Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

Люциферов бунт Ивана Карамазова. Судьба героя в зеркале библейских аллюзий (150,00 руб.)

0   0
Первый авторЛяху Виктор
ИздательствоМ.: Библейско-Богословский институт св. апостола Андрея
Страниц281
ID293300
АннотацияВ мировой науке давно уже сложилась и стала общепризнанной традиция соотносить образ Ивана Карамазова с целым рядом масштабных, метафизически-знаковых персонажей мировой литературы. Но в «поэтике памяти» Достоевского особое место занимал художественно-образный мир Библии, который становится для него в творческом плане определяющим интертекстом, «великим напоминанием». В книге Виктора Ляху образ Ивана осмысляется как аллюзия на «первоангела Денницу». Библейский сюжет о Люцифере, восставшем против Творца, стал, по мысли автора книги, для русского художника парадигмой, которая была им востребована в логике собственной интертекстуальной стратегии. С оглядкой на смыслы библейского прототекста Достоевский художественно воплотил в «Братьях Карамазовых» фундаментальную идею своей эпохи, идею бунтующего своеволия. Кульминацией этой борьбы стало, в конце концов, как писал сам художник, «столкновение двух самых противоположных идей, которые только и могли существовать на земле: человекобог встретил Богочеловека».
ISBN978-5-89647-258-2
УДК244.82
ББК86.37
Ляху, В. Люциферов бунт Ивана Карамазова. Судьба героя в зеркале библейских аллюзий / В. Ляху .— Москва : Библейско-Богословский институт св. апостола Андрея, 2011 .— 281 с. — (Богословские исследования) .— ISBN 978-5-89647-258-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/293300 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ISBN 978-5-89647-258-2 В мировой науке давно уже сложилась и стала общепризнанной традиция соотносить образ Ивана Карамазова с целым рядом масштабных, метафизически-знаковых персонажей мировой литературы. <...> В книге Виктора Ляху образ Ивана осмысляется как аллюзия на «первоангела Денницу». <...> Библейский сюжет о Люцифере, восставшем против Творца, стал, по мысли автора книги, для русского художника парадигмой, которая была им востребована в логике собственной интертекстуальной стратегии. <...> С оглядкой на смыслы библейского прототекста Достоевский художественно воплотил в «Братьях Карамазовых» фундаментальную идею своей эпохи, идею бунтующего своеволия. <...> Люциферов бунт Ивана Карамазова Глава 1 Введение 5 Содержание Об Иване Карамазове, библейском Люцифере и райских ослушниках (В. Н. Захаров). <...> . . . . . . . . . .88 Прототипичность Ивана Люциферу в деструктивных и созидательных интенциях . <...> . . . . . . . .129 Глава 3 Диалектика характера Ивана Карамазова и трагедийная природа его бунта: от статики к динамике. <...> Ф. М. Достоевский «Братья Карамазовы» Предисловие 9 Об Иване Карамазове, библейском Люцифере и райских ослушниках Достоевском, о романе «Братья Карамазовы» и о брате Иване написано не просто много, а избыточно много. <...> В представленной книге предпринята попытка дать новую концепцию одного из признанных героев мировой литературы, Ивана Карамазова: в библейском контексте герой предстает как Люцифер или, в уточняющем развитии этой метафоры, как Люцифер Нового времени, люциферианец ХIХ века, потомок Люцифера. <...> Очевидно также, что все эти наименования имеют не прямые, а переносные, метафорические значения, как и ключевой тезис автора книги, прибавляющего к ним Люцифера. <...> Люциферов бунт Ивана Карамазова ном герое, вслед за автором романа воспринимает его как «страдающего неверием атеиста», отказывается видеть в нем «исчадие ада». <...> Он — первый небесный богоборец, но были и райские ослушники, и земные богоборцы. <...> Первый из них — Иаков <...>
Люциферов_бунт_Ивана_Карамазова._Судьба_героя_в_зеркале_библейских_аллюзий.pdf
