Автор обращается к биографиям и творчеству выдающихся джазовых музыкантов, прежде всего – США и Латинской Америки, рассматривает особенности различных стилей и направлений импровизационной инструментальной музыки (свинг, бибоп, кул, фри-джаз и др.) и джазового вокала. <...> Сонни Роллинз и поиски утраченного времени . <...> Российский джаз конца ХХ — начала ХХI века и рыцари джаза . <...> Подлинно джазовые портреты этих «хранителей» и «искателей» (Луи Армстронга, Дюка Эллингтона, Лестера Янга, Чарли Паркера, Сони Роллинса, Джона Колтрэйна и др.) представляются мне наиболее удачными не только по причине точного соответствия биографическим фактам, но и благодаря многочисленным «историям из жизни», которые составляют, пожалуй, главный импульс и основное содержание их музыки. <...> Предлагаемая «История джаза», не полемизируя и не идя вразрез с более авторитетными публикациями на эту тему, автоматически сохранила их формальную историческую ретроспективу с очевидным преобладанием мэйнстрим-джаза над современными и экспериментальными направлениями. <...> Речь идет о всевозможных спариваниях, синтезах, гибридах и модификациях, пограничных с джазом либо возникающих внутри него: современные танцевальные формы, электроника, опера, симфония, оратория, а также различные «околоджазовые» и экспериментальные направления: новая импровизационная музыка, свободная (неидиоматическая) импровизация, компровизация и т. д., и, наконец, джазовый контекст, который включает также джазовую среду и различные формы бытования этой музыки. <...> Джаз — искренняя музыка, которая позволяет одно и то же произведение, созданное каким-либо автором, исполнять по-своему, своим голосом, в своем стиле. <...> Разница между музыкой трубачей Луиса Армстронга, Майлса Дэвиса или Диззи Гиллеспи, оркестров 10 1. <...> Краткое введение в джаз Дюка Эллингтона, Бенни Гудмена или Каунта Бэйси, саксофонистов Лестера Янга, Чарли Паркера, Декстера Гордона или Джона Колтрейна, пианистов <...>
История_джаза_основные_стили_и_выдающиеся_исполнители.pdf
УДК 78.036.9
ББК Щ315.184
Б 833
Ответственный редактор и автор предисловия
Г. Сахаров
Бородина, Г.
Б 833
История джаза: основные стили, выдающиеся исполнители
/ Галина Бородина ; отв. ред. и авт. предисл. Г. Сахаров. —
Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та : Издательский дом
«КЛАССИКА», 2014. — 346 с.
ISBN 978-5-7996-1150-7 (Издательство Уральского университета)
ISBN 978-5-906361-10-3 (Издательский дом«КЛАССИКА»)
В книге описана история возникновения и эволюции музыки,
рожденной в Америке и покорившей весь мир. Автор обращается к
биографиям и творчеству выдающихся джазовых музыкантов, прежде
всего – США и Латинской Америки, рассматривает особенности
различных стилей и направлений импровизационной инструментальной
музыки (свинг, бибоп, кул, фри-джаз и др.) и джазового
вокала.
Заключительные главы посвящены своеобразию развития
джаза в Советском Союзе (1922–1991 гг.) и современной России.
Адресована всем, кто не равнодушен к джазу.
Книга издана при поддержке джаз-клуба EverJazz.
УДК 78.036.9
ББК Щ315.184
ISBN 978-5-7996-1150-7
ISBN 978-5-906361-10-3
© Бородина Г. В., 2014
© Сахаров Г. Д., предисловие, 2014
© Oформление. Изд-во Урал. ун-та, 2014
Стр.5
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие ......................................................................................................6
1. Краткое введение в джаз ...............................................................................9
2. Новый Орлеан — родина джаза .................................................................24
3. Первые герои джаза ....................................................................................33
4. Луис Армстронг — гений джаза .................................................................46
5. Благословенный Дюк Эллингтон ..............................................................70
6. Эра свинга: его предтечи и развитие ........................................................88
7. Времена Великой депрессии и свинг ........................................................94
8. Каунт Бэйси и Канзас-Сити-джаз .............................................................115
9. Исполнительское творчество и эволюция джаза .................................. 122
10. Джаз, Вторая мировая война и демократия
для черной Америки ............................................................................... 129
11. Бибоп и его герои ..................................................................................... 138
12. Телониус Монк — «верховный жрец бопа» ..........................................160
13. Стиль прогрессив (прогрессивный джаз) ............................................. 166
14. Кул — период «прохладного» джаза ..................................................... 170
15. Майлз Дэвис — прирожденный лидер джаза....................................... 178
16. Хард-боп и его посланники .................................................................... 193
17. Латиноамериканский джаз ..................................................................... 198
18. Орнетт Коулмен — свободный импровизатор .....................................209
19. Джон Колтрейн, грешный и святой ....................................................... 215
20. «Как эти крайности могут уживаться
под одним названием — джаз?» ...........................................................229
21. Сонни Роллинз и поиски утраченного времени ..................................236
22. Вторая половина ХХ — начало ХХI века и джаз .................................242
23. Джазовый вокал, его леди и джентльмены..........................................252
24. Джаз в России ..........................................................................................283
25. Развитие отечественного джаза в 1960–1980-е годы ..........................305
26. Российский джаз конца ХХ — начала ХХI века
и рыцари джаза .......................................................................................329
Библиографические ссылки ........................................................................336
Литература .....................................................................................................340
Стр.6