Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Комплексная научно-образовательная экспедиция «Арктический плавучий университет - 2013» Часть 1 (220,00 руб.)

0   0
АвторыБоголицын Константин Григорьевич, Бызова Наталья Михайловна, Зайков Константин Сергеевич
ИздательствоСеверный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Страниц125
ID295887
АннотацияВ монографии изложены результаты комплексных исследований Баренцева, Белого и Карского морей по программе «Арктический плавучий университет – 2013». Представлены данные по изучению климата, гидрохимии и гидрологии вод, геоморфологии береговых зон, сейсмической и радиологической обстановке в западном секторе Арктики. Рассмотрены биоресурсные и бигеографические особенности морей. Представлены данные по океанографическим и метеорологическим исследованиям.
Кому рекомендованоМонография рассчитана на ученых естественно-научных специальностей (химиков, географов, биологов, гидрологов, экологов, климатологов, лимнологов и др.), а также аспирантов и студентов.
Комплексная научно-образовательная экспедиция «Арктический плавучий университет - 2013» Часть 1 / ред.: К.Г. Боголицын [и др.] .— Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2013 .— 125 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/295887 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Представлены данные по океанографическим и метеорологическим исследованиям. <...> Благодаря ориентации на арктические исследования, переходу на стандарты третьего поколения, наличию высококвалифицированного профессорскопреподавательского состава, проект «Арктический плавучий университет» на НИС «Профессор Молчанов» достойно продолжил традиции развития Российской научной школы по ведению систематических и планомерных научных исследований Европейского Севера России и Российской Арктики. <...> Решение научно-образовательных задач осуществлялось в течение 2 рейсов экспедиций в июне-июле 2013 года. <...> В состав 1 рейса экспедиции «Арктический плавучий университет 2013» вошли студенты, магистранты и аспиранты института естественных наук и биомедицины, института нефти и газа, института теоретической и прикладной химии, института педагогики и психологии САФУ имени М.В. Ломоносова, географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, Российского государственного гидрометеорологического университета, Государственного океанографического института, факультета географии и геоэкологии СпбГУ. <...> Учебно-методической подготовкой молодых исследователей занимались руководители научных блоков из числа участников экспедиции, среди которых были преподаватели САФУ имени М.В.Ломоносова, сотрудники Института Экологических проблем севера Уро РАН, Арктического и Антарктического научно-исследовательского института, Государственного океанографического института имени Н.Н. Зубова, ФГБУ «Всероссийский НИИ рыбного хозяйства и океанографии», Зоологического института РАН, ФГБУ «Северное УГМС». <...> Основные научно-исследовательские задачи были направлены на получение комплексной океанологической информации о состоянии природных систем Белого, Баренцева и Гренландского морей и влиянии их на формирование климатических изменений в северных полярных районах; оценку содержания парниковых газов в атмосфере и исследование <...>
Комплексная_научно-образовательная_экспедиция_«Арктический_плавучий_университет_-_2013»_Часть_1.pdf
ФГАОУ ВПО «Северный Арктический федеральный университет имени М.В. Ломоносова» ФГБУ «Северное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» Всероссийская общественная организация «Русское географическое общество» Комплексная научно-образовательная экспедиция «Арктический плавучий университет - 2013» Архангельск – 2013
Стр.1
УДК [551.46.062+551.5](985) ББК 26 221+26.23(21) К63 Ответственные редакторы: д.х.н. К.Г. Боголицын, к.г.н. Н.М. Бызова, к.и.н. К.С. Зайков В монографии изложены результаты комплексных исследований Баренцева, Белого и Карского морей по программе «Арктический плавучий университет – 2013». Представлены данные по изучению климата, гидрохимии и гидрологии вод, геоморфологии береговых зон, сейсмической и радиологической обстановке в западном секторе Арктики. Рассмотрены биоресурсные и бигеографические особенности морей. Представлены данные по океанографическим и метеорологическим исследованиям. Монография рассчитана на ученых естественно-научных специальностей (химиков, географов, биологов, гидрологов, экологов, климатологов, лимнологов и др.), а также аспирантов и студентов. Ответственный редактор – доктор химических наук К.Г. Боголицын Авторы фотографий: П.Н. Бахарев, П.А.Феклистов, А.В. Малков, Ю.Н. Шумилова, М.А. Долинин, Д.С Ковалев, Д.Ю. Поликин, С.А. Игловский, В.В. Кряучюнас.
