Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями речи: учеб.-метод. пособие / О. В. Елецкая, А. А. Тараканова. <...> В нём рассматриваются вопросы, принципы и задачи психологопедагогической диагностики, излагаются особенности педагогической диагностики, а также вопросы этики проведения психодиагностического исследования, раскрываются различные диагностические модели, методы и приемы выявления нарушений развития у детей с речевой патологией, представлена дифференциальная диагностика различных вариантов нарушений речевого развития. <...> Методы и приёмы психолого-педагогической диагностики детей с речевой патологией . <...> Во второй главе рассматриваются дизонтогенез речи, его основные причины и даются клинические типы психического дизонтогенеза. <...> В ней подробно рассмотрены и схематично представлены клинико-педагогическая и психолого-педагогическая классификации нарушений речи, подробно рассмотрены специфические и неспецифические речевые и языковые расстройства и четко в виде схем даны их дифференциальные признаки. <...> 1.2). аутистическое мышление эгоцентрическая речь и эгоцентрическое мышление социализированная речь и логическое мышление Рис. <...> Следовательно, эгоцентрическая речь не выполняет никакой объективно полезной функции в поведении ребенка, а значит, для нее характерен симптом слабости, незрелости детского мышления, что приводит к постепенному отмиранию, свертыванию и исчезновению эгоцентрической речи на пороге школьного возраста. <...> 1.3). социальная речь эгоцентрическая речь внутренняя речь Рис. <...> Эгоцентрическая речь, являясь переходной формой между внутренней речью и внешней речью, возникает на основе социальной речи. <...> Влияние мышления на речевое развитие проявляется как на уровне семантики, так и на формальноязыковом уровне. <...> Под структурой речевого дефекта понимается совокупность (состав) речевых и неречевых симптомов данного нарушения речи и характер их связей. <...> 11 Различная <...>
Психолого-педагогическая_диагностика_детей_с_нарушениями_речи.pdf
УДК 376.1-058.264:37.015.31:159.98
ББК 74.37 я73
Рецензенты: А. В. Щукин, кандидат психологических наук, доцент
(Санкт-Петербургский государственный
университет);
Л. Г. Парамонова, кандидат педагогических наук,
профессор (Ленинградский государственный
университет имени А. С. Пушкина)
Елецкая
О. В., Тараканова А. А.
Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями
речи: учеб.-метод. пособие / О. В. Елецкая, А. А. Тараканова. –
СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2012. – 312 с.
ISBN 978-5-8290Учебно-методическое
пособие направлено на формирование
готовности будущих логопедов к проведению диагностических мероприятий
в рамках своей профессиональной деятельности. В нём
рассматриваются вопросы, принципы и задачи психологопедагогической
диагностики, излагаются особенности педагогической
диагностики, а также вопросы этики проведения психодиагностического
исследования,
раскрываются
различные
диагностические
модели, методы и приемы выявления нарушений
развития у детей с речевой патологией, представлена дифференциальная
диагностика различных вариантов нарушений речевого
развития.
Предназначено для студентов дефектологических факультетов,
логопедов, учителей и воспитателей специальных детских
учреждений.
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Ленинградского государственного университета
имени А. С. Пушкина
ISBN 978-5-8290©
Ленинградский государственный
университет (ЛГУ)
имени А. С. Пушкина, 2012
2
Стр.2
Оглавление
Введение............................................................................................................... 4
Глава 1. Речь как высшая психическая функция и её оценка ........................ 6
Глава 2. Особенности дизонтогенетического развития детей
с речевыми расстройствами................................................................................ 13
Глава 3. Психодиагностика: принципы, задачи, методологические
требования к средствам психолого-педагогического исследования.
Этика психодиагностического обследования .................................................... 24
Глава 4. Основные психодиагностические модели в изучении детей
с нарушениями в развитии................................................................................... 47
Глава 5. Методы и приёмы психолого-педагогической диагностики
детей с речевой патологией ................................................................................ 63
Глава 6. Дифференциальная диагностика различных типологических
вариантов нарушений речевого развития........................................................ 133
6.1. Цель, задачи и основные критерии
дифференциальной диагностики................................................................... 133
6.2. Типологизация нарушений речевого развития..................................... 141
6.3. Дифференциация специфических (первичных)
и неспецифических (вторичных) расстройств речевого развития.............. 148
6.3.1. Разграничение специфических (первичных)
расстройств речевого развития ..................................................................... 148
6.3.2. Отграничение нарушений речи при эмоциональных
расстройствах от сходных состояний ............................................................189
6.3.3. Отграничение неспецифических (вторичных) расстройств
речевого развития при интеллектуальных нарушениях
от сходных состояний...................................................................................... 197
6.3.4. Отграничение неспецифических (вторичных) расстройств
речевого развития при расстройствах аутистического спектра
от сходных состояний...................................................................................... 204
6.3.5. Отграничение неспецифических (вторичных) расстройств
речевого развития при сенсорной патологии
от иных типологических вариантов речевых расстройств .........................230
Глава 7. Психолого-медико-педагогическая комиссия:
основные принципы, задачи, организация и содержание работы................ 241
Глава 8. Оказание логопедической помощи детям дошкольного
и школьного возраста в системе народного образования
и здравоохранения..............................................................................................271
Список литературы……………..…….……………………………….……….….297
Приложение 1 ...............................................................................................304
Приложение 2 ...............................................................................................306
Приложение 3 ...............................................................................................310
3
Стр.3