Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Антропологическая поэтика русской повести и рассказа 1900-1930-х гг.

0   0
Первый авторХанинова Римма Михайловна
ИздательствоКалмыцкий государственный университет
Страниц210
ID295919
АннотацияВ монографии исследуется антропологическая поэтика русской прозы 1900-1930-х гг. в жанрах повести и рассказа писателей разных художест- венных направлений, течений, методов, стилей - С. Кржижановского, А.Н. Толстого, А. Грина, В. Зазубрина, С. Малашкина - Элиста, 2013. - 210 с.
УДК821.161.1.09"1917/1991"
ББК83.3(2Рос=Рус)6
Ханинова, Р.М. Антропологическая поэтика русской повести и рассказа 1900-1930-х гг. / Р.М. Ханинова .— Элиста : Калмыцкий государственный университет, 2013 .— 210 с. — URL: https://rucont.ru/efd/295919 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство образования и науки Российской Федерации _________ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Калмыцкий государственный университет» Р. М. Ханинова АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЭТИКА РУССКОЙ ПОВЕСТИ И РАССКАЗА 1900-1930-х гг. <...> Философема сна в прозе Сигизмунда Кржижановского . <...> Сновидение как «черная закладка сна» в прозе С. Кржижановского <...> Экфрасис и сон-экфраза в малой прозе Сигизмунда Кржижановского . <...> Сон и «оживший» экфрасис в прозе Алексея Толстого . <...> Сон-экфраза и «оживший» экфрасис в повести А.Н. Толстого «Граф Калиостро» . <...> Диалогический экфрасис в утопическом ракурсе: «Голубые города» А.Н. Толстого . <...> Экфрасис в монологической парадигме «ожившего» портрета: рассказ А.Н. Толстого «Гобелен Марии Антуанетты» . <...> Диалогический экфрасис и сновидения героя как отражение эпохи в повести С. <...> Диалогический экфрасис и сновидения героя как отражение эпохи в повести В. <...> Бытие здесь подчинено сознанию и служит тому только средством, если дойти до терминологического абсурда – только базисом. …из “Записных тетрадей”: “Бытие пусть себе определяет сознание, но сознание не согласно”. <...> <…> Еда, вкус как источник мышления; зрение как источник сознания; зрачок как метонимия зрения и квант мироздания… В этом Кржижановский 6 близок к символистам, умевшим в одном мгновеньи видеть вечность; они же, естественно, близки в том же самом к Канту и вообще – к философии “сумрачного германского гения”, проницающего поэзию Блока» [Калмыкова 2009]. <...> Философема сна в рассказах и повестях С.Д. Кржижановского, А.Н. Толстого, А.С. Грина, С.И. Малашкина, В.В. Зазубрина 1910 – 1930-х гг. демонстрирует разнообразные формы и средства авторов в отражении действительности, граничащей в ХХ веке с нереальностью в ее абсурдистских проявлениях, тоталитарных тисках государственной машины, с одной стороны, а также манифестирует аксиологические векторы художественного мира писателей <...>
Антропологическая_поэтика_русской_повести_и_рассказа_1900-1930-х_гг..pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации _________ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Калмыцкий государственный университет» Р. М. Ханинова АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЭТИКА РУССКОЙ ПОВЕСТИ И РАССКАЗА 1900-1930-х гг. Элиста 2013 1
Стр.1
ББК Ш5(2=Р)7+Ш401 УДК 82.0-3+572.08 Х 191 Ханинова, Р.М. Антропологическая поэтика русской повести и рассказа 1900- 1930-х гг. [Текст] / Р.М. Ханинова. – Элиста: Изд-во Калм. ун-та, 2013. – 210 с. – Библиогр.: с. 195-209. – ISBN 978-5-91458-123-4 ISBN 978-5-91458-123-4 Печатается по решению редакционно-издательского совета ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет» В монографии исследуется антропологическая поэтика русской прозы 1900-1930-х гг. в жанрах повести и рассказа писателей разных художественных направлений, течений, методов, стилей – С. Кржижановского, А.Н. Толстого, А. Грина, В. Зазубрина, С. Малашкина. Широкий контекст философского, психологического, литературного, исторического, фольклорного, мифопоэтического прочтения репрезентативных произведений в ракурсах онейрического дискурса и экфрасиса позволяет определить параметры и структуру антропологической поэтики в прозе ХХ века, отразившей катастрофические разломы эпохи и общества. Научный редактор: доктор филологических наук, профессор кафедры отечественной и мировой литературы ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет» А.А. Фокин Рецензенты: доктор филологических наук, профессор кафедры литературы ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет» М.Ю. Звягина; доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института лингвистических исследований РАН (Санкт-Петербург) А.А. Бурыкин ISBN 978-5-91458-123-4 © ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет», 2013 г. © Р.М. Ханинова, 2013 г. 2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение .......................................................................................................... 5 Глава I. Философема сна в прозе Сигизмунда Кржижановского ....... 8 1.1. С. Кржижановский о природе сна и сновидения .................................. 8 1.2. Сновидение как «черная закладка сна» в прозе С. Кржижановского ............................................................................................ 