УДК 796/799
ББК 75.577.6
Í32
Программа одобрена Федерацией настольного тенниса России
Программа разработана авторским коллективом:
Г.В. Барчукова доктор педагогических наук, профессор кафедры теории
и методики индивидуально-игровых видов спорта Российского государственного
университета физической культуры спорта и туризма (РГУФК), действительный
член Академии педагогических и социальных наук, заслуженный работник
высшей школы, мастер спорта СССР;
В.А. Воробьев доцент кафедры теории и методики индивидуально-игровых
видов спорта РГУФК, заслуженный тренер России, мастер спорта СССР;
О.В. Матыцин доктор педагогических наук, профессор, ректор Российского
университета физической культуры, спорта и туризма (РГУФК), заведующий
кафедрой теории и методики индивидуально-игровых видов спорта
РГУФК, заслуженный тренер России, мастер спорта СССР, член научного комитета
Международной федерации настольного тенниса и Комитета по развитию
юношеского спорта Европейского союза настольного тенниса.
Рецензенты:
Ю.М. Портнов заведующий кафедрой теории и методики спортивных
игр Российского государственного университета физической культуры, спорта
и туризма, доктор педагогических наук, профессор, действительный член Российской
академии образования;
В.А. Голенко заведующий кафедрой теории и методики тенниса Российского
государственного университета физической культуры, спорта и туризма,
доктор педагогических наук, профессор;
А.А. Старожилец старший тренер МГФСО, заслуженный тренер России.
Настольный теннис: Примерная программа спортивной подН32
готовки
для детско-юношеских спортивных школ, специализированных
детско-юношеских школ олимпийского резерва
(этапы спортивного совершенствования), школ высшего
спортивного мастерства. Ì.: Советский ñïîðò, 2004. 144 ñ.
ISBN 5-85009-929-8
УДК 796/799
ББК 75.577.6
ISBN 5-85009-929-8
© Государственный комитет
Российской Федерации
по физической культуре и спорту, 2004
© Коллектив àâòîðîâ, 2004
© Оформление. Издательство
«Советский ñïîðò», 2004
ВВЕДЕНИЕ
Настольный теннис массовый, увлекательный и зрелищный вид
спорта с более чем столетней историей. Доступная, простая и одновременно
азартная, игра постепенно из развлечения превратилась в
сложный атлетический вид спорта с разнообразной техникой, богатый
тактическими вариантами, сложными игровыми комбинациями,
требующий высокой общефизической, специальной физической и психологической
подготовки.
Важной предпосылкой такого прогресса является постоянное совершенствование
спортивного инвентаря. Несмотря на простоту и
доступность для широких масс населения, настольный теннис достаточно
технически и физически сложный вид спорта. Вместе с тем
занятия настольным теннисом позволяют регулировать физические и
психические нагрузки на организм человека в зависимости от возраста,
физического развития и состояния здоровья.
Возможность индивидуального, дифференцированного подхода к
занимающимся настольным теннисом не только сделала его популярным,
но и позволила включить в Паралимпийские игры инвалидов и
чемпионаты мира среди ветеранов.
Международная федерация настольного тенниса (ИТТФ), образованная
в 1926 году, в настоящее время является одной из самых представительных
международных спортивных объединений и насчитывает
свыше 140 стран членов ИТТФ. Благодаря массовости, популярности
и подлинно спортивному характеру, настольный теннис в
ноябре 1977 года был признан Международным олимпийским комитетом
олимпийским видом ñïîðòà, а в 1988 году дебютировал в XXII
летних Олимпийских играх в Сеуле. В семье игровых видов спорта
настольный теннис один из медалеемких олимпийских видов спорта:
на олимпийских турнирах разыгрываются 4 комплекта медалей
(в мужском и женском одиночных разрядах и в мужском и женском парных
разрядах).
Данная примерная программа является методическим документом,
отвечающим современным требованиям подготовки спортив
Стр.2
4
ного резерва для учащихся ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ по настольному
теннису. Она предназначена для организации и планирования
учебно-тренировочной работы, определения наполняемости и объема
занятий различных возрастных групп, возрастных критериев для
допуска к занятиям, контрольных требований по периодам и годам
обучения.
Программа предусматривает последовательность изучения и освоения
материала по технической, тактической, специальной физической,
психологической, теоретической подготовке в соответствии с
этапами и годами обучения, освоение материала по всесторонней
физической подготовке в соответствии с возрастом занимающихся.
Учебный материал в программе излагается для групп начальной
подготовки, учебно-тренировочных групп, групп спортивного совершенствования
и групп высшего спортивного мастерства, что позволяет
соблюсти принципы преемственности и целостности требований
и подходов в построении учебно-тренировочного процесса.
1. НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ УЧЕБНОЙ
ПРОГРАММЫ
1.1. Œ¡⁄fl—Õ»“≈À‹Õ¿fl «¿œ»— ¿
Программа для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ),
специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва
(СДЮШОР) и школ высшего спортивного мастерства (ШВСМ)
разработана на основе директивных и нормативных документов, регламентирующих
работу спортивных школ, в соответствии с Законом
Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом от
13.01.1996 ã. ¹ 12-Ôç, нормативными документами Министерства
образования РФ и Государственного комитета РФ по физической
культуре, спорту и туризму, регламентирующими работу спортивных
школ, а также в соответствии с Типовым планом-проспектом учебной
программы для ДЮСШ и СДЮШОР (приказ Государственного
комитета РФ по физической культуре, спорту и туризму от 28 июня
2001 ã. ¹ 390 «Îá утверждении Типового плана-проспекта учебной
программы для ДЮСШ и СДЮШОР»).
В основу программы положены нормативные требования по физической
и технико-тактической подготовке, современные научные и
методические разработки по настольному теннису отечественных и
зарубежных специалистов, применяемые в практике подготовки высококвалифицированных
игроков.
Программа является основным документом при организации и
проведении занятий по настольному теннису в ДЮСШ, СДЮШОР
и ШВСМ, а также других организациях по спортивной подготовке
детей, однако она не должна рассматриваться как единственно возможный
вариант организации и планирования тренировочного
процесса.
Данная программа более полно раскрывает как нормативную, так
и учебно-методическую части с учетом не только современных тенденций
развития техники и тактики игры в настольный теннис, но и с
учетом изменившихся с 2002 ã. правил игры до 11 î÷êîâ.
Х‡ТЪ
ÓθÌ˚È Ъ
В
ММЛТ
Стр.3