Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636225)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Страницы: богословие, культура, образование

Страницы: богословие, культура, образование №4 2013 (70,00 руб.)

0   0
Страниц160
ID293342
АннотацияАкадемический богословский журнал "Страницы: богословие, культура, образование" стремится преодолеть пропасть, лежащую между богословием и культурой, верой и образованием, церковью и обществом. В нем можно найти ответы на многие вопросы религиозно-философской жизни нашего времени. Издание рассчитано на образованного читателя и может служить прекрасным пособием для самообразования. В журнале представлены следующие рубрики: библеистика, богословие, философия, проблемы современной церкви, межконфессиональный и межрелигиозный диалог, история церкви, литургика, слово и образ, размышления, религия и наука, образование, мировые религии, переводы, новые религиозные движения, персоналии, встречи, богословские досуги.
Страницы: богословие, культура, образование .— Москва : Библейско-Богословский институт св. апостола Андрея, 1996 .— 2013 .— №4 .— 160 с. — URL: https://rucont.ru/efd/293342 (дата обращения: 22.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ТОМ 17, ВЫПУСК 4 БОГОСЛОВИЕ 483 Ганс Урс фон Бальтазар Созерцание формы 498 Катя Толстая Непрерывное изменение? <...> Ярослав Пеликан и парадокс Традиции РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ: А. Э. Бодров (гл. ред.), священник Михаил Евдокимов, архимандрит Августин (Никитин), И. К. Языкова (зам. гл. ред.) <...> ISSN 1562-1421 © Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2013 www.standrews.ru 509 Франк Бестебрёуртье Историческое богословие и история. <...> Концепция Ярослава Пеликана о месте христианской доктрины между историей и герменевтикой ДИАЛОГ 517 Франс Бауэн Богословский диалог и жизнь в диалоге ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ 529 Сергей Брюн Константин I равноапостольный – восприятие личности и создание «образа» в свете христианского отношения к истории 536 Дмитрий Урушев Чистый понедельник СЛОВО И ОБРАЗ 546 Светлана Мартьянова Трапеза в стране ГУЛАГа (на материале романа А.И. Солженицына «В круге первом») РАЗМЫШЛЕНИЯ 554 Дитрих Бонхёффер Проповеди 575 Питер Крифт Вопросы о том, откуда мы знаем что-то об ангелах РЕЛИГИЯ И НАУКА 588 Андрей Гриб Православие и развитие математики 596 Кирилл Копейкин Замечания к истории взаимоотношений науки и богословия в России ОБРАЗОВАНИЕ 613 Ян-Олаф Хенриксен Богословие как дисциплина IN MEMORIAM 621 Иен Барбур 622 БИБЛИОГРАФИЯ 626 ХРОНИКА 631 SUMMARIES 634 ОБ АВТОРАХ БОГОСЛОВИЕ КУЛЬТУРА ОБРАЗОВAНИЕ OF ST. <...> Jaroslav Pelikan and the Paradox of Tradition 509 Frank Bestebreurtje Historical Theology and History DIALOGUE 517 Frans Bouwen Theological Dialogue and Life in Dialogue HISTORY OF THE CHURCH 529 536 Dmitriy Urushev The Clean Monday WORD AND IMAGE 546 Svetlana Martyanova Meals in the Land of GULAG (in the Light of A.I. <...> Но этого еще не достаточно для того, чтобы проторить дорогу к главной проблеме, вопросу о богословской красоте («Слава») * Предисловие к книге Созерцание формы, готовящейся к выходу в издательстве ББИ в 2014 г. © БИБЛЕЙСКОБОГОСЛОВСКИЙ ИНСТИТУТ СВ. <...> АПОСТОЛА АНДРЕЯ, 2013 484 БО Г <...>
Cтраницы_№4_2013.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Cтраницы_№4_2013.pdf
БОГОСЛОВИЕ СТРАНИЦЫ: БОГОСЛОВИЕ. КУЛЬТУРА. ОБРАЗОВАНИЕ, 17:4 (2013) С. 483–497 Ганс Урс фон Бальтазар Созерцание формы* ПРЕДИСЛОВИЕ В данной работе мы попытаемся представить христианское богословие в свете третьей трансцеденталии, а именно, присовокупить к понятиям verum и bonum и третье – pulchrum. Из предисловия будет видно, какой ущерб нанесла христианской мысли утрата этого ракурса, который когда-то насквозь пронизывал все богословие. Речь идет не о том, чтобы волей каприза отправить красоту на непроторенный запасный путь, а чтобы вернуть ее на прежний, магистральный, не утверждая при этом преимущества эстетического принципа перед логическим и этическим. Трансцеденталии нерасторжимо связаны между собой, и поэтому пренебрежение одной из них разрушительно влияет на остальные. В качестве общего пожелания хотелось бы сказать, что хорошо было бы не обесценивать заведомо этот опыт – а на большее данная работа и не претендует – как «эстетствование», а, по крайней мере, попытаться вслушаться в то, о чем здесь пойдет речь. Первый том будет постепенно прокладывать дорогу этой теме, приближаясь к ней предметно и исторически. В основной части он поднимет тему богословского познания, в первую очередь его субъективной структуры, а затем и условий его приложения к богословию. Тот факт, что при этом всплывет множество вопросов, которые обычно разрабатываются в так называемым фундаментальным богословием, не должно создавать обманчивое впечатление, что мы здесь развиваем фундаментальное богословие, отличное от догматики и противоположное ей; ход рассуждений скорее будет убедительным свидетельством нерасторжимой связи этих двух аспектов богословия. Но этого еще не достаточно для того, чтобы проторить дорогу к главной проблеме, вопросу о богословской красоте («Слава») * Предисловие к книге Созерцание формы, готовящейся к выходу в издательстве ББИ в 2014 г. © БИБЛЕЙСКОБОГОСЛОВСКИЙ ИНСТИТУТ СВ. АПОСТОЛА АНДРЕЯ, 2013
