Министерство образования и науки Российской Федерации _____ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Калмыцкий государственный университет» А.А. Фокин, И.Ю. Малыгина, Р.М. Ханинова МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Учебное пособие Элиста 2013 ББК Ш5(2=Р)р10я73+Ч426.839(=411.2)я73 УДК 821.161.1:37.091.3(075.8) Ф 753 Ф 753 Фокин, А.А. Методика преподавания русской литературы: учебное пособие / А.А. Фокин, И.Ю. Малыгина, Р.М. Ханинова. <...> Печатается по решению редакционно-издательского совета ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет» Учебное пособие включает пояснительную записку, планы практических занятий с методическими рекомендациями к ним, списками основной и дополнительной литературы и заданиями для контроля владения компетенциями. <...> Также в структуре пособия выделяются Приложения, в которых представлены схема конспекта урока литературы в средней школе и разработка урока. <...> Общеобразовательный стандарт и программы по литературе . <...> Восприятие и анализ художественного произведения на уроках литературы . <...> Изучение эпического текста на уроках литературы . <...> Изучение драматического текста на уроках литературы . <...> Речевая деятельность школьников (проблемы устного высказывания и выразительного чтения) . <...> Самостоятельная деятельность школьников на уроке литературы и во внеурочное время . <...> 64 Методика формирования рейтингового контроля знаний студентов по дисциплине «Методика преподавания русской литературы» . <...> Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации». <...> Рассмотрение методических проблем изучения и преподавания литературы и в связи с изменениями в системе современного социально-гуманитарного знания, овладение умениями рационального, наиболее оптимального и научно-обоснованного применения полученных знаний на практике <...>
Методика_преподавания_русской_литературы.pdf
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ...................................................................................4
Практические занятия
1. Прикладные проблемы методики преподавания литературы ...............7
2. Общеобразовательный стандарт и программы по литературе ............10
3. Учебно-методические комплексы по литературе .................................14
4. Урок литературы в современной школе: типология, структура ..........16
5. Планирование работы учителя литературы ..........................................20
6. Методы преподавания литературы ........................................................23
7. Образовательные технологии .................................................................28
8. Восприятие и анализ художественного произведения
на уроках литературы ..............................................................................31
9. Изучение лирического текста на уроках литературы ...........................35
10. Изучение эпического текста на уроках литературы .............................40
11. Изучение драматического текста на уроках литературы .....................44
12. Изучение теории литературы в школе ...................................................47
13. Речевая деятельность школьников (проблемы устного высказывания
и выразительного чтения) .......................................................................51
14. Речевая деятельность школьников (письменная речь) .........................55
15. Единый государственный экзамен по литературе ................................58
16. Самостоятельная деятельность школьников на уроке литературы
и во внеурочное время .............................................................................61
17. Анализ урока литературы .......................................................................64
Методика формирования рейтингового контроля знаний студентов
по дисциплине «Методика преподавания русской литературы» ..............67
Тест № 1 .........................................................................................................70
Тест № 2 .........................................................................................................73
Тест № 3 .........................................................................................................77
Приложение 1. Схема конспекта урока .......................................................81
Приложение 2. Конспект урока литературы в 11 классе ...........................82
Приложение 3. Конспект урока литературы в 10 классе ...........................91
Приложение 4. Как готовиться к уроку литературы ................................100
Приложение 5. Схема анализа урока литературы ....................................103
Приложение 6. Классификация уроков литературы ................................105
Приложение 7. Анализ художественных произведений
в их родовой специфике ...................................................106
Приложение 8. Требования к сочинению .................................................108
3
Стр.3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который
позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века, обеспечить
достойную жизнь всем нашим гражданам», – отмечено в Национальной
образовательной инициативе «Наша новая школа». В рамках обозначенного
направления развития определяется и облик школы будущего, ученика и
учителя завтрашнего дня: «Главные задачи современной школы – раскрытие
способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного
человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном
мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники
могли самостоятельно ставить и достигать серьезных целей, умело реагировать
на разные жизненные ситуации». Безусловно, поставленные задачи
ставятся не только перед работниками средних образовательных учреждений,
но и перед заведениями высшего профессионального образования, являющихся
alma mater будущих учителей. Именно поэтому сегодня и следует усилить
методическую составляющую педагогического процесса, обновляя подходы,
концепции и модели в современном образовательном процессе – как в теории,
так и на практике.
