое творческое и жизненное время между Москвой и уральской столицей. <...> Яркая и мощная театральная природа дарования Кобекина сообщает сильное эмоционально-художественное воздействие его сценическим произведениям, для достижения которого он не прибегает к радикальным решениям и 1 В.А.Кобекин – заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии СССР (за оперу «Пророк» – 1987), премии имени Шостаковича, Союза композиторов СССР и др. экстраординарным приемам. <...> Как образцы современного литературного постмодерна в сфере прикладных жанров можно рассматривать либретто опер «Гамлет Датский или Российская комедия» (2002) и «Маргарита» (2005). <...> Следует отметить, что эта линия игрового переосмысления первоисточников берет свое начало в либретто, созданных ранее самим композитором – либреттистом большинства своих опер (12 из 18)3. <...> В ее литературной основе фабульно-сюжетные коллизии русских народных сказок 2 Две первые камерные оперы Кобекина «Лебединая песня» по одноименному драматическому эскизу А.П.Чехова и «Дневник сумасшедшего» по одноименной повести китайского писателя Лу Синя были созданы в 1978 году. <...> , либреттистом еще четырех опер Кобекина является Алексей Парин – один из организаторов международного <...>
Мир_и_человек_–_тема_творчества_композитора_Владимира_Кобекина.pdf
Н.В.Растворова Мир и человек – тема творчества композитора Владимира Кобекина В панораме современного искусства, накопившего огромные пласты культурных традиций и потому остро ощущающего ограниченность собственных возможностей самобытного выражения, встреча с художником, наделенным яркой индивидуальностью, не столь частое, но все же возможное явление. Академическая музыка, не являющаяся в этом смысле исключением, выдвигает в разряд подобных самобытных мастеров своих представителей. В их число входит Владимир Александрович Кобекин – автора двадцати одной оперы и множества симфонических, а также камерных сочинений..1 Уроженец города Березники Пермской области, он в 1971 году окончил Ленинградскую консерваторию по классу Сергея Слонимского и с тех пор долгое время жил и работал в Екатеринбурге, а сейчас делит свое творческое и жизненное время между Москвой и уральской столицей. Творческий путь композитора протяженностью в почти четыре десятилетия отличается плодотворностью и масштабностью свершений, в которых сразу же обращает на себя внимание оперное творчество. И по количеству, и по качеству, и по востребованности (19 опер поставлены в разных театрах страны и за рубежом), и по реакции музыкальной общественности, сопровождающей премьеры театральных произведений композитора, музыкальный театр Владимира Кобекина воспринимается как значительное явление музыкальной культуры последней трети ХХ – начала ХХI века. Это позволяет представить его создателя в ранге крупнейшего оперного композитора современной России. Яркая и мощная театральная природа дарования Кобекина сообщает сильное эмоционально-художественное воздействие его сценическим произведениям, для достижения которого он не прибегает к радикальным решениям и 1 В.А.Кобекин – заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии СССР (за оперу «Пророк» – 1987), премии имени Шостаковича, Союза композиторов СССР и др.
Стр.1
экстраординарным приемам. Новые выразительные резервы оперы композитор умеет открывать с позиций «обновления жанра изнутри» и оно оказывается удивительно созвучным настоящему времени, о чем свидетельствует неослабевающий интерес постановщиков к творчеству Кобекина. Его преданность опере очень важна и в историческом контексте, который от конца 70х годов прошлого века2 охватывает самые тяжелые 90-е (для современного музыкального театра в особенности) и обнаруживающие их разрушительные последствия дни сегодняшние. Так в условиях острой угрозы существованию уникального по своим художественным возможностям жанра, когда единственным путем его выживания становится бескорыстное служение ему, осуществляется преемственность бесценных традиций русской оперы. И в первую очередь, в смысле заложенного в эстетике шестидесятников ХIХ века отношения к ней как к центральной области творчества, определявшегося тогда задачами укрепления позиций национального оперного искусства. А в настоящее время, когда речь идет уже об его выживании и сохранении, задачи эти становятся еще более актуальными. В самобытном и органичном воплощении Кобекиным посредством жанра “dramma per musica” сюжетов разных эпох и традиций поднимаются вечные вопросы о смысле бытия, подлинных человеческих ценностях и осуществляется связь времён. Панорама отечественной литературы в музыкальном театре композитора вмещает классическое наследие, представленное именами А.С. Пушкина, А.П. Чехова, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, С.А.Есенина, а также яркие страницы творчества писателей ХХ века – С.И. Кирсанова, В.М.Шукшина и основоположника якутской профессиональной традиции П.А. Ойунского. Как образцы современного литературного постмодерна в сфере прикладных жанров можно рассматривать либретто опер «Гамлет Датский или Российская комедия» (2002) и «Маргарита» (2005). Автор первого явился екатеринбургский писатель Аркадий Застырец, второго – московский литератор Евгений Фридман. Их парафразы на темы бессмертных трагедий Шекспира и Гете отсылают к поэтике интеллектуально-игровых интерпретаций «культовых сюжетов» мировой художественной литературы. Следует отметить, что эта линия игрового переосмысления первоисточников берет свое начало в либретто, созданных ранее самим композитором – либреттистом большинства своих опер (12 из 18)3. Такова, например, «Волшебная скрипка» (другое название «Колдовская сказка» – 1992). В ее литературной основе фабульно-сюжетные коллизии русских народных сказок 2 Две первые камерные оперы Кобекина «Лебединая песня» по одноименному драматическому эскизу А.П.Чехова и «Дневник сумасшедшего» по одноименной повести китайского писателя Лу Синя были созданы в 1978 году. В 1980 году состоялись их премьеры в Московском Камерном театре. Режиссером первой из них стал Б.Покровский. Постановку второй осуществил Ю.Борисов. 3 Помимо упомянутых выше А. Застырца и Е. Фридмана, либреттистом еще четырех опер Кобекина является Алексей Парин – один из организаторов международного фестиваля «Сакро-арт» в г. Локкуме (Германия), по заказу которого в период с 1995 по 1999 г. были созданы оперы Кобекина: «Н.Ф.Б.», «Молодой Давид» и «Моисей». В качестве средней части «Моисей» входит в состав сценического триптиха «Голоса незримого». Принадлежащая перу А.Парина сюжетная основа соединяется здесь с музыкой ещё двух композиторов – И.Барданашвили («Ева» – I) и А.Щетинского («Благовещение» – III). Самый первый опыт творческого содружества Кобекина и Парина – опера «Счастливый принц» (1991). 2
Стр.2