Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Универсалии русской литературы. Практикум (110,00 руб.)

0   0
АвторыНагина Ксения Алексеевна
ИздательствоИздательский дом Воронежского государственного университета
Страниц19
ID294547
АннотацияУчебно-методическое пособие подготовлено на кафедре русской литературы филологического факультета Воронежского государственного университета.
Кому рекомендованоРекомендовано для студентов 2 курса бакалавриата филологического факультета. Для направления 032700 – Филология
Универсалии русской литературы. Практикум / К.А. Нагина .— Воронеж : Издательский дом Воронежского государственного университета, 2014 .— 19 с. — 19 с. — URL: https://rucont.ru/efd/294547 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» УНИВЕРСАЛИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Практикум Учебно-методическое пособие Составитель К.А. <...> «Буран» С.Т. Аксакова как веха на «метельном» пути русской литературы . <...> Философия и поэтика гор в творчестве Н.М. Карамзина и Ф.И. Тютчева . <...> Липовая аллея и вишневый сад в русской литературной Традиции . <...> В поисках идиллии: дом Лариных в романе «Евгений Онегин» и дом Ростовых в романе Л.Н. Толстого «Война и Мир» . <...> В отечественном языкознании наиболее отчетливое понимание природы концепта представлено воронежской школой ученых: З.Д. Попова и И.А. Стернин определяют концепт «как дискретное ментальное образование, являющееся базовой единицей мыслительного кода человека, обладающее относительно упорядоченной внутренней структурой, представляющее собой результат познавательной (когнитивной) деятельности личности и общества и несущее комплексную, энциклопедическую информацию об отражаемом предмете или явлении, об интеграции данной информации общественным сознанием и отношении общественного сознания к данному явлению или предмету». <...> Одно из определений понятия ключевых слов содержится в работе А.Д. Шмелева «Русская языковая модель мира: Материалы к словарю»: «Можно считать лексическую единицу некоторого языка “ключевой”, если она может служить своего рода ключом к пониманию каких-либо важных особенностей культуры народа, пользующегося данным языком». <...> В определении понятия литературных универсалий мы следуем за А.А. Фаустовым, предложившим программу их изучения: «Литературные феномены по своей природе – образования “гибридные”, и литературные универсалии необходимо искать не среди мотивов или ключевых слов, а там, где они включаются в некие относительно устойчивые констелляции». <...> Можно сказать и так: точка кристаллизации <...>
Универсалии_русской_литературы._Практикум.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» УНИВЕРСАЛИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Практикум Учебно-методическое пособие Составитель К.А. Нагина Воронеж Издательский дом ВГУ 2014
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМА ЛИТЕРАТУРНЫХ УНИВЕРСАЛИЙ .......................................... 4 I. МЕТЕЛЬ .............................................................................................................. 6 Тема 1. «Метель» как русская литературная универсалия ....................... 8 Тема 2. «Страшная буря» в «страшную ночь» ........................................... 8 Тема 3. «Буран» С.Т. Аксакова как веха на «метельном» пути русской литературы ............................................................... 9 II. ГОРЫ ............................................................................................................... 10 Тема 1. Философия и поэтика гор в творчестве Н.М. Карамзина и Ф.И. Тютчева .............................................................................. 12 III. САД ................................................................................................................. 13 Тема 1. Три лица сада: Мать, Отец, Бог ................................................... 13 Тема 2. Липовая аллея и вишневый сад в русской литературной Традиции ........................................................................................ 14 IV. ДОМ ............................................................................................................... 15 Тема 1. В поисках идиллии: дом Лариных в романе «Евгений Онегин» и дом Ростовых в романе Л.Н. Толстого «Война и Мир» .............................................................................. 17 Тема 2. Метаморфозы дома: «Исповедь» и «Записки сумасшедшего» Л.Н. Толстого ..................................................... 18 3