Этому способствует курс «Методика преподавания русской литературы»,
который входит в блок специальных дисциплин подготовки студентов, обучающихся
по специальности 031001.65 – Филология. Специальность «Русский
язык и литература», по направлению подготовки 327000.62 – Филология,
профиль «Отечественная литература – Русский язык и литература». На его
изучение отводится часы в форме лекций, практических занятий и СРС.
Целью курса является формирование и развитие у студентов практических,
методических знаний, умений, навыков в области преподавания литературы,
необходимых для проведения просветительской работы в общеобразовательных
учреждениях. Рассмотрение методических проблем изучения и
преподавания литературы и в связи с изменениями в системе современного
социально-гуманитарного знания, овладение умениями рационального, наиболее
оптимального и научно-обоснованного применения полученных знаний
на практике позволит сформировать у студентов общепрофессиональные и
общекультурные компетенции.
При создании учебного пособия нами были взяты за основу те новые цели
и задачи, которые определяют направление развития современной системы
эстетического и художественного образования:
− адаптация учащихся к современной социокультурной среде;
− активизация использования современных образовательных и информационных
технологий для освоения содержания образования и общего развития
личности ученика;
4
Стр.4
− интеграция технологий медиаобразования в систему развивающих
занятий для активизации познавательной деятельности школьников.
К каждому практическому занятию разработаны ключевые вопросы,
необходимые для освоения знаний студентами, предлагаются подробные
методические рекомендации, список основной и дополнительной литературы
по проблеме, а также задания для контроля владения компетенциями. Последний
вид работы предполагает применение знаний и навыков студентов, полученных
в ходе изучения курса «Методика преподавания русской литературы»,
на практике. В основном, эти задания нацелены на формирование и развитие
навыков разработки и написания конспектов уроков по предмету «Литература» в
средней школе. Также в учебном пособии представлены Приложения, в которых
даны схема конспекта урока литературы и разработка конспекта урока.
Списки литературы, приведенные к практическим занятиям, служат
дополнительными материалами к основному списку учебно-методических
материалов, обязательных для изучения студентами. Эти источники охватывают
предлагаемые темы для освоения в целом, потому дублирование их к
каждому практическому занятию излишне.
В числе основной литературы по общим проблемам методики преподавания
литературы можно выделить:
1. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания
литературы. – М., 2008.
2. Доманский В.А. Литература и культура: Культурологический подход к
изучению словесности в школе. – М., 2000.
3. Ланин Б.А. Методика преподавания литературы. Хрестоматия-практикум.
– М., 2003.
4. Манжелеева С.И. Методика преподавания литературы. Конспект
лекций. – М., 2005.
5. Методика преподавания литературы: Пособие для студентов и преподавателей
/ Под ред. О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцмана: В 2 ч. – М., 1995.
6. Методика преподавания литературы: Теоретический курс авторизованного
изложения. – М., 1994.
7. Якибова Д.У. Методика преподавания литературы: учебное пособие. –
2-е изд., испр. и доп. – М.: Российский университет дружбы народов, 2012.
На практических занятиях предполагаются разные виды деятельности
студента: выполнение индивидуальных, коллективных и групповых, устных
и письменных, научно-исследовательских и творческих работ. Практические
занятия могут проходить в традиционной форме беседы, а также нетрадиционной
– мастер-класс, круглый стол, дебаты (в подобном случае приводятся
варианты планов проведения занятия). Упор при разработке практических
5
Стр.5
занятий делался на применение активных методов обучения, способствующих
продуктивному освоению курса дисциплины и являющихся наиболее рациональной,
оптимальной формой проекции теоретических знаний студентов в
практическую область. Процент практических занятий с применением активных
методов обучения составляет 53 % от общего количества занятий.
6
Стр.6