16 1.3. Вещь в антропоцентрической перспективе сновидения: новеллы С. Кржижановского «Боковая ветка» и «Серый фетр» ................................... 54 Глава II. Экфрасис и сон-экфраза в малой прозе Сигизмунда Кржижановского ........................................................................ 67 2.1. Пространство «ожившей» статуи в новелле С. Кржижановского «Кунц и Шиллер» и повести С. Лагерлеф «Путешествие Нильса с дикими гусями» ................................................................................................ 67 2.2. Сон-экфраза в новелле С. Кржижановского «Рисунок пером» ......... 79 Глава III. Сон и «оживший» экфрасис в прозе Алексея Толстого .... 88 3.1. Сон-экфраза в диалогической парадигме произведений А.Н. Толстого и Н.В. Гоголя («Портрет») ........................................................ 88 3.2. Сон-экфраза и «оживший» экфрасис в повести А.Н. Толстого «Граф Калиостро» ............................................................................................... 99 3.3. Сон-экфраза в детском восприятии: повесть А.Н. Толстого «Детство Никиты» ............................................................................................ 111 3.4. Диалогический экфрасис в утопическом ракурсе: «Голубые города» А.Н. Толстого .................................................................... 117 3.5. Экфрасис в монологической парадигме «ожившего» портрета: рассказ А.Н. Толстого «Гобелен Марии Антуанетты» ................................. 124 Глава IV. Сновидческая философема и экфрасис в малой прозе Александра Грина .......................................................................................... 135 4.1. Сон и сновидение в поэтике рассказов А. Грина 1900–1920-х гг ... 135 4.2. Статуя в сюжете рассказов А. Грина 1910–1920-х гг.: семантика, символ, функция ............................................................................................... 142 Глава V. «Оживший» экфрасис в диалогическом аспекте: сновидение и герой в прозе Сергея Малашкина и Владимира Зазубрина .......................................................................................................... 154 5.1. Диалогический экфрасис и сновидения героя как отражение эпохи в повести С. Малашкина «Больной человек» ..................................... 154 3
Стр.3
5.2. Диалогический экфрасис и сновидения героя как отражение эпохи в повести В. Зазубрина «Щепка» .......................................................... 167 Заключение ................................................................................................. 191 Список литературы ................................................................................... 195 4
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ В современном литературоведении разграничивают художественную антропологию как особый объект изучения в литературе и дисциплину, его исследующую. «Литературно-художественной антропологией можно назвать представленность человека в словесных произведениях искусства, а антропологически ориентированным или просто антропологическим литературоведением – ее изучение, – считает В.В. Курилов. – Ясно, что эти понятия взаимосвязаны и рассматривать их нужно во взаимной соотнесенности, т.е. речь должна идти и о том, что составляет литературно-художественную антропологию и о том, каким должно быть антропологически направленное литературоведение» [Курилов 2010: 87]. Первым к теоретическому обоснованию понятия антропологической поэтики обратился А.А. Фокин, подчеркнув, что возможности и границы ее весьма широки. «Литературно-художественное творчество, являясь системой отсчета социальных, научных и культурных контекстов, выступает и законодателем норм этого контекста. Предметом научного исследования антропологической поэтики должны стать факты перекодировки этих норм во всяком новом литературном произведении или в литературной эпохе» [Фокин 2003: 53]. Отсюда «поэтика антропологического типа должна быть вариативной, а потому допускать применение всех имеющихся в арсенале филолога научных и художественных методов и подходов, при этом рациональной представляется как выработка индивидуальной антропологической поэтики того или иного автора, так и группы авторов, течений, направлений, эпох» [Фокин 2003: 54]. Ведущим типом сознания в антропологической поэтике может быть только «интерпретационный тип сознания» (курсив автора. – Р.Х.) [Фокин 2003: 59]. Таким образом, «антропологическая поэтика есть поэтика понимания и диалога» [Фокин 2004: 454]. Е.А. Самоделова также подчеркивает, что антропологическая поэтика, предметом которой стал человек во всей совокупности проявлений его характерных свойств, вошедших в художественный кругозор автора, философски осмысленных и поэтически изображенных, должна выдвинуться как самостоятельный раздел авторской поэтики [Самоделова 2008: 2]. В частности, одними из подразделов антропологической поэтики она называет «поэтизацию телесности», рассматривающую авторские методы и механизмы описаний человеческого тела и его элементов наравне со структурой всего организма, и символику «телесной души» [Самоделова 2008: 9]. В ХХ веке новая антропологическая парадигма видения человека предполагает необходимость обсуждения телесности человека наряду с понятиями психики, сознания, воображения и памяти, поскольку «антропологи5
Стр.5