Новосибирский государственный педагогический университет
Институт философии и права СО РАН
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ¹ 3 (60) 2015
Всероссийский научный журнал
Редакционная коллегия
Н. В. Наливайко
главный редактор,
доктор философских
наук, профессор,
директор
НИИ ФО НГПУ
В. И. Паршиков
заместитель
главного редактора,
доктор философских
наук, профессор
Т. С. Косенко
ученый секретарь
журнала, кандидат
философских наук
Учредители:
ФГБОУ ВПО
«Новосибирский
государственный
педагогический
университет»
Научно-исследовательский
институт
философии
образования
Институт
философии и права
СО РАН
Журнал основан
в 2001 г.
Выходит 6 раз в год
Журнал
зарегистрирован
Федеральной
службой по надзору
в сфере связи,
информационных
технологий
и массовых
коммуникаций
ПИ № 77-12553
от 26 апреля 2002 г.
© НИИ ФО НГПУ,
2015
Я. С. Турбовской
Å. Â. Ушакова
А. Хогенова
И. Сабо
À. Í. Чумаков
Н.М. Чуринов
К. К. Бегалинова
Е. В. Брызгалина
À. Ä. Ãåðàñ¸â
А. А. Грякалов
À. Æ. Жафяров
А. А. Корольков
Á. Î. Майер
Â. È. Панарин
Н. Пелцова
доктор философских наук, профессор (Казахстан)
кандидат философских наук, доцент (Москва)
доктор биологических наук, профессор, ректор НГПУ
доктор философских наук, профессор (Санкт-Петербург)
доктор физико-математических наук, чл.-корр. РАО
доктор философских наук, профессор,
академик РАО (Санкт-Петербург)
доктор философских наук, проректор по науке НГПУ
доктор философских наук
доктор философских наук, профессор (Чехия)
È. À. Пфаненштиль доктор философских наук, профессор (Красноярск)
Í. Ñ. Рыбаков
Í. À. Ряписов
доктор философских наук, профессор (Псков)
доктор экономических наук, проректор по учебной
работе НГПУ
Ñ. Â. Иванова
Î. Í. Смолин
Â. Ñ. Ñò¸ïèí
Â. Â. Целищев
доктор философских наук, профессор, директор Института
стратегии развития образования РАО (Москва)
доктор философских наук, заместитель председателя Комитета
по образованию Государственной Думы РФ (Москва)
академик РАН (Москва)
доктор философских наук, директор
Института философии и права СО РАН
доктор педагогических наук, профессор,
академик АПСН (Москва)
доктор философских наук, профессор (Барнаул)
доктор философских наук, профессор (Чехия)
доктор философии, профессор (США)
доктор философских наук, профессор (Москва)
доктор философских наук, профессор (Красноярск)
СОДЕРЖАНИЕ
Слово редактора ................................................................................................................................. 3
РАЗДЕЛ I
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА И СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Пфаненштиль И. А., Пфаненштиль Л. Н., Яценко М. П. (Красноярск).
Глобальный мир как единая аксиологическая система:
проблемы и перспективы ..................................................................................................... 5
Андронникова О. О. (Новосибирск). Безопасность образовательной среды
в современных геополитических условиях .............................................................. 14
Ванеева Т. А., Мжельская И. В. (Новосибирск). Роль высшей школы
в реализации антикризисной концепции развития России............................ 23
Петров В. В. (Новосибирск). Реиндустриализация в обществе риска:
миссия университета ........................................................................................................... 32
Камашев С. В., Наливайко Н. В. (Новосибирск). Образование
и новый подход к обеспечению национальной безопасности ....................... 40
Рубанцова Т. А. (Новосибирск). Мультикультуризм
как проблема современного образования в эпоху глобализации ................ 49
Борисенко И. Г. (Красноярск). Виртуальные тенденции в глобальном
образовательном пространстве: Smart-технологии ............................................ 55
Стр.1
РАЗДЕЛ II
ВОПРОСЫ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ерохин В. В., Везнер С. И. (Новосибирск). Мотивационный потенциал
взаимодействия коммуникативного и лингвопантомимного факторов
в методике преподавания дисциплин,
связанных с изучением иностранного языка .......................................................... 65
Заречнева Н. Г. (Томск). Семантический аспект восприятия
иноязычного текста на неязыковых факультетах ................................................ 75
Загорулько Л. П. (Новосибирск). Проблемы патриотизма
и национализма в контексте языка и языкового образования ..................... 83
РАЗДЕЛ III
ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ В ФИЛОСОФСКОМ ОСМЫСЛЕНИИ
Гудкова Т. В., Матвеева Н. С., Гейбука С. В. (Новосибирск). Специфика
индивидуальности: одаренность и ее индивидуальные проявления ........ 91
Дондокова Р. Б. (Улан-Удэ). Развитие творческого потенциала студентов
в процессе обучения в педагогическом вузе ............................................................ 99
Андриенко Е. В., Шульга И. И., Матвеева Н. С., Гудкова Т. В. (Новосибирск).