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ К.Г. Боголицын, К.С. Зайков, Н.М. Бызова Укрепление национальных интересов России в Арктике невозможно без подготовки высококвалифицированных кадров в рамках единого образовательного пространства, путем совершенствования технологий обучения в соответствии с современными достижениями науки и техники. Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова активно внедряет новые направления подготовки молодых специалистов для удовлетворения потребностей рынка труда в специалистах, отвечающих современным требованиям. Одним из перспективных направлений обучения являются научноисследовательские экспедиции с участием студентов. В 2012 году стартовал новый инновационный проект «Арктический плавучий университет», в котором органично сочетаются образовательные курсы и научноисследовательская работа студентов, магистрантов и аспирантов. Благодаря ориентации на арктические исследования, переходу на стандарты третьего поколения, наличию высококвалифицированного профессорскопреподавательского состава, проект «Арктический плавучий университет» на НИС «Профессор Молчанов» достойно продолжил традиции развития Российской научной школы по ведению систематических и планомерных научных исследований Европейского Севера России и Российской Арктики. Цель экспедиции «Арктический плавучий университет 2013» - получение комплексной информации о состоянии природных условий и процессов в Российской Арктики в сочетании с интегрированной междисциплинарной образовательной программой, которая включает основные разделы океанология, метеорология, география, гляциологии, физика, химия, биология.
Стр.3
Решение научно-образовательных задач осуществлялось в течение 2 рейсов экспедиций в июне-июле 2013 года. В состав 1 рейса экспедиции «Арктический плавучий университет 2013» вошли студенты, магистранты и аспиранты института естественных наук и биомедицины, института нефти и газа, института теоретической и прикладной химии, института педагогики и психологии САФУ имени М.В. Ломоносова, географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, Российского государственного гидрометеорологического университета, Государственного океанографического института, факультета географии и геоэкологии СпбГУ. Учебно-методической подготовкой молодых исследователей занимались руководители научных блоков из числа участников экспедиции, среди которых были преподаватели САФУ имени М.В.Ломоносова, сотрудники Института Экологических проблем севера Уро РАН, Арктического и Антарктического научно-исследовательского института, Государственного океанографического института имени Н.Н. Зубова, ФГБУ «Всероссийский НИИ рыбного хозяйства и океанографии», Зоологического института РАН, ФГБУ «Северное УГМС». Они познакомили студентов с целями, задачами, маршрутом экспедиции, научноисследовательским оборудованием, методами полевых и лабораторных исследований, обработки полученных материалов, сопоставления собственных наблюдений с материалами учебной и научной литературы, составления отчетов, промежуточной презентацией полученных результатов. Основные научно-исследовательские задачи были направлены на получение комплексной океанологической информации о состоянии природных систем Белого, Баренцева и Гренландского морей и влиянии их на формирование климатических изменений в северных полярных районах; оценку содержания парниковых газов в атмосфере и исследование гидрооптических характеристик верхнего слоя морей; современного состояния гидрохимической структуры и уровня загрязненности среды морей и воздействие на нее процессов, связанных с изучение
Стр.4
глобальными климатическими изменениями; изучение морских берегов архипелага Шпицбергена в целях составления геокриологического, геоморфологического и геологического описания рельефа, фото- и видеофиксации криогенных форм рельефа; изучения структуры почв, концентраций в них различных металлов; получение новых данных по видовому разнообразию, запасам биомассы, численности различных групп организмов-продуцентов в пределах морской акватории, в береговой зоне и на ключевых участках материковой платформы и арктических островов; изучению закономерности системной организации психофизиологических функций и состояний организма человека в условиях морской арктической экспедиции. В состав 2 рейса экспедиции «Арктический плавучий университет 2013» вошли студенты, магистранты и аспиранты института естественных наук и биомедицины, института нефти и газа, института судостроения и морской арктической техники САФУ имени М.В. Ломоносова, географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, Российского государственного гидрометеорологического университета. Учебнометодической подготовкой молодых исследователей занимались руководители научных блоков из числа участников экспедиции, среди которых были преподаватели САФУ имени М.В.Ломоносова, сотрудники Арктического и Антарктического научно-исследовательского института, Государственного океанографического института имени Н.Н. Зубова, ФГБУ «Всероссийский НИИ рыбного хозяйства и океанографии», ФГБУ «Северное УГМС». Они познакомили студентов с целями, задачами, маршрутом экспедиции, научно-исследовательским оборудованием, методами полевых и лабораторных исследований, обработки полученных материалов, сопоставления собственных наблюдений с материалами учебной и научной литературы, составления отчетов, промежуточной презентацией полученных результатов.
