ОТ РЕДАКЦИИ
СТРАНИЦЫ: БОГОСЛОВИЕ. КУЛЬТУРА. ОБРАЗОВАНИЕ, 16:3 (2012) С. 323–325
К 50-летию
II Ватиканского собора*
В
октябре 2012 года отмечалось 50-летие открытия Второго
ватиканского собора, который стал эпохальным событием
для Католической церкви и кардинально повлиял на развитие
всего современного христианства. Папа Бенедикт XVI, говоря
об этом юбилее, призвал вернуться к основным документам, принятым
на соборе, и продолжить их тщательное изучение. И это
очень важно: за 50 прошедших лет Католическая церковь сильно
изменилась – ее изменил собор. Кардинально изменилось и положение
всего христианства в современном мире. Поэтому нельзя
читать тексты собора так же, как они читались и понимались в
момент их написания. Возвращаясь к этим важнейшим документам,
Католическая церковь может лучше осознать саму себя,
ее миссию в современном мире и взаимоотношения с другими
церквами и религиями. Однако, возвращение к соборным текстам
возрождает старые споры по поводу их интерпретации. Это может
быть очень полезным, если обратит церковь к ее библейским,
патристическим и богословским корням. Кардинал Мартини в
своем последнем слове к церкви (см. с. 374-376) призвал ее вернуться
к Писаниям – и это важнейший вопрос на повестке дня.
Сейчас принято противопоставлять два понимания соборных
документов – «герменевтику преемственности» (непрерывность
традиции) и «герменевтику разрыва» (реформа традиции). Напряженность
между непрерывностью и реформой существовала уже
на самом соборе, ярко проявлялась в дебатах по поводу принимаемых
документов и, безусловно, отразилась во многих текстах.
Декларация Nostra Aetate об отношениях с иудаизмом и другими
религиями представляет несомненный разрыв с предшествующей
двухтысячелетней традицией христианского антисемитизма. За
такой разрыв традиции мы должны благодарить Бога. Подобным
образом и Декларация о религиозной свободе противоречила
предыдущим церковным постановлениям. Эта декларация более
связана с традицией Просвещения, чем с церковным преданием.
* С использованием материалов из The Tablet, 6 октября 2012.
© БИБЛЕЙСКОБОГОСЛОВСКИЙ ИНСТИТУТ СВ. АПОСТОЛА АНДРЕЯ, 2012
Стр.4
324
ОТ РЕДАКЦИИ
СТРАНИЦЫ
Ранние соборные тексты, в целом, кажутся недоработанными, например,
Декрет о средствах массовой информации, – возможно
потому, что во время обсуждения и принятия этих документов
еще не была наработана необходимая основа для плодотворной
дискуссии. Проекты документов были подготовлены Римской
курией и, во многом отражали вчерашний день. Это, несомненно,
выглядело как непрерывность традиции. К счастью, епископы
скоро отказались следовать предложенному пути, отодвинули проекты
Курии в сторону и инициировали реальное обсуждение проблем
– это, конечно, был разрыв традиции, если не революция.
Папа Иоанн XXIII, когда он созывал собор и, позднее, когда
он открывал его, призывал открыть церковь к миру (aggiornamento).
Его преемник, Павел VI, поддержал его и сделал это
своим девизом. Он отметил, что это должно быть стимулом для
церкви усилить свое жизненное присутствие в мире и внимательно
следить за знаками времени, «с энтузиазмом молодости
придерживаясь того, что благо». Нельзя заморозить церковь на
одной стадии своего развития, и собор не был жестко заданной
программой развития церкви в постсоборный период. Соборные
документы не стоит рассматривать как законы, данные
для безусловного следования, или как неизменяемое Писание,
данное для всех и на все времена. Постсоборная церковь, современный
народ Божий, находится в движении на путях веры. Она
во многом перестала быть крепостью, а стала паломничеством,
переходом через пустыню, как ее описал однажды кардинал
Хьюм. Таким образом, соборные документы, скорее говорят о
пункте отправления и предлагают карту для путешествия веры,
но они не описывают пункт назначения.
К сожалению, впоследствии возникли существенные проблемы
с претворением решений собора в жизнь. Эта задача была возложена
на ту самую Курию, чьи первоначальные проекты документов
были отвергнуты соборным большинством. Не удалось также
осуществить желание собора, чтобы дух коллегиальности, который
оказался столь плодотворным, продолжился и после собора в
рамках соответствующих институтов. Поэтому фундаментальное
видение структуры церкви, предложенное собором, – управление
церкви собранием епископов во главе с папой, при подчиненном
положении Курии, которая должна была служить епископам и
папе, – оказалось нереализованным. Если возвращение к текстам
собора вернет церковь к этому видению и позволит осуществить
его, то, возможно, откроется новая замечательная глава ее истории.
Церковь отправится в путешествие веры опять. К сожалению,
говорить о победе над силами антисоборной реакции сейчас мы
не можем. Им не нравился собор тогда, как не нравится он им
сейчас, и они сделают все возможное, чтобы расстроить его планы.
Стр.5
16:3
К 50-летию II Ватиканского собора
325
II Ватиканский собор со всеми его достижениями и проблемами
несомненно стал поворотным моментом истории Католической
церкви и его изучение очень важно для других церквей и для
современного межконфессионального и межрелигиозного диалога.
Несколько лет назад ББИ издал русский перевод «Истории
II Ватиканского собора» в 5 томах под редакцией Джузеппе Альбериго,
Алексея Бодрова и Андрея Зубова, фундаментальный труд,
прослеживающий подготовку собора, формирование соборного
сознания, принятие документов и постсоборный период. В сотрудничестве
с монастырем в Бозе (Италия) 17-20 октября 2012 года
мы провели международную конференцию «Единство церкви:
экуменическое богословие и герменевтика в эпоху постмодерна»,
посвященную 50-летию открытия собора (см. с. 472-475). Этот
номер нашего журнала мы тоже посвящаем знаменательному
юбилею.
Стр.6