Моделирование и возможности реализации модуля
предметной подготовки магистрантов
в меняющихся условиях развития высшего образования ............................. 107
Рассказов Л. Д. (Красноярск). Сущность развития сознания
в переходные периоды общества: социально-философский анализ
кризисных явлений образования ............................................................................... 115
Белокопытов Ю. Н., Панасенко Г. В. (Красноярск). Концептуальная
модель сознания как самоорганизация монад Лейбница .............................. 122
РАЗДЕЛ IV
КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО
ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Бобров В. В. (Новосибирск). Объект исследования общественных наук ..... .133
Ушаков Д. В. (Новосибирск). Комплиментарность
межэтнических отношений молодежи
России и Монголии в новых геополитичеких условиях .................................. 146
Борисенко И. Г. (Красноярск), Камашев С. В., Косенко Т. С. (Новосибирск)
Ушакова Е. В. (Барнаул). Личность в виртуальном
образовательном пространстве ................................................................................... 153
Сохраняева Т. В. (Москва). Геронтообразование:
социальная эффективность и личностная значимость................................... 161
Чистанов М. Н., Чистанова С. С. (Абакан). Этический кодекс
современного высшего образования: к истории проблемы ......................... 174
Шационок И. И. (Новосибирск). Формирование правосознания
в процессе правовой социализации личности в образовании ..................... 185
РАЗДЕЛ V
ИНФОРМАЦИЯ
Вебинар «Индивидуальный подход в образовании:
мечта или реальность» ..................................................................................................... 192
Правила оформления статей для авторов и заявление
об этике публикаций и недобросовестной практике ....................................... 218
Редакция журнала «Философия образования» признает требования
соблюдения этики научных публикаций и заявляет об отсутствии
злоупотреблений служебным положением.
Журнал включен
в Перечень ведущих
рецензируемых
научных изданий
и журналов,
рекомендуемых ВАК
для публикации
основных научных
результатов
диссертаций
на соискание ученых
степеней кандидата
и доктора наук
Журнал размещен
в НЭБ и включен
в базу данных РИНЦ
Издание подготовлено
при финансовой
поддержке
ГОО «Новосибирское
философское
общество»
Редактор
Å. À. Бутина
Переводчик
Л. Б. Вертгейм
Оператор
электронной верстки
Í. À. Бутин
Набор
Ò. Ñ. Êîñåíêî,
Å. Ñ. Сусуева
Адрес редакции:
630126, Новосибирск,
óë. Вилюйская, 28
ò. 244-16-71
Подписано в печать
23.06.2015
Формат 70x100/16
Печать офсетная.
Бумага офсетная.
Усл.-печ. 21,0 л.
Уч.-изд. 22,6 л.
Тираж 1000 экз.
Цена свободная
Заказ №
Издательство
СО РАН, 630090
Новосибирск,
Морской проспект, 2
Стр.2
Novosibirsk State Pedagogical University
Institute of Philosophy and Law of the Siberian Branch
of the Russian Academy of Sciences
PHILOSOPHY OF EDUCATION ¹ 3 (60) 2015
All-Russian scientific journal
Editorial Board:
N. V. Nalivayko
Editor-in-chief, Doctor
of Philosophical Sciences,
Professor, Director
of the Research Institute
of Philosophy of Education
at Novosibirsk State
Pedagogical University
V. I. Parshikov
Assistant Editor-in-chief,
Doctor of Philosophical
Sciences,
Professor
T. S. Kosenko
Scientific Secretary
of the journal,
Candidate
of Philosophical Sciences
The founders
of the journal:
Novosibirsk State
Pedagogical University,
the Research Institute
of Philosophy
of Education Institute
of Philosophy and Law
of the Siberian Branch
of the Russian Academy
of Sciences
The journal is based
in 2001 Leaves 6 yearly
The journal is registered
by Federal service
on supervision
in sphere
of communication,
information technologies
and mass communications
PI
№ 77-12553 from
April, 26th, 2002
© The Research Institute
of Philosophy
of Education
at Novosibirsk State
Pedagogical
University, 2015
All rights reserved
S. V. Ivanova
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Kazakhstan)
Candidate of Philosophical Sciences, Docent (Moscow)
Doctor of Biological Sciences, Professor, Rectorof Novosibirsk
State Pedagogical University
Doctor of Philosophical Sciences, Professor
(Saint-Petersburg)
Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Corresponding
Member of the Russian Academy of Education
Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Academician
of the Russian Academy of Education (Saint-Petersburg)