Стр.3
универсальные характеры русской литературы этой «большой» эпохи: «Герой», «лишний человек», «пророк», «поэт», «обыкновенный человек», «странный человек», «слабый // сильный человек», «мечтатель», «маленький человек», «праведник // грешник». Предметно-пространственные универсалии: «пустыня» (и связанные с ней «метель», «лес», «степь»), «море», «сад», «дом», «земля / почва», «дорога», «путь», «небо», «гора». Модальные универсалии: «восторг / восхищение», «страх / ужас», «мечта», «скука / тоска» (и связанная с ними «пошлость»), «стыд», «зависть», «грех». Практические занятия по курсу «Универсалии русской литературы» сгруппированы в четыре раздела, связанных с пространственными универсалиями метели, гор, сада и дома. I. МЕТЕЛЬ Эпохой рождения «метельного» текста русской литературы являются первые четыре десятилетия XIX века. Начинаясь в «Светлане» и других стихотворениях В.А. Жуковского, он продолжается стихами П.А. Вяземского, А.С. Пушкина и почти одновременно развивается в прозе, усваивая накопленный в поэзии семантический и образный потенциал: в конце 1820-х – первой половине 30-х годов появляются «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году» Н.М. Загоскина, «Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголя, «Метель» и «Капитанская дочка» А.С. Пушкина, «Буран» С.Т. Аксакова. Мотивом-претекстом метели принято считать мотив «бури на море». «Буря в степи» представляется национальным (русифицированным) вариантом античного по происхождению мотива. Его появление в отечественной литературе связывается со сменой «историко-культурного кода», выдвижением на «первый план идей национальной самобытности, особенностей национального типа или характера, формирование которого происходит не без влияния природного ландшафта или климата» (Т.И. Печерская, Е.К. Никанорова). Однако с мотивом «бури на море» вполне может соперничать мотив «бури в пустыне»: оба они соотносятся с архаическим сюжетом природного катаклизма, представленным в сакральных текстах. Персонажи такого протосюжета, в числе которых праведный Иов, Иоанн Богослов, пророк Иона, в буре обретают божественное откровение. Необходимым элементом сюжета являются мотив испытания / инициации и взаимодействующий с ним мотив этического самоопределения персонажа. Двуединство сюжета природного катаклизма проявляется в «метельных» текстах в виде метафорического уподобления степи морю и пустыне, причем «морской» и «пустынный» коды присутствуют в одном и том же тексте (к примеру, в «Буране» С.Т. Аксакова, «Капитанской дочке» А.С. Пушкина, в «Метели» и «Хозяине и работнике» Л. Толстого»). Почти сразу определяются два инварианта сюжета метели: инфернальный и позитивный, упорядоченный. Первый связан с синтагматическим 6
Стр.6
комплексом вихревого вращения: это хаотическое бесконечное кружение, отражающее неразрешимость главных проблем бытия. Он намечается в стихотворении П.А. Вяземского «Метель», отражается в «Бесах» А.С. Пушкина и «Ночи перед Рождеством» Н.В. Гоголя. Второй инвариант предполагает движение от хаоса к упорядоченности, что отзывается в судьбах персонажей: метель выступает здесь в роли путеводительной стихии. Философские потенции метели-судьбы обнаружил и раскрыл А.С. Пушкин в «Метели» и «Капитанской дочке». В «упорядоченном» инварианте от человека требуется нравственное усилие, чтобы приподняться над своим эмпирическим существованием и совершить этический выбор. На этом уровне метель сопрягается с историческим процессом, как у А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, А.А. Блока, А. Белого, М.А. Булгакова, В.Я. Брюсова, Б.А. Пильняка, Б.Л. Пастернака, или даже поднимается над ним, позволяя человеку преодолеть свою конечную сущность, как в «Хозяине и работнике» Л. Н. Толстого. Одна из линий «метельного» сюжета как раз метафорически соотносит метель с русским бунтом и революцией, что дает возможность «метельному» тексту значительно расширить свои границы в XX веке. С метелью-судьбой сопрягается метель-страсть, причем последний сюжет может развиваться в обоих направлениях: как инфернальном, так и позитивном. Блестящим воплощением этой ипостаси метели является сцена на железнодорожной станции в романе Л. Толстого «Анна Каренина». Толстовская образность питает творчество Б.Л. Пастернака – это касается «метельных» сцен повести «Детство Люверс» и романа «Доктор Живаго», а также «вьюжный» цикл А.А. Блока. Особняком стоит «Кубок метелей» А. Белого, самое крупное и, пожалуй, самое противоречивое произведение в этом роде. Автор «Четвертой симфонии» учитывает предшествующие накопления «метельного» сюжета, но в силу перакцентировки они не всегда легко узнаваемы. В XX веке метель вообще «ведет» себя чрезвычайно активно, осуществляя экспансию литературного пространства, чему явно способствует сама эпоха. Если в период зарождения «метельного» текста «буревая» ипостась России представляется сильной стороной страны, олицетворением величия и неутомимой энергии ее сынов-«россов», то в XX столетии она оборачивается своей противоположностью: ощущением зыбкости бытия, балансированием над бездной и, наконец, полетом в бездну, разверстшуюся под общественным укладом. Амбивалентная по своей природе, метель как нельзя лучше отражает тревожное духовное самочувствие русского человека: арсенал «метельных» поэтических текстов в первые десятилетия XX века увеличивается в десятки раз. Разрушительная деятельность метели уравновешивается созидательной: метель восстанавливает нарушенные между микрокосмом и макрокосмом связи, все так же способствуя постижению истины. Метель как литературная универсалия таит в себе колоссальный потенциал, далеко не исчерпанный русской литературой. Метель действи7
Стр.7
тельно всеохватна и безгранична: об этом свидетельствуют ее новые тексты – к примеру, повесть В. Сорокина «Метель», опубликованная в 2010 году. Ведь метель – одно из проявлений «трансцендентной истины», «небывалого», «запредельного и вечного» (Б. Гаспаров), данное человеку как форма «откровения и узнавания все нового и нового о себе и о жизни» (Б.Л. Пастернак). Тема 1. «Метель» как русская литературная универсалия 1. «Буря на море» и «буря в пустыне»: роль сюжета природного катаклизма в становлении «метельного» текста русской литературы. Взаимодействие «морского» и «пустынного» кодов. 2. Образ стихии в стихотворениях П.А. Вяземского «Метель» и А.С. Пушкина «Бесы». Инфернальный вариант сюжета метели. 3. Путеводительная роль стихии в повестях А.С. Пушкина «Метель» и «Капитанская дочка». Провиденциальный вариант «метельного» сюжета. Балладный контекст. Тема для сообщения: 1. Зимние мотивы и национальный характер в литературе XVIII века (М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, М.М. Херасков, Н.А. Львов). Литература: 1. Гершензон М.О. Мудрость Пушкина / М.О. Гершензон. – Томск, 1997. – 288 с. 2. Иваницкий А.И. «Зимний путь» у Пушкина («национальная» природа – кухня истории как культуры) / А.И. Иваницкий // Slavica tergestina. – 1998. – № 6. – С. 5–36. 3. Эпштейн М. Стихи и стихии. Природа в русской поэзии XVIII – XX веков / М. Эпштейн. – Самара, 2007. – 351 с. или Юкина Е. Поэтика зимы / Е. Юкина, М. Эпштейн // Вопросы литературы. – 1979. – № 9. – С. 171–204. 4. Нагина К.А. Метельные пространства русской литературы / К.А. Нагина. – Воронеж, 2011. – С. 4–16. Тема 2. «Страшная буря» в «страшную ночь» 1. Образ метельной стихии в сцене родов маленькой княгини в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». 2. Балладные мотивы. Мотив «невинной вины» в повести А.С. Пушкина «Метель» и в сцене родов маленькой княгини. Метель и война как варианты проявления стихии. 8
Стр.8