Л88 Лыжные гонки: Примерная программа спортивной подготов ки для специализированных детскоюношеских школ олимпий ского резерва и школ высшего спортивного мастерства: Этапы спортивного совершенствования и высшего спортивного мастер ства. <...> Программа содержит научно обоснованные рекомендации по построению, содержанию и организации тренировочного процесса лыжников-гонщиков на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства. <...> Основной задачей специализированных детско-юношеских спортивных школ и школ высшего спортивного мастерства на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства является привлечение к специализированной спортивной деятельности оптимального числа перспективных спортсменов для достижения ими высоких стабильных результатов, позволяющих войти в состав сборных команд России. –»“≈–»» Œч≈Х » ƒ≈fl“≈А‹ХŒ—“» —œŒ–“»¬Х¤’ я ŒА Х¿ ›“¿œ¿’ ГХŒ√ŒА≈“Х≈… <...> “Œ¬ » Этап спортивного совершенствования: – уровень физического развития и функционального состояния занимающихся; – выполнение спортсменом объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, предусмотренных индивидуальным планом подготовки; – динамика спортивно-технических показателей; – результаты выступлений во всероссийских соревнованиях. <...> 4 Этап высшего спортивного мастерства: – стабильность результатов выступления во всероссийских и международных соревнованиях; – число спортсменов, подготовленных в состав сборной команды России. <...> Программа является основным государственным документом, регламентирующим методические особенности организации учебно-тренировочного процесса, однако она не должна рассматриваться в качестве единственно возможного варианта планирования подготовки, так как основными формами учебно-тренировочного процесса на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства являются работа по индивидуальным <...>
Лыжные_гонки._Примерная_программа_спортивной_подготовки_для_ДЮСШ_и_СДЮШОР_(этапы_спортивного_совершенствования_и_высшего_спортивного_мастерства).pdf
УДК 794
ББК 75.719.5
Л88
Авторысоставители:
П. В. Квашук, доктор педагогических наук;
Н.Н. Кленин, кандидат педагогических наук
Рецензенты:
В.С. Мартынов, доктор педагогических наук, профессор;
И.И. Столов, кандидат педагогических наук, заслуженный
тренер России
В программе использованы материалы Отдела теории и ме
тодики детского и юношеского спорта Всероссийского научно
исследовательского института физической культуры и спорта.
Л88
Лыжные гонки: Примерная программа спортивной подготов
ки для специализированных детскоюношеских школ олимпий
ского резерва и школ высшего спортивного мастерства: Этапы
спортивного совершенствования и высшего спортивного мастер
ства. – М.: Советский спорт, 2009. – 60 с.
ISBN 9785971804208
УДК 794
ББК 75.719.5
ISBN 9785971804208
©Квашук П.В., Кленин Н.Н., 2004, 2009
©Оформление. ОАО Издательство
«Советский спорт», 2009
Стр.2
Рекомендации А. Голдберга по привитию спортсменам
адекватной самооценки......................................................................... 38
Примерный план психологической подготовки
к соревнованиям ............................................................................... 41
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ........................................................................ 3
Критерии оценки деятельности спортивных школ на этапах
многолетней подготовки.................................................................... 3
Этап спортивного совершенствования ................................................. 3
Этап высшего спортивного мастерства ................................................ 4
1. НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ................................................. 5
2. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ.............................................. 8
2.1. Организационно-методические указания ................................... 9
2.1.1. Факторы, определяющие достижение высокого спортивного
результата в лыжных гонках ......................................................... 9
2.1.2. Методические принципы спортивной подготовки .................... 11
2.2. Планирование спортивной подготовки лыжников-гонщиков
на этапах спортивного совершенствования
и высшего спортивного мастерства ................................................. 12
2.2.1. Планирование многолетней подготовки .................................... 12
2.2.2. Планирование годичного цикла подготовки ............................. 14
2.2.3. План-схема годичного цикла подготовки................................... 17
2.2.4. Построение микроциклов............................................................. 19
2.2.5. Планирование тренировки лыжниц-гонщиц
с учетом фаз биологического цикла ............................................ 24
2.2.6. Особенности подготовки в среднегорье .................................... 25
2.2.6.1. Построение тренировки в период акклиматизации
и реакклиматизации ........................................................ 27
3. ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА............................................................. 29
4. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.......................................................... 31
Программный материал ................................................................... 31
5. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА................................................. 34
Рекомендации А. Голдберга о некоторых
направлениях психологической подготовки ...................................... 35
6. ВРАЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ..................................... 43
6.1. Педагогический контроль ........................................................ 43
6.2. Контроль за состоянием здоровья спортсмена ......................... 43
6.3. Контроль физической работоспособности
и функционального состояния организма спортсменов ........... 44
7. ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА
И МЕРОПРИЯТИЯ ..................................................................................... 46
7.1. Педагогические средства восстановления .............................. 46
7.2. Медико-биологические средства восстановления ................... 47
7.3. Психологические средства восстановления ............................ 54
8. ИНСТРУКТОРСКАЯ И СУДЕЙСКАЯ ПРАКТИКА ............................... 55
ЛИТЕРАТУРА .................................................................................................... 56
Стр.31