Doctor of Philosophical Sciences, SciencePro-Rector
of Novosibirsk State Pedagogical University
Doctor of Philosophical Sciences
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Prague)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Krasnoyarsk)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Pskov)
Doctor of Economics Sciences, Professor, Pro-Rectorof
Novosibirsk State Pedagogical University
Doctor of Philosophical Sciences, Professor,
Director of the Institute of the Strategy of Education
Development of the Russian Academy of Education (Moscow)
Doctor of Philosophical Sciences, Deputy Chair of the State
Duma Committee on Education (Moscow)
Academician of the Russian Academy of Sciences (Moscow)
Doctor of Philosophical Sciences, Directorof the Institute of Philosophy
and Law of the SiberianBranch of the Russian Academy
of Sciences
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Academicianof the
Academy of Pedagogical and Social Sciences (Moscow)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Barnaul)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Prague)
Doctor of Philosophy, Professor (USA)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Moscow)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Krasnoyarsk)
CONTENT
From the edition..........……………………………………………….. ....................................................... 3
Part I. PROBLEMS OF THE SOCIETY DEVELOPMENT
AND MODERN EDUCATION
Pfanenshtil I. A., Pfanenshtil L. N., Yatsenko M. P. (Krasnoyarsk). Global
world as a single axiological system: problems and prospects ................................. 6
Andronnikova O. O. (Novosibirsk). Safety of the educational environment
in modern geopolitical conditions ..................................................................................... 15
Vaneeva T. A., Mzhelskaya I. V. (Novosibirsk). The role of higher education
in the implementation of the anti-crisis concept of Russia’s development ....... 24
Petrov V. V. (Novosibirsk). Re-industrialization in the risk society:
university mission .................................................................................................................... 33
Kamashev S. V., Nalivayko N. V. (Novosibirsk). Education
and a new approach to national safety ............................................................................. 41
K
.
K
.
E
.
e g y
B z sy ar r B e. G
.
g a o
a l v
l in n
i
V
A
.
D
.
A
.
o a
v
a
A
G
r
A
.
y
a
Z
k
h
a
.
l
o
Z
A
v
h
.
a
A
fy
.
a
r
K
o
o
B
.
v
r
o
l
’
O
.
k
o
v
V
M a
. P
a
y
e
I l. c n o v
. R a
A S .
N
.
P v n v
y
a a s
n
I
.
r
i
P
f
N
.
N
.
o e k o
e a a sb iy p
h
. R
A
O
.
N
.
S
m n h
V V. . S T. s S et ie sp hi c
o
l
i
n
l
V
.
Y
a
.
S
.
T
u
E
.
r
e
v
b
o
v
s
k
o
i
V g u u im n
H b
. e U ns oh va a
k
.
o
v
A
N
.
N
.
A S. a C u
I .
M
.
C
o a h r
h
a o
k v
o
v
a
t
r
n
i
l
Стр.3
Rubantsova T. A. (Novosibirsk). Multiculturalism as a problem
of modern education in the epoch of globalization ...................................................... 49
Borisenko I. G. (Krasnoyarsk). Virtual trendsin the global educational space:
Smart-technologies ................................................................................................................... 56
Part II. ISSUES OF LANGUAGE EDUCATION
Erokhin V. V., Vezner S. I. (Novosibirsk). Motivational potential
of the interaction of the communication and linguistic-pantomime factors
in the methodology of teaching the subjects connected
with foreign languages ............................................................................................................ 66
Zarechneva N. G. (Tomsk). Semantic aspect of perception
of foreign-language text at the non-linguistic departments ..................................... 76
Zagorulko L. P. (Novosibirsk). Problems of patriotism and nationalism
in the context of language and language education ..................................................... 84
Part III. PROBLEMS OF PSYCHOLOGY
IN PHILOSOPHICAL UNDERSTANDING
Gudkova T. V., Matveeva N. S., Geybuka S. V. (Novosibirsk). Specifics
of individuality: giftedness and its individual manifestations ................................. 92
Dondokova R. B. (Ulan-Ude). Development of creative potential of students
in the learning process in a pedagogical university .................................................. 100
Andrienko E. V., Shulga I. I., Matveeva N. S., Gudkova T. V. (Novosibirsk).