Стр.5
Основные научно-исследовательские задачи были направлены на получение комплексной океанологической информации о состоянии природных систем Баренцева и Карского морей и влиянии их на формирование климатических изменений в северных полярных районах; оценку содержания парниковых газов в атмосфере и исследование гидрооптических характеристик верхнего слоя морей; изучение современного состояния гидрохимической структуры и уровня загрязненности среды морей и воздействие на нее процессов, связанных с глобальными климатическими изменениями; изучение морских берегов и форм рельефа морских побережий; изучение пространственно-временных закономерностей природопользования на акваториях и побережье Баренцева и Карского морей и арктических островах для выявление мест поселений, становищ, культовых сооружений на морских побережьях для популяризации морского географического наследия, связанного с открытиями, освоением и изучением Арктики; получение новых данных по видовому разнообразию, запасам биомассы, численности различных групп организмов-продуцентов в пределах морской акватории, в береговой зоне и на ключевых участках материковой платформы и арктических островов; изучению закономерности системной организации психофизиологических функций и состояний организма человека в условиях морской арктической экспедиции; ГИСЫ; исследование особенностей эксплуатации судовой энергетической установки и еѐ главных и вспомогательных элементов в условиях арктического плавания для изучения уровня шума и вибрации главного двигателя в условиях плавания на спокойной воде и в ледовом плавании и характеристики уровня шума и вибрации в жилых помещениях экипажа и пассажиров. Комплексный характер новой научной и образовательной программ экспедиции «Арктический плавучий университет 2013» позволил разработать интегрированный научно-образовательный курс, где предметные научные исследования рационально соотносились с различными видами
Стр.6
учебных компетентностей, а расширение в структуре учебной программы общеобразовательных дисциплин позволило существенно увеличить их межпредметную составляющую. Это позволило сформировать у студентов современные понятия и представления об основных принципах, закономерностях и законах пространственно-временной организации морских и наземных арктических, субарктических природных комплексов локального и регионального уровней. Помимо теоретического курса будущие специалисты на практике в процессе научно-исследовательской работы, приобрели практические умения и навыки проведения научных исследований, которые включали сбор, обработку и анализ полевых материалов. Наряду с отбором проб воды, воздуха, горных пород, почв и растений проводились визуальные наблюдения, фотографирование уникальных природных объектов, памятников культурного наследия. Используя материалы, предоставленные Центром космического мониторинга Арктики САФУ, участники экспедиции осуществляли дистанционные наблюдения за важными океанологическими, метеорологическими, географическими, физико-химическими процессами в Арктике с последующей их обработкой для моделирования процессов и явлений в открытом океане и прибрежной зоне морей. Общая трудоемкость каждой образовательной программы 2 экспедиции «Арктический плавучий университет 2013» составляла 3 зачетные единицы, 108 часов. Новая научно-образовательная программа позволила не только предоставлять обучаемым новую информацию, но и сформировать у них активную позицию в решении возникающих научных проблем, но и вся деятельность студентов, магистрантов и аспирантов приобрела исследовательский характер и стала предметом усвоения. В период экспедиции работала группа сотрудников Медиа-центра САФУ «Арктический мост». До начала экспедиций была проведена организационная подготовка, которая заключалась в распределении обязанностей, ознакомлении с
Стр.7
правилами и нормами поведения, инструкцией по технике безопасности в экспедиции. Всем участникам экспедиции был выдан комплект одежды для работы в Арктике Параллельно с задачами обучения на НИС «Профессор Молчанов» решались воспитательные задачи. Наряду с новыми теоретическими знаниями, обучающиеся получили навыки организационной работы в команде при решении хозяйственных и бытовых вопросов, почувствовали ответственность за общий результат, приобрели уверенность в своих силах, повысили самооценку, выработали активную жизненную позицию, целеустремленность и умение преодолевать трудности. В ходе экспедиции будущие специалисты работали совместно с представителями производственных учреждений, где после окончания университета они могут найти работать. По итогам обучения и научноисследовательской работы каждый участник экспедиции, из числа студентов, магистрантов и аспирантов, получил Свидетельство участника экспедиции «Арктический плавучий университет 2013». Эффективное взаимодействие различных структурных подразделений, участвующих в разработке и апробации новой инновационной научнообразовательной программы «Арктический плавучий университет позволило преобразовать процесс обучения, консолидировать межкафедральный профессорско-преподавательский состав Северного (Арктического) федерального университета и ученых научно-исследовательских институтов, сотрудников ФГБУ «Северное УГМС» для создания непрерывного профессионального образования, интеграции образования, науки и производства. «Арктический плавучий университет» - новая модель межкультурного обучения, способная подготовить молодых людей к жизни и работе в условиях процесса глобализации, научить их легко адаптироваться в динамично меняющихся политических, культурных и деловых ситуациях. Расширение программы обучения на борту НИС «Профессор Молчанов» за
Стр.8
счет привлечения студентов из других вузов России и стран мира поможет студентам совершенствовать в процессе общения иностранные языки, познакомиться с культурой и обычаями других народов, представители которых могут собраться в этом интернациональном плавучем кампусе. Интеграция инновационных образовательных программ высшего профессионального образования и результатов фундаментальных и прикладных междисциплинарных научных исследований в экспедиции «Арктический плавучий университет 2013» на основе объединения научных, образовательных и производственных учреждений, способствует усилению профессиональной направленности в подготовке будущих специалистов. Это предоставляет студентам, магистрантам, аспирантам большую возможность на практике использовать полученные знания, свободно ориентироваться в информационном пространстве на основе комплекса мировоззренческих идей рационального природопользования и устойчивого развития.
Стр.9