Стр.3
484 БО Г ОСЛ ОВИЕ СТРАНИЦЫ самого откровения: второй том, вводящий в суть вопроса, доказывает и демонстрирует главные тезисы, дополняя этим первый. Здесь не будет последовательно излагаться история богословской эстетики, как это было сделано, например, в средневековом труде Эдгара де Бройна, а будет представлена цепочка монографий о наиболее значимых для формирования богословия персонах, от Иринея до наших дней, а тем самым и типология соотношений между красотой и откровением, с формальной точки зрения бесконечно разнообразных, но в своей целости указывающих на то, что не бывает и не может быть глубокого и исторически плодотворного богословия, которое не было бы зачато и рождено от констелляции καλός и χάρις. Главным содержанием третьего тома будет сопоставление философской и богословской эстетики. В нем будет необходимо проработать отдельные темы, не затронутые в первом томе. Речь пойдет о том, чтобы 1) исследовать сущность концепции «Славы» (как трансцендентальной красоты) в рамках западной метафизики (в ее поэтической, философской и религиозной формах); сопоставить результат со 2) «Славой» в Библии Ветхого и Нового Заветов, и 3) проследить ее проникновение в экуменическое богословие (Византия – Рим – Виттенберг). В качестве дополнения необходимо будет поднять вопрос о христианском искусстве. Если прекрасное объективно находится на точке пересечения двух факторов, которые Фома называет species и lumen, формой и сиянием, тогда их встреча отмечена двумя процессами – видения и отрешения. Учение о видении и восприятии красоты («эстетика», как его называет «Критика чистого разума») и учение об отрешающей силе прекрасного подчинены друг другу, поскольку никто не может по-настоящему увидеть, если еще не отрешился от всего, и никто не может отрешиться, если не воспринял. То же относится и к богословской взаимосвязи между верой и благодатью, потому что вера, отдаваясь, постигает форму откровения, в то время как благодать уже ранее вознесла верующего в божественные миры. По этой причине первый и третий тома этой работы постоянно ссылаются друг на друга. Чтобы удерживать равновесие, «Богословская эстетика» должна стать продолжением «Теодраматики» и «Теологики». Если первая исследует главным образом восприятие божественного в его откровении, то вторая занята по большей части содержанием этого восприятия, божественным действием в отношении людей, а третья – характером божественного (точнее: богочеловеческого, и в этом всегда богословского) выражения этого действия. Только тогда pulchrum займет соответствующее место в этой структуре: как средство, при помощи которого божественное bonum себя дарит, а verum высказывается Богом и понимается человеком. Бог дал
Стр.4
17:4 Созерцание формы 485 Аврааму первую заповедь веры не в виде словесных формул: то, что тот воспринял, было истиной божественного действия над ним, которое, возможно, лишь столетия спустя было истолковано человеческими словами. И не в смысле фаустовско-фихтеанского «вначале было дело», поскольку уже сама драма между Богом и человеком являет собой Логос-Смысл-Слово, но слово осуществленное, открывающее новое измерение по сравнению со словом доказательным. I. ВВЕДЕНИЕ 1. Подход и задачи Начало – не только проблема для думающего человека, философа, которая остается с ним и определяет все его последующие шаги, но также и пра-решение для человека отвечающего, принимающего решение, которое включает в себя все последующие решения. Божественная истина не только достаточно велика для того, чтобы иметь бесконечные проходы и лазы, но и достаточно свободна для того, чтобы помочь человеку, поставившему слишком низкую планку, впоследствии поднять ее и расправить плечи. Тот же, кто стоит перед истиной в ее цельности – истиной не только о человеке и мире, но и об отдающем себя Боге, не только истиной исторического Евангелия и Церкви, его хранящей, но и истиной растущего Царства Божьего, каким оно видится сейчас и в полноте Божьего творения, и в бессилии умирающего зерна во мне и во всех моих братьях, во тьме нашего настоящего и двусмысленности будущего, – тот захочет сказать первое слово, которое не придется потом задним числом забирать или насильственно поправлять, потому что оно было достаточно емким, чтобы вместить в себя все последующие, и достаточно ярким, чтобы просвечивать через них. Слово, которым мы в этом первом томе запускаем серию богословских исследований, является таким словом, которое философ поставил бы скорее не в начале, а в конце; которое в симфонии точных наук никогда надолго не было поставлено на достойное ему место и не обладало правом голоса; которое, когда избирается темой для обсуждения, выставляет своего автора бездельником и дилетантом перед лицом обремененных заботами профессионалов; наконец, от которого религия, и особенно богословие Нового времени, решительно открестились и дистанцировались, – короче говоря, трижды несвоевременное слово, обремененные которым не имеют шансов возвести ничего путного, да к тому же рискуют сесть сразу между всеми стульями. Но если философ этим словом
Стр.5