Modeling and opportunities of implementing subject training
of the master’s degree students in the changing conditions
of the higher education development ............................................................................. 108
Rasskazov L. D. (Krasnoyarsk). The essence of consciousness development
in the transition periods of the society: a social-philosophical analysis
of the educational crisis ....................................................................................................... 117
Belokopytov Yu. N., Panasenko G. V. (Krasnoyarsk). Conceptual model
of consciousness as the self-organization of Leibniz's monads ........................... 123
Part IV. SPECIFIC PROBLEMS
OF THE MODERN DOMESTIC EDUCATION DEVELOPMENT
Bobrov V. V. (Novosibirsk). Research object of social sciences .................................. 134
Ushakov D. V. (Novosibirsk). Complementary of the interethnic relations of the
youth of Russia and Mongolia in new geopolitical conditions .............................. 147
Borisenko I. G. (Krasnoyarsk), Kamashev S. V., Kosenko T. S. (Novosibirsk),
Ushakova E. V. (Barnaul). Personality in the virtual educational space ......... 154
Sokhranyaeva T. V. (Moscow). Elderly people education:
social effectiveness and personal significance ............................................................ 162
Chistanov M. N., Chistanova S. S. (Abakan). The ethics code
of modern higher education: on the history of the problem ................................. 176
Shatsionok I. I. (Novosibirsk). Formation of legal consciousness
in the process of legal socialization of the person in education ........................... 186
Part V. INFORMATION
The webinar «Personalized approach in education: a dream or reality» ................ 192
Formatting rules for authors and publication ethics
and malpractice statement ................................................................................................. 221
PHILOSOPHY
OF EDUCATION
¹ 3 (60) 2015
The journal is included
in the list
of the leading
reviewed scientific
editions and journals
that are recommended
by the State
Commission
for Academic
Degrees and Titles
(VAK) for publication
of basic scientific
results
of the Candidate
of Science and
Doctor of Science
dissertations.
The journal is
included
in the Russian
scientific citation
index.
Editor
E. A. Butina
Translator
L. B. Vertgeym
Electronic
make-up operator
N. A. Butin
Editors address:
630126 Novosibirsk,
Vilyuiskaya, 28
Tel. (383)244-16-71
Signed for printing
23.06.2015
Format 70x100/16.
Offset printing.
Offset paper.
Printer’s sheets: 21,0.
Publisher’s
sheets: 22,6.
Circulation
1000 issues.
Order №
Siberian Branch
of the Russian
Academy of Sciences
Стр.4
СЛОВО РЕДАКТОРА
Перед Вами, уважаемые читатели, уже 60-й номер журнала (3-й –
в 2015 г.), который публикуется в момент, когда наши выпускники школ
подают заявления и документы для поступления в вузы. Свой выбор жизненного
пути молодые люди делают в достаточно сложный период для
нашего Отечества: продолжается гражданская война фашистов, националистов
и русофобов Украины против населения Юго-Востока страны на
границе с Россией. Идет война, которая вскрыла всю глубину противоречий
современного мира, продемонстрировала очередное стремление Запада
во главе с США ослабить и уничтожить Россию как геополитического
конкурента.
Вступающим в жизнь молодым людям надо понимать, какое будущее
их ожидает. Удастся ли обеспечить прочный мир, или человечество вновь
будет ввергнуто в войну, в которой не будет ни побежденных, ни победителей?
Возможно ли разрешение стоящих перед человечеством глобальных
проблем социально-экономического, политического, культурно-нравственного
и экологического характера в новых геополитических процессах?
Как далее пойдет развертывание сущностных сил человека: не обрекут
ли его стремление к прагматизму на духовное обнищание и нравственную
ущербность? Каковы действенные пути формирования «человеческого
капитала» для инновационного возрождения России? Эти и другие,
не менее актуальные, вопросы звучали на итоговой, посвященной
15-летию нашего журнала конференции «Российское образование в контексте
проблемной геополитики» (материалы конференции частично уже
опубликованы в журналах № 1 и 2 сего года).
В настоящем номере мы продолжаем знакомить читателя с основными
идеями конференции. В разделе, посвященном проблемам развития общества
и современного образования, представлены статьи: «Сущность
развития сознания в переходные периоды общества: социально-философский
анализ кризисных явлений образования» (Л. Д. Рассказов); «Безопасность
образовательной среды в современных геополитических условиях»
(О. О. Андронникова); «Роль высшей школы в реализации антикризисной
концепции развития России» (Т. А. Ванеева, И. В. Мжельская) и др. Мы продолжаем
во всех номерах журнала этого года знакомить читателя с материалами
дистанционного постоянно действующего семинара (вебинара)
«Прогнозирование в современном образовании: роль и предназначение»
(руководитель – академик Яков Семёнович Турбовской). В данном номере
вы, дорогой читатель, познакомитесь с точкой зрения ведущих ученых России
по теме «Индивидуальный подход в образовании: мечта или реальность»
(вебинар состоялся 26 марта 2015 г.).
3
Стр.5