4 УДК 244.82 ББК 86.37 Л 98 С ЕРИЯ «Б ОГОСЛОВСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ » Верстка: Николай Оськин Обложка: Дмитрий Купреев Ляху Виктор Люциферов бунт Ивана Карамазова. Судьба героя в зеркале библей ских аллюзий / (Серия «Богословские исследования»). — М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2011. – 282 с. ISBN 978-5-89647-258-2 В мировой науке давно уже сложилась и стала общепризнанной традиция соотносить образ Ивана Карамазова с целым рядом масштабных, метафизически-знаковых персонажей мировой литературы. Но в «поэтике памяти» Достоевского особое место занимал художественно-образный мир Библии, который становится для него в творческом плане определяющим интертекстом, «великим напоминанием». В книге Виктора Ляху образ Ивана осмысляется как аллюзия на «первоангела Денницу». Библейский сюжет о Люцифере, восставшем против Творца, стал, по мысли автора книги, для русского художника парадигмой, которая была им востребована в логике собственной интертекстуальной стратегии. С оглядкой на смыслы библейского прототекста Достоевский художественно воплотил в «Братьях Карамазовых» фундаментальную идею своей эпохи, идею бунтующего своеволия. Кульминацией этой борьбы стало, в конце концов, как писал сам художник, «столкновение двух самых противоположных идей, которые только и могли существовать на земле: человекобог встретил Богочеловека». Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме, включая размещение в сети интернет, без письменного разрешения владельцев авторских прав. © Виктор Ляху, 2011 © Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2011 ул. Иерусалимская, д. 3, Москва, 109316, Россия standrews@ standrews.ru, www.standrews.ru Виктор Ляху. Люциферов бунт Ивана Карамазова
Стр.4
Глава 1 Введение 5 Содержание Об Иване Карамазове, библейском Люцифере и райских ослушниках (В. Н. Захаров). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9 Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15 Глава 1 Библейская аллюзия: ее природа и место в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». . . . . . . . . . . . . . . .36 Природа аллюзии: семантические границы понятия. . . . . . . . .36 Формы интертекстуального взаимодействия . . . . . . . . . . . . . . . .44 Вербальные параллели . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .60 Тематические параллели. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .72 Структурные параллели . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .77 Глава 2 Иван Карамазов и библейский Люцифер: метафизическое родство в типологических параллелях. . . . . . . . . . . . . . . . . . .88 Иван Карамазов как аллюзия на Люцифера: приметы родства в статуарных констатациях . . . . . . . . . . .88 Прототипичность Ивана Люциферу в деструктивных и созидательных интенциях . . . . . . . . . .114 Диалектическое единство формулы «pro et contra» . . . . . . . . .129 Глава 3 Диалектика характера Ивана Карамазова и трагедийная природа его бунта: от статики к динамике. . . . . . . . . . . . . . .130 Дополнительные свидетельства о библейской прототипичности люциферианца ХIХ столетия. . . . . . . .130 «Черт», «сатана», «Люцифер» — библейский контекст . . . . . .132 О «довременном» провиденциальном «секрете» черта как архетипическом мотиве. . . . . . . . . . .135
Стр.5
6 Виктор Ляху. Люциферов бунт Ивана Карамазова Явление Ивана Карамазова в мирском граде Скотопригоньевска . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .142 «Схватка» в граде Божием, Скотопригоньевском монастыре: искусительное богомыслие Ивана. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .156 Идейное столкновение Ивана Карамазова с отчим домом: прельщение «царства Карамазовых» . . . . . . . . . . . . . . . . . .168 О вере и неверии люциферианца-парадоксалиста . . . . . . . . . .171 Отчий дом «пал»: «треть» карамазовского царства — в соблазне . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 184 Трагическая тяжба «светоносного» Ивана-Люцифера с Богом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .202 Два равновеликих богоборца — библейский Иов и скотопригоньевский Иван — торжество отчаяния и надежды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .204 Справедливость Божия и слезинка ребенка . . . . . . . . . . . . . . . .217 Демиург новой Вселенной:«титаническая гордость человекобога» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .234 Тяжба Ивана Карамазова со Христом. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .239 Христология от Ивана . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 243 Антроподицея versus христодицея. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .251 Via dolorosa Ивана Карамазова: «завтра крест...». . . . . . . . . . . .256 Апокатастасис или вечная гибель Скотопригоньевского Люцифера? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .259 Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .263 Библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .270 Именной указатель. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .279
Стр.6