Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634938)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Спортивная гимнастика (мужчины и женщины) (300,00 руб.)

0   0
АвторыГавердовский Ю. К., Лисицкая Т. С., Разин Е. Ю., Смолевский В. М., Федер. агентство по физ. культуре и спорту
ИздательствоМ.: Советский спорт
Страниц210
ID293669
АннотацияПрограмма содержит теоретико-методический и практический материал для многолетней поэтапной подготовки гимнастов и гимнасток в ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ. В программе отражены все ключевые компоненты технической, физической, психологической подготовки занимающихся спортивной гимнастикой и связанные с ними установки на контроль и мониторинг уровня подготовленности. Особое внимание уделяется базовой технической и физической подготовке гимнастов и гимнасток, начиная от этапа начальной подготовки и кончая уровнем высшего спортивного мастерства.
Кем рекомендованоФедеральным агентством по физической культуре и спорту
ISBN978-5-9718-0013-2
УДК796.41
ББК75.6
Спортивная гимнастика (мужчины и женщины) : программа / Ю.К. Гавердовский, Т.С. Лисицкая, Е.Ю. Разин, В.М. Смолевский; Федер. агентство по физ. культуре и спорту .— Москва : Советский спорт, 2005 .— 210 с. — (Примерные программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, школ высшего спортивного мастерства) .— ISBN 5-9718-0013-2 .— ISBN 978-5-9718-0013-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/293669 (дата обращения: 01.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Организационно-методическими формами, соответствующими данным этапам подготовки, являются группы начальной подготовки (НП), учебно-тренировочные группы (УТ) и группы спортивного совершенствования (СС). <...> Поскольку поэтапное деление процесса подготовки гимнастов и гимнасток, ориентированных на достаточно высокие спортивные достижения, носит весьма условный характер и фактически имеет непрерывный характер, данный материал программы дается в расчете на последовательное, из года в год, систематическое его освоение и совершенствование на протяжении целого ряда лет независимо от формального перехода из групп НП в группы УТ и СС. <...> Так, при работе статического характера ЧСС у подростков увеличивается примерно на 30% и толь¬УБ‡ТЪМ˚В Л ФУОУ‚˚В УТУ·ВММУТЪЛ ‡Б‚ЛЪЛˇ У„‡МЛБП‡ „ЛПМ‡ТЪУ‚ 8 ко с повышением тренированности начинает снижаться. <...> – 2,9% ¬УБ‡ТЪМ˚В Л ФУОУ‚˚В УТУ·ВММУТЪЛ ‡Б‚ЛЪЛˇ У„‡МЛБП‡ „ЛПМ‡ТЪУ‚ —ФУЪЛ‚М‡ˇ „ЛПМТЪЛН‡ 10 собны четко выделять в них главное звено и вообще могут успешно решать чисто технические задачи. <...> Последнее особенно характерно для дево¬УБ‡ТЪМ˚В Л ФУОУ‚˚В УТУ·ВММУТЪЛ ‡Б‚ЛЪЛˇ У„‡МЛБП‡ „ЛПМ‡ТЪУ‚ —ФУЪЛ‚М‡ˇ „ЛПМТЪЛН‡ 12 чек. <...> ¬УБ‡ТЪМ˚В Л ФУОУ‚˚В УТУ·ВММУТЪЛ ‡Б‚ЛЪЛˇ У„‡МЛБП‡ „ЛПМ‡ТЪУ‚ —ФУЪЛ‚М‡ˇ „ЛПМ‡ТЪЛН‡ 15 отбора, но и в повседневной работе с каждым конкретным гимнастом (гимнасткой). <...> 2–3 ДЮСШ Режимы учебно-тренировочной работы Учебно-тренировочные группы группы начальной спортивной специализации 8–9 7–8 3–4 II юн. <...> Освоение объемного материала технической подготовки и классификационной программы 3-го юношеского разряда Физич. и технич. подготовка 9 1–4 План-схема годичного цикла на этапе начальной подготовки 10 11 5–8 9–13 12 1 14–18 19–22 Подготовительный Освоение программы 2 3 4 5 23–26 27–30 31–34 35–39 Годичный цикл Стабилизация программы 6 <...>
Гимнастика_спортивная._Примерная_программа_спортивной_подготовки_для_ДЮСШ_и_СДЮШОР_(этапы_спортивного_совершенствования_и_высшего_спортивного_мастерства).pdf
УДК 796/799 ББК 75.6 Ñ73 Программу разработал авторский коллектив кафедры теории и методики гимнастики Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма в составе: Ю. К. Гавердовский, доктор пед. наук, профессор (составление и общая редакция программы, разделы: «Объяснительная записка», «Возрастные и половые особенности развития организма», «Техническая подготовка», «Психологическая подготовка в гимнастике», «Воспитательная работа и теоретическая подготовка»); Т. С. Лисицкая, канд. биолог. наук, профессор (разделы: «Хореографическая подготовка»); Е. Ю. Розин, канд. пед. наук, профессор (разделы: «Спортивный отбор в гимнастике», «Физическая подготовка», «Тренерско-инструкторская и судейская практика»); В. М. Смолевский, канд. пед. наук, профессор (разделы: «Планирование учебно-тренировочного процесса», «Учебно-тренировочные и соревновательные нагрузки», «Педагогический контроль», «Врачебный контроль»). Рецензент: Ë. Я. Аркаев, канд. пед. наук, профессор, заслуженный тренер России Ñ73 Спортивная гимнастика (мужчины и женщины) : Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства [Òåêñò]. – Ì. : Советский ñïîðò, 2005. – 420 ñ. ISBN 5-9718-0013-2 Программа содержит теоретико-методический и практический материал для многолетней поэтапной подготовки гимнастов и гимнасток в ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ. В программе отражены все ключевые компоненты технической, физической, психологической подготовки занимающихся спортивной гимнастикой и связанные с ними установки на контроль и мониторинг уровня подготовленности. Особое внимание уделяется базовой технической и физической подготовке гимнастов и гимнасток, начиная от этапа начальной подготовки и кончая уровнем высшего спортивного мастерства. УДК 796/799 ББК 75.6 ISBN 5-9718-0013-2 © Федеральное агентство по физической культуре и ñïîðòó, 2005 © Коллектив àâòîðîâ, 2005 © Оформление. ОАО «Издательство “Советский ñïîðò”», 2005 ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая программа выполнена в соответствии с Типовым планом-проспектом учебной программы для спортивных школ (ДЮСШ и СДЮСШОР, ШВСМ и УОР), утвержденным приказом Госкомспорта Российской Федерации ¹ 390 от 28.06.2001 ã. Последние по времени аналогичные программные документы по спортивной гимнастике выходили в 1983 и 1986 ãã. отдельными изданиями для юношей и девушек соответственно. В отличие от них данная программа выполнена как общий документ, в котором предусмотрены разделы как общие для гимнастов и гимнасток, так и дифференцированные с учетом специфики мужского и женского спорта. В начале программы кратко рассматривается ряд наиболее общих естественно-научных положений, важных для понимания процесса развития систем организма, двигательного аппарата, психики и свойств личности занимающихся спортивной гимнастикой в детском и юношеском возрастах. В разделе «Отбор в спортивной гимнастике» даются как общетеоретические основы отбора различных уровней, так и конкретные методические рекомендации, позволяющие определять пригодность детей для занятий спортивной гимнастикой, осуществлять отбор перспективных гимнастов и гимнасток, а также комплектовать состав сборных команд для участия в соревнованиях. В разделе «Планирование учебно-тренировочного процесса» рассматриваются основные принципы планирования работы в спортивной гимнастике и необходимая для этого документация. Ключевое место в материалах программы занимают разделы, посвященные всем видам подготовки гимнастов и гимнасток, составляющим в совокупности систему многолетней поэтапной подготовки спортсменов в ДЮСШ, СДЮСШОР, ШВСМ, УОР. Согласно принятой концепции выделяются: – Этап начальной (предварительной) подготовки детей 7–8 лет (ìàëü÷èêîâ) и 6–7 лет (äåâî÷åê);
Стр.2
414 415 IV. ТЕХНИчЕСКАŸ ПОДГОТОВКА .............................................. 32 Основные положения специальной технической подготовки в гимнастике ..................................................................... 32 Методические приемы базовой технической подготовки ................... 35 Практический материал специальной технической подготовки. Мужские группы .................................................................................. 37 СОДЕРЖАНИЕ ОБЪŸСНИТЕЛЬНАЯ ÇÀÏÈÑÊÀ....................................................... 3 I. ВОЗРАСТНЫЕ И ПОЛОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИŸ ОРГАНИЗМА ÃÈÌÍÀÑÒÎÂ.............................................................. 6 Понятие «âîçðàñòà» ............................................................................... 6 Общие возрастные особенности развития организма занимающихся ...................................................................... 6 Возрастные особенности женского организма и личности ................. 12 II. СПОРТИВНЫЙ ОТБОР В ГИМНАСТИКЕ ............................. 14 Предмет и виды отбора в спорте ......................................................... 14 Методика определения спортивной пригодности детей 5–7 лет при комплектовании групп начальной подготовки ............................ 15 Методика оценки внешних äàííûõ................................................ 15 Методика оценки координации движений ..................................... 17 Методика оценки способностей к сохранению равновесия .......... 18 Отбор перспективных гимнастов в учебно-тренировочных группах и группах спортивного совершенствования ......................... 18 Отбор для участия в соревнованиях и при комплектовании сборных команд ................................................................................... 19 III. ПЛАНИРОВАНИЕ УчЕБНО-ТРЕНИРОВОчНОГО ПРОЦЕССА ......................................................................................... 21 Учебный план ....................................................................................... 21 План-схема годичного цикла ïîäãîòîâêè........................................... 22 1. Перекладина ............................................................................... 39 2. Брусья .......................................................................................... 78 3. Кольца ......................................................................................... 99 4. Êîíü-ìàõè ................................................................................. 124 5. Опорный прыжок ...................................................................... 140 6. Акробатика ............................................................................... 152 7. Áàòóò.......................................................................................... 191 8. Хореографическая подготовка гимнастов-мужчин ................. 207 Практический материал специальной технической подготовки. Женские группы ................................................................................. 210 1. Брусья разной высоты ............................................................... 210 2. Бревно ....................................................................................... 242 3. Опорный прыжок ...................................................................... 263 4. Акробатика ............................................................................... 275 5. Хореографическая подготовка ãèìíàñòîê............................... 311 V. ФИЗИчЕСКАŸ ПОДГОТОВКА ................................................ 323 Общая физическая подготовка .......................................................... 323 Материал ОФП для групп ÍÏ, УТ и СС ..................................... 324 Специальная физическая подготовка ................................................ 325 Материал СФП для групп НП ..................................................... 328 Материал СФП для групп УТ и СС ............................................. 332 Комплексные упражнения СФП (для мужских и женских и ãðóïï) ........................................................................ 333 Комплексные упражнения (äëÿ мужских групп ÓÒ) .................... 337 Комплексные упражнения (äëÿ мужских групп ÑÑ)..................... 338 Комплексные упражнения (äëÿ женских групп ÓÒ) ..................... 339 Комплексные упражнения (äëÿ женских групп ÑÑ) ..................... 340 —Ó‰ÂʇÌË —ÔÓÚ˂̇ˇ „ËÏ̇ÒÚË͇
Стр.208
416 Общие методические основы диагностики и контроля за физической подготовленностью .................................................... 341 Организационно-методические требования к проведению испытаний (ñîðåâíîâàíèé) по ÑÔÏ................................................... 342 Методика проведения тестов по СФП (äëÿ ãèìíàñòîâ-ìóæ÷èí, ðèñ. 1).......................................................... 343 Методика проведения тестов по СФП (äëÿ гимнасток, ðèñ. 3) ......... 351 Тестирование специальной физической подготовленности .............. 353 Тестирование гимнастов (ìóæ÷èí) ............................................... 355 СФП гимнастов 5–8 лет .......................................................... 355 СФП гимнастов 9–10 ëåò......................................................... 356 СФП гимнастов 11–12 ëåò....................................................... 357 СФП гимнастов 13–15 ëåò....................................................... 358 СФП гимнастов 16–17 лет и старше ....................................... 360 Тестирование гимнасток .............................................................. 362 СФП гимнасток 5–7 лет .......................................................... 362 СФП гимнасток 8–10 ëåò......................................................... 363 СФП гимнасток 11–13 ëåò....................................................... 364 СФП гимнасток 14–16 лет и старше ....................................... 365 Мониторинг росто-весовых показателей гимнастов и гимнасток ........................................................................................ 367 VI. ПСИХОЛОГИчЕСКАŸ ПОДГОТОВКА В ГИМНАСТИКЕ ............................................................................ 370 Психологические и психомоторные особенности спортивной ãèìíàñòèêè...................................................................... 370 Методы психодиагностики в гимнастике .......................................... 373 Методы ïñèõî- и саморегуляции в гимнастике ................................. 374 Психическая надежность в гимнастике ............................................. 376 Психологические аспекты тренировки в гимнастике ....................... 377 Психологические аспекты соревнований по гимнастике ................. 378 VII. ВОСПИТАТЕЛЬНАŸ РАБОТА И ТЕОРЕТИчЕСКАŸ ПОДГОТОВКА В ÃÈÌÍÀÑÒÈÊÅ................................................ 379 417 Воспитательная работа ...................................................................... 379 Теоретическая подготовка ................................................................ 379 VIII. УчЕБНО-ТРЕНИРОВОчНЫЕ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ ÍÀÃÐÓÇÊÈ....................................... 382 Управление тренировочными нагрузками ........................................ 382 Методика неоднократных занятий в один äåíü................................. 383 Особенности централизованной тренировки .................................... 389 Показатели тренировочной нагрузки в предсоревновательной ïîäãîòîâêå.......................................................................................... 390 Соревнования в годичном плане ïîäãîòîâêè.................................... 390 IX. ПЕДАГОГИчЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ......................................... 391 Документы учета и контроля в работе тренера и гимнаста .............. 391 Типовое содержание тренировочного занятия .................................. 392 Контрольные карты ........................................................................... 393 Х. ВРАчЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ И МЕДИЦИНСКОЕ ОБЕСПЕчЕНИЕ ÇÀ͟ÒÈÉ ГИМНАСТИКОЙ ......................... 404 Основные задачи медицинского обеспечения ................................... 404 Врачебные обследования ................................................................... 405 Восстановительные средства и мероприятия .................................... 406 XI. ТРЕНЕРСКО-ИНСТРУКТОРСКАŸ И СУДЕЙСКАŸ ПРАКТИКА (Òàáë. 37–38) ............................................................... 410 ËÈÒÅÐÀÒÓÐÀ................................................................................... 413 —Ó‰ÂʇÌË —ÔÓÚ˂̇ˇ „ËÏ̇ÒÚË͇